Прочитайте текст и выполните задания 26-31.




Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

 

Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».

По материалам энциклопедии для школьников

 

26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

27. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

28. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

29. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

30. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

31. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 2

 

Часть 1.

1. Отличительной тенденцией развития современного общества является

1) механизация 3) модернизация
2) индустриализация 4) глобализация

2. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

1) науке 2) искусству 3) образованию 4) морали

3. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность 3) интеллигентного человека
2) администратора 4) профессионала

4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Что относится к видам искусства?

1) живопись 2) литературоведение 3) история 4) искусствознание

6. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2) устанавливается твердый курс официальной валюты

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции

8. К косвенным налогам относится

1) налог на прибыль 3) подоходный налог
2) акциз 4) налог на имущество

9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей,

а расходы 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о

1) сохранении плановых начал в экономике 3) дефиците государственного бюджета
2) увеличении налоговых поступлений 4) падении курса рубля

10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. И класс, и нация

1) обладают суверенитетом

2) являются элементом социальной структуры

3) характеризуются определенным местом в системе производства

4) осуществляют публичную власть

12. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:

1) социально-классовую структуру 3) сословный строй
2) государственное устройство 4) социально-территориальную структуру

13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были

1) неравными 3) непрямыми
2) ограниченными 4) многостепенными

16. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

17. Что относится к социальным правам человека?

1) право на труд 3) избирательные права
2) право на жизнь 4) право собственности

18. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ 3) Общественная палата
2) Федеральное Собрание РФ 4) Конституционный Суд

19. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права 3) гражданского права
2) административного права 4) финансового права

20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.

Б. Правовые нормы исходят от государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

21. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) является областью духовной культуры

2) использует художественные образы

3) требует точности и обоснованности утверждений

4) создает духовные ценности

Черт сходства Черты отличия
   

22. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫСИСТЕМ
А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически 1) классовая
Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии 2) сословная
В) принадлежность к группе не передается по наследству  

 

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В
     

23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

24. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са со­вер­шен­но­лет­ним жи­те­лям стра­ны Z пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Не­об­хо­ди­мо ли вве­сти спе­ци­аль­ные уроки этики в школе?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии диа­грам­мы?

1) Боль­шин­ство опро­шен­ных не­за­ви­си­мо от об­ра­зо­ва­ния счи­та­ет, что не­об­хо­ди­мо­сти в спе­ци­аль­ных уро­ках этики нет.
2) Доля тех, кто по­ла­га­ет, что уроки этики не­об­хо­ди­мы толь­ко в млад­ших клас­сах, оди­на­ко­ва среди ре­спон­ден­тов со сред­ним и выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем.
3) Среди ре­спон­ден­тов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем мне­ние, что не­об­хо­ди­мо­сти в спе­ци­аль­ных уро­ках нет, на­и­ме­нее по­пу­ляр­но.
4) Доля тех, кто по­ла­га­ет, что уроки этики не­об­хо­ди­мы во всех клас­сах среди ре­спон­ден­тов со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем выше, чем среди ре­спон­ден­тов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем.

25. В стра­не Z в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов (2006 и 2012 гг.) ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «При­хо­ди­лось ли Вам, Вашей семье от­ка­зы­вать­ся от ле­че­ния, вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья из-за не­хват­ки денег?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Ва­ри­ан­ты от­ве­та % от числа опро­шен­ных
2006 г. 2012 г.
По­сто­ян­но    
Время от вре­ме­ни    
Очень редко    
Ни­ко­гда    

В сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции были пред­став­ле­ны раз­лич­ные ин­тер­пре­та­ции дан­ных опро­са. Ниже при­ве­де­ны не­ко­то­рые мне­ния. Какая из жур­на­лист­ских оце­нок ре­аль­но (фак­ти­че­ски) со­от­вет­ству­ет ин­фор­ма­ции, со­дер­жа­щей­ся в таб­ли­це?

1) Боль­шин­ство опро­шен­ных пред­по­чи­та­ют не об­ра­щать­ся в ме­ди­цин­ские учре­жде­ния.
2) Опро­шен­ные не уде­ля­ют долж­но­го вни­ма­ния сво­е­му здо­ро­вью.
3) Можно пред­по­ло­жить, что ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние опро­шен­ных ухуд­ши­лось.
4) В стра­не Z серьёзно на­ру­ша­ют­ся права че­ло­ве­ка.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

 

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать, по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеке. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

27. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

28. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

29. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

30. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно - только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

31. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 3

Часть 1.

1. Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния вла­сти, ор­га­ни­за­цию управ­ле­ния об­ще­ством? 1) ду­хов­ная 2) по­ли­ти­че­ская 3) эко­но­ми­че­ская 4) со­ци­аль­ная

2. Био­ло­ги­че­ской сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в

1) са­мо­ре­а­ли­за­ции 2) пище 3) твор­че­стве 4) об­ще­нии

3. Анна Пет­ров­на ак­тив­ный и твор­че­ский че­ло­век. Она вы­сту­пи­ла ини­ци­а­то­ром про­ве­де­ния суб­бот­ни­ка в своем дворе. Это ха­рак­те­ри­зу­ет её как

1) лич­ность 2) ад­ми­ни­стра­то­ра 3) ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка 4) про­фес­си­о­на­ла

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

А. По­ня­тие «об­ще­ство» при­ме­ни­мо к любой ис­то­ри­че­ской эпохе.

Б. Об­ще­ство воз­ник­ло рань­ше, чем по­яви­лось го­су­дар­ство.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. Право че­ло­ве­ка иметь соб­ствен­ное мне­ние, любые убеж­де­ния и сле­до­вать им на­зы­ва­ет­ся

1) пат­ри­о­тиз­мом 2) сво­бо­дой со­ве­сти 3) эго­из­мом 4) гу­ма­низ­мом

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мо­ра­ли?

А. Вы­пол­не­ние норм мо­ра­ли яв­ля­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром че­ло­ве­ка.

Б. Нормы мо­ра­ли опи­ра­ют­ся на пред­став­ле­ния людей о добре и зле.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Эко­но­ми­че­ская наука изу­ча­ет

1) формы го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния 2) со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию

3) типы семьи в со­вре­мен­ном об­ще­стве 4) спо­со­бы хо­зяй­ство­ва­ния людей

8. На­ло­ги в виде над­ба­вок к цене то­ва­ров и услуг на­зы­ва­ют­ся

1) кос­вен­ны­ми 2) пря­мы­ми 3) по­до­ход­ны­ми 4) по­иму­ще­ствен­ны­ми

9. В каком из пе­ре­чис­лен­ных слу­ча­ев идёт речь о про­из­вод­стве го­су­дар­ством об­ще­ствен­ных благ?

1) со­дер­жа­ние во­оружённых сил 2) по­вы­ше­ние вы­плат мно­го­дет­ным се­мьям

3) вве­де­ние новых тех­ни­че­ских стан­дар­тов 4) осу­ществ­ле­ние де­неж­ной эмис­сии

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це?

А. По­ня­тие «пол­ная за­ня­тость на­се­ле­ния» озна­ча­ет пол­ное от­сут­ствие без­ра­бо­ти­цы.

Б. Без­ра­бо­ти­ца яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной чер­той ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. Какая из на­зван­ных со­ци­аль­ных групп вы­де­ле­на по про­фес­си­о­наль­но­му при­зна­ку?

1) во­ен­но­слу­жа­щие 2) молодёжь 3) кон­сер­ва­то­ры 4) моск­ви­чи

12. Какую со­ци­аль­ную роль могут ис­пол­нять как под­рост­ки, так и взрос­лые люди?

1) уче­ник сред­ней школы 2) ав­то­мо­би­лист 3) из­би­ра­тель 4) по­тре­би­тель

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­флик­те?

А. Со­ци­аль­ный кон­фликт все­гда при­во­дит к не­га­тив­ным по­след­стви­ям.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты раз­ли­ча­ют­ся по форме и ха­рак­те­ру раз­ви­тия.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. К ор­га­нам за­ко­но­да­тель­ной вла­сти РФ от­но­сит­ся

1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Вер­хов­ный суд РФ 3) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние 4) Пре­зи­дент РФ

15. Ор­га­ни­за­ция объ­еди­ня­ет людей, име­ю­щих общие взгля­ды на об­ще­ствен­ные про­бле­мы. Она до­би­ва­ет­ся кон­тро­ля над управ­ле­ни­ем стра­ной и для этого при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в вы­бо­рах в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Эта ор­га­ни­за­ция яв­ля­ет­ся 1) пар­ла­мент­ской фрак­ци­ей 2) по­ли­ти­че­ской пар­ти­ей 3) ини­ци­а­тив­ной груп­пой 4) про­фес­си­о­наль­ным со­ю­зом

16. Ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

1) отказ вы­пла­чи­вать али­мен­ты 2) выгул со­ба­ки на дет­ской пло­щад­ке

3) отказ усту­пить место ин­ва­ли­ду в транс­пор­те 4) отказ упла­тить аренд­ную плату за съем­ную квар­ти­ру

17. Пра­во­на­ру­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся

1) на­ло­же­ние взыс­ка­ния на­чаль­ни­ком на под­чинённого 2) раз­гла­ше­ние го­су­дар­ствен­ной тайны

3) кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние ста­рин­ных монет 4) на­ру­ше­ние слова, дан­но­го другу

18. Сде­лать и за­ве­рить копию ат­те­ста­та зре­ло­сти (до­ку­мен­та об окон­ча­нии сред­ней ос­нов­ной школы), иные справ­ки и до­ку­мен­ты, об­ла­да­ю­щие юри­ди­че­ской силой, можно у

1) ад­во­ка­та 2) про­ку­ро­ра 3) судьи рай­он­но­го суда 4) но­та­ри­уса

19. Граж­да­не го­су­дар­ства участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии пар­ла­мен­та, вы­би­рая его де­пу­та­тов. В этом про­яв­ля­ют­ся их права

1) со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские 2) куль­тур­ные 3) по­ли­ти­че­ские 4) че­ло­ве­ка

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о меж­ду­на­род­ном гу­ма­ни­тар­ном праве?

А. Меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право за­пре­ща­ет при­ме­нять любое ору­жие.

Б. Целью меж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го права яв­ля­ет­ся пол­ное за­пре­ще­ние войн как форм со­ци­аль­ных кон­флик­тов.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства и черты раз­ли­чия между нор­ма­ми права и мо­ра­ли. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия. 1) ре­гу­ли­ру­ют жизнь об­ще­ства 2) при­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ством 3) фор­маль­но за­креп­ле­ны 4) уста­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла по­ве­де­ния

Черты сход­ства Черты от­ли­чия
       
       

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми пра­во­на­ру­ше­ний и ви­да­ми юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти, при­ме­ня­е­мы­ми в каж­дом слу­чае: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРА­ВО­НА­РУ­ШЕ­НИЯ   ВИДЫЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКОЙ ОТ­ВЕТ­СТВЕН­НО­СТИ
А) 30-лет­ний Павел про­ехал не­сколь­ко оста­но­вок на ав­то­бу­се, не опла­тив про­езд. Б) Граж­да­нин К. ре­гу­ляр­но опаз­ды­ва­ет на ра­бо­ту без ува­жи­тель­ных при­чин. В) В зда­нии, ко­то­рое за­ни­ма­ет фирма «Пром­то­ва­ры», по­жар­ная ин­спек­ция об­на­ру­жи­ла на­ру­ше­ния пра­вил по­жар­ной без­опас­но­сти. Г) Елена за­яви­ла ра­бо­то­да­те­лю, что уволь­ня­ет­ся с за­ни­ма­е­мой долж­но­сти, и на сле­ду­ю­щий день пре­кра­ти­ла ис­пол­нять свои обя­зан­но­сти. Д) Из-за своей не­бреж­но­сти Вик­тор нанес ущерб иму­ще­ству фирмы, в ко­то­рой он ра­бо­та­ет.   1) ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность 2) дис­ци­пли­нар­ная от­вет­ствен­ность

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

23. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) При­над­леж­ность че­ло­ве­ка к опре­делённой эт­ни­че­ской общ­но­сти имеет важ­ное зна­че­ние, по­ка­зы­ва­ет ду­хов­ную связь лич­но­сти с язы­ком, куль­ту­рой, мен­та­ли­те­том опре­делённой на­ци­о­наль­но­сти. (Б) В ста­тье 26 Кон­сти­ту­ции РФ ука­за­но, что каж­дый че­ло­век впра­ве опре­де­лять и ука­зы­вать свою на­ци­о­наль­ную при­над­леж­ность, и никто не может быть при­нуждён к опре­де­ле­нию и ука­за­нию своей на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти. (В) Опре­де­ле­ние на­ци­о­наль­но­сти по эт­ни­че­ской при­над­леж­но­сти отца или ма­те­ри не­пра­во­мер­но, это част­ное дело граж­да­ни­на, объ­ект его куль­тур­ных, язы­ко­вых и бы­то­вых пред­по­чте­ний.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста 1) от­ра­жа­ют факты 2) вы­ра­жа­ют мне­ние

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

А Б В
     

24. В стра­нах Z и Y один из фон­дов изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния провёл среди со­вер­шен­но­лет­них граж­дан опрос: «До­ве­ря­е­те ли Вы пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам?».

