присвоение человеком. Специфика коллективных представлений (Э. Дюркгейм).




Дюркгейм выделил три вида человеческой памяти:

  • Генетическая, т.к. полученное от родителей (строение…)
  • Индивидуальная (т.е. приобретенный опыт)
  • Культурная (память некого сообщества, интериоризируемая индивидом как социальным существом – традиции, законы, нормы поведения, поