ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Рисунок» является формирование у студентов композиционного объемно-пространственного восприятия объектов среды и арт-дизайна и овладение навыками профессиональной графики в художественном изображении объемно-пространственных объектов в процессе их проектирования, на основе которых будущий специалист сумеет самостоятельно овладевать новыми знаниями в условиях постоянного развития общества.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Рисунок» относится к вариативной части (Б.3.В) профессионального цикла и является базовой для дисциплин профессионального цикла данной профилизации.
Изучение дисциплины рассчитано на три семестра (1, 2, 3-ий), поэтому входные знания могут быть разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения дисциплины в первом и втором семестрах.
Учебная дисциплина «Рисунок» начинает цикл профессиональных дисциплин и является основой на которой строится дальнейшее обучение по специализации «Арт-дизайн». Для освоения дисциплины необходимы как минимум, знания, умения и навыки, формируемые в рамках изучения программ средней общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство». Она закладывает основу расширения и углубления базовых знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· живопись;
· формообразование;
· дисциплина.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Рисунок» является базовой для последующих специальных дисциплин, обеспечивая фундаментальную общеинженерную подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего специалиста.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
· готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
· владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) (ОК-28);.
профессиональные компетенции:
· способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);;
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· законы и правила линейной перспективы; их связь с визуальным восприятием действительности и графической практикой;;
· выразительные возможности и специфику применения художественно-графических материалов создании образной структуры объектов арт-дизайна;;
· общие принципы и закономерности изображения материальных тел;.
· методы конструктивного построения на плоскости объемных тел, деталей и конструкций;
Уметь:
· выбирать оптимальные художественные материалы и средства для воплощения своего творческого графического замысла;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· приемами и навыками работы с художественно-графическими материалами;;
· целостным структурным видением формы;;
· навыками конструктивно-аналитическогого и ассоциативно-образного мышления;.
· навыками сбора и использования разнообразного изобразительного материала;
· правилами оформления и специфическими особенностями проектной графики.
Дисциплина «Рисунок» способствует формированию следующих
профильно-специализированных компетенций профилизации «Арт-дизайн», предусмотренных ФГОС-3:
· владение приемами и средствами графического, живописного изображения объектов (ПК-1);
· владение алгоритмами порождения нестандартных художественно-проектных решений направленные на реализацию оригинальных концепций (ПК-5);
· умение находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу, используя принципы, законы и закономерности композиционного формообразования (ПК-6).
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость составляет 9 зачетных единиц (324 часа)
· Аудиторная – 4,2 зачетных единицы (150 часов)
· Самостоятельная – 4,8 зачетных единицы (174 часа)
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры | ||
1-й | 2-й | 3-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 9 (324) | |||
Аудиторные занятия | 4,2 (150) | |||
лекции | ||||
практические занятия | ||||
семинарские занятия | ||||
лабораторные работы | ||||
другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа | 4,8 (174) | |||
изучение теоретического курса | ||||
курсовая работа | ||||
домашние задания | ||||
другие виды самостоятельной работы: контрольная работа | ||||
Вид промежуточного контроля | зачет | экзамен | диф. зачет, курсовая работа |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Лабораторные занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Основы изобразительной грамоты | 1-3 | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в лаб. занятии – 1-3. | ||||
2. | Рисунок натюрморта | 4-15 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в лаб. занятии – 4-15. | ||||
Итого за 1 семестр | Зачет | |||||||
3. | Основы рисунка интерьера | 1-5 | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в лаб. занятии – 1-5. | ||||
4. | Рисунок сложного интерьера, экстерьера и городской среды | 6-20 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в лаб. занятии – 6-20. |
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
5. | Подготовка к экзамену | |||||||||||
Итого за 2 семестр | Экзамен | |||||||||||
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лекции | Лабораторные занятия | СРС | Консультации | |||||||||
6. | Рисунок фигуры человека | 1-3 | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в лаб. занятии – 1-3. | ||||||||
7. | Рисунок объекта арт-дизайна | 4-15 | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в лаб. занятии – 4-15. | ||||||||
8. | Работа над курсовой работой | 1-15 | ||||||||||
Итого за 3 семестр | Зачет, курсовая работа | |||||||||||
Всего за курс | ||||||||||||
Содержание разделов (тем) дисциплины
Раздел 1.
Тема 1. Основы изобразительной грамоты
Введение. Предмет и задачи курса. История методов обучения рисованию: зарубежная и отечественная школы рисунка.
Материалы рисунка. Свойства и характерные особенности применения графических материалов.
Зарисовки геометрических тел. Тональный рисунок драпировки.
Тема 2. Рисунок натюрморта
Основные положения изображения предметов в пространстве. Законы и правила линейной перспективы.
Закономерности светотеневых отношений и моделировки формы, принципы тонального и линейного решения рисунка
Тональный рисунок натюрморта из 3-4-х геометрических тел. Линейный рисунок самовара. Линейный рисунок натюрморта из 3-4-х бытовых предметов простой формы. Тональный рисунок натюрморта из 4-5-ти бытовых предметов с драпировками. Декоративный рисунок натюрморта (гризайль)
Раздел 2.