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, по­то­му что они за­щи­ща­ют права и за­кон­ные ин­те­ре­сы граж­дан, в стра­не Z боль­ше, чем в стра­не Y.

2) Доля тех, кто до­ве­ря­ет пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, так как там ра­бо­та­ют на­сто­я­щие про­фес­си­о­на­лы, в стра­не Z ниже, чем в стра­не Y.

3) В стра­не Z более по­ло­ви­ны опро­шен­ных до­ве­ря­ют пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам, так как уве­ре­ны в их про­фес­си­о­на­лиз­ме.

4) В стра­не Y оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных от­но­сят­ся к пра­во­охра­ни­тель­ным ор­га­нам с опа­се­ни­ем и не до­ве­ря­ют им.

5) В стра­не Z боль­шая часть опро­шен­ных, по срав­не­нию со стра­ной Y, ис­пы­та­ли труд­но­сти при от­ве­те на по­став­лен­ный во­прос.

25. Ста­ти­сти­че­ские служ­бы стра­ны Z изу­чи­ли ди­на­ми­ку про­даж бы­то­вой тех­ни­ки в пе­ри­од с 2002 по 2012 г. Ре­зуль­та­ты изу­че­ния (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния, отражённые в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе ис­сле­до­ва­ния ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пред­при­я­тия по про­из­вод­ству бы­то­вой тех­ни­ки в стра­не Z ак­тив­но осва­и­ва­ют вы­пуск новых мо­де­лей.

2) Спрос на бы­то­вые то­ва­ры в стра­не Z со­кра­тил­ся.

3) Про­тек­ци­о­нист­ская по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ства стра­ны Z спо­соб­ство­ва­ла пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­нию по­тре­би­тель­ско­го спро­са с то­ва­ров ино­стран­но­го про­из­вод­ства на то­ва­ры про­из­вод­ства стра­ны Z.

4) За­фик­си­ро­ван рост про­даж новой ино­стран­ной бы­то­вой тех­ни­ки.

5) Бы­то­вая тех­ни­ка про­из­вод­ства стра­ны Z мень­ше вос­тре­бо­ва­на на рынке, чем тех­ни­ка ино­стран­ных про­из­во­ди­те­лей.

Прочитайте текст и выполните задания.

 

За­дат­ки и спо­соб­но­сти

Ре­бе­нок рож­да­ет­ся не с го­то­вы­ми спо­соб­но­стя­ми, а с за­дат­ка­ми, т.е. та­ки­ми осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния мозга и ор­га­нов чувств, ко­то­рые вы­сту­па­ют в ка­че­стве при­род­ных пред­по­сы­лок раз­ви­тия спо­соб­но­стей. За­дат­ки мно­го­знач­ны, т.е. на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Так, ост­рая на­блю­да­тель­ность и хо­ро­шая зри­тель­ная па­мять могут войти в струк­ту­ру спо­соб­но­стей ху­дож­ни­ка, сле­до­ва­те­ля, гео­ло­га.

Разо­вьют­ся ли за­дат­ки в спо­соб­но­сти, за­ви­сит не толь­ко от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, но и от ис­то­ри­че­ских усло­вий, от по­треб­но­стей об­ще­ства. Те или иные спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ют­ся тогда, когда в них по­яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ная не­об­хо­ди­мость.

Рас­смот­рим с этой точки зре­ния такую во­об­ра­жа­е­мую си­ту­а­цию. Где-то на да­ле­ком ост­ро­ве в Тихом оке­а­не ро­дил­ся маль­чик с вы­да­ю­щи­ми­ся му­зы­каль­ны­ми за­дат­ка­ми. Кем может он стать, если учесть, что люди его пле­ме­ни не знают ни­ка­кой иной му­зы­ки, кроме од­но­го­лос­но­го пения, и ни­ка­ко­го дру­го­го му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, кроме ба­ра­ба­на? В луч­шем слу­чае этот маль­чик вой­дет в ис­то­рию ост­ро­ва как самый за­ме­ча­тель­ный ба­ра­бан­щик. Иными сло­ва­ми, он до­стиг­нет та­ко­го уров­ня раз­ви­тия сво­е­го му­зы­каль­но­го та­лан­та, ко­то­рый воз­мо­жен в опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных усло­ви­ях. Со­всем иначе сло­жи­лась бы его судь­ба, если бы он ока­зал­ся в стра­не с вы­со­ко­раз­ви­той му­зы­каль­ной куль­ту­рой и попал там к хо­ро­шим пе­да­го­гам.

 

26. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них

27. Как автор опре­де­ля­ет при­род­ные за­дат­ки че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два при­ме­ра при­род­ных за­дат­ков.

28. Какие три усло­вия автор вы­де­ля­ет в ка­че­стве не­об­хо­ди­мых для раз­ви­тия за­дат­ков в спо­соб­но­сти?

29. Ан­дрей Ф., че­ты­рех лет, об­ла­да­ет хо­ро­шей му­зы­каль­ной па­мя­тью и спо­со­бен точно вос­про­из­ве­сти слож­ную по­ли­фо­ни­че­скую ме­ло­дию после од­но­го про­слу­ши­ва­ния. На­зо­ви­те три сферы де­я­тель­но­сти, в ко­то­рых он может до­стичь мак­си­маль­но­го рас­кры­тия своих спо­соб­но­стей. Ука­жи­те любое со­ци­аль­ное усло­вие, ко­то­рое по­мо­жет ему раз­вить свои за­дат­ки.

30. Автор от­ме­ча­ет, что на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Каким при­ме­ром он ил­лю­стри­ру­ет этот вывод? При­ве­ди­те свой при­мер, под­твер­жда­ю­щий это по­ло­же­ние (на­при­мер, хо­ро­шая при­род­ная пла­сти­ка важна и для спортс­ме­на, и для ак­те­ра).

31. «Ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ка де­ла­ет при­ро­да, а ве­ли­ким — об­ще­ство». Со­глас­ны ли вы с этим вы­ска­зы­ва­ни­ем? Обос­нуй­те свое мне­ние.

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 4

1. Учёные-об­ще­ство­ве­ды опре­де­ля­ют об­ще­ство как...

1) весь мир в мно­го­об­ра­зии его форм и про­яв­ле­ний 2) не­отъ­ем­ле­мую часть при­ро­ды

3) един­ство живой и не­жи­вой при­ро­ды 4) обосо­бив­шу­ю­ся от при­ро­ды часть мира

2. Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет меж­лич­ност­ный кон­фликт?

1) Пра­ви­тель­ство стра­ны объ­яви­ло о по­вы­ше­нии та­мо­жен­ных сбо­ров.

2) Од­но­класс­ни­ки по­ссо­ри­лись из-за гра­фи­ка де­жур­ства. 3) Со­труд­ник ГИБДД вы­пи­сал штраф за пре­вы­ше­ние ско­ро­сти. 4) Ра­бот­ник предъ­явил пре­тен­зии ра­бо­то­да­те­лю по по­во­ду не­свое­вре­мен­ной вы­пла­ты за­ра­бот­ной платы.

3. Ека­те­ри­на – сту­дент­ка кол­ле­джа. В сво­бод­ное от учёбы время она ак­тив­но участ­ву­ет в де­я­тель­но­сти мо­ло­деж­но­го пар­ла­мен­та. Это ха­рак­те­ри­зу­ет её как

1) ин­ди­ви­да 2) пред­ста­ви­те­ля молодёжи 3) лич­ность 4) то­ва­ри­ща

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка?

А. Изу­че­ние школь­но­го курса фи­зи­ки яв­ля­ет­ся при­ме­ром по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти.

Б. Де­я­тель­ность пред­по­ла­га­ет со­зна­тель­ную ак­тив­ность че­ло­ве­ка.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. К ду­хов­ной сфере об­ще­ства от­но­сят­ся от­но­ше­ния между 1) ре­жис­се­ром ки­но­филь­ма и ак­те­ра­ми

2) зри­те­лем ки­но­те­ат­ра и кас­си­ром в кассе ки­но­те­ат­ра 3) зри­те­лем ки­но­те­ат­ра и охран­ни­ком ки­но­за­ла 4) ди­рек­то­ром ки­но­за­ла и ре­монт­ной бри­га­дой, про­во­див­шей в нем ре­монт

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мо­ра­ли? А. Вы­пол­не­ние норм мо­ра­ли яв­ля­ет­ся сво­бод­ным вы­бо­ром че­ло­ве­ка. Б. Нормы мо­ра­ли опи­ра­ют­ся на пред­став­ле­ния людей о добре и зле.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Все ис­поль­зу­е­мые в про­из­вод­ствен­ном про­цес­се при­род­ные ре­сур­сы на­зы­ва­ют

1) про­из­вод­ствен­ный ка­пи­тал 2) труд 3) ин­фор­ма­ция 4) земля

8. В ко­манд­ной эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от ры­ноч­ной

1) су­ще­ству­ет кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей 2) труд яв­ля­ет­ся то­ва­ром

3) ре­сур­сы рас­пре­де­ля­ют­ся цен­тра­ли­зо­ван­но 4) уста­нов­лен налог на при­быль

9. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z? 1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­ло­гах?

А. Пря­мые на­ло­ги су­ще­ству­ют в виде над­ба­вок к цене опре­делённых то­ва­ров.

Б. К пря­мым на­ло­гам от­но­сят налог на иму­ще­ство.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. К со­ци­аль­ной сфере об­ще­ства от­но­сят­ся от­но­ше­ния между

1) пра­ви­тель­ства­ми го­су­дарств 2) пред­при­ни­ма­те­ля­ми од­но­го го­су­дар­ства

3) го­су­дар­ством и пред­при­ни­ма­те­лем 4) го­су­дар­ством и пен­си­о­не­ром

12. Ро­ди­те­ли Маши и Оли по­гиб­ли в ав­то­ка­та­стро­фе. Де­воч­ки живут и вос­пи­ты­ва­ют­ся у ба­буш­ки. Их семья яв­ля­ет­ся 1) пат­ри­ар­халь­ной 2) мно­го­дет­ной 3) не­пол­ной 4) малой (нук­ле­ар­ной)

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных нор­мах? А. Все со­ци­аль­ные нормы имеют фор­маль­ный ха­рак­тер. Б. Как пра­ви­ло, со­ци­аль­ные нормы фик­си­ру­ют­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. К ор­га­нам за­ко­но­да­тель­ной вла­сти РФ от­но­сит­ся

1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Вер­хов­ный суд РФ 3) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние 4) Пре­зи­дент РФ

15. Стра­на Z — уни­тар­ное го­су­дар­ство. Это зна­чит, что

1) в ре­ги­о­нах стра­ны Z могут су­ще­ство­вать соб­ствен­ные пра­ви­тель­ства 2) в стра­не Z ре­а­ли­зо­ван прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей 3) в ре­ги­о­нах стра­ны Z есть соб­ствен­ные кон­сти­ту­ции 4) стра­на Z раз­де­ле­на на ре­ги­о­ны, ко­то­рые не об­ла­да­ют при­зна­ка­ми су­ве­ре­ни­те­та

16. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей? А. Раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, су­деб­ную, ис­пол­ни­тель­ную спо­соб­ству­ет пра­во­во­му огра­ни­че­нию го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

Б. Су­деб­ная власть — са­мо­сто­я­тель­ная и не­за­ви­си­мая ветвь вла­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­зна­кам пра­во­на­ру­ше­ния?

1) за­дер­жа­ние со­труд­ни­ком по­ли­ции 2) воз­буж­де­ние уго­лов­но­го дела

3) за­клю­че­ние сле­до­ва­те­ля 4) об­ще­ствен­ная опас­ность де­я­ния

18. Какой от­рас­лью права ре­гу­ли­ру­ет­ся по­ря­док рас­смот­ре­ния в суде дел о воз­ме­ще­нии мо­раль­но­го ущер­ба? 1) уго­лов­но-про­цес­су­аль­ным пра­вом 2) кон­сти­ту­ци­он­ным пра­вом

3) ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­вом 4) граж­дан­ско-про­цес­су­аль­ным пра­вом

19. На оста­нов­ке об­ще­ствен­но­го транс­пор­та под­рост­ки не­цен­зур­но вы­ра­жа­лись. Какое пра­во­на­ру­ше­ние они со­вер­ши­ли? 1) граж­дан­ский про­сту­пок 2) дис­ци­пли­нар­ный про­сту­пок

3) ад­ми­ни­стра­тив­ный про­сту­пок 4) уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой.

Б. Кон­сти­ту­ция яв­ля­ет­ся сво­дом за­ко­нов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства и от­ли­чия роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и в усло­ви­ях ко­манд­ной эко­но­ми­ки. Вы­бе­ри­те и за­пи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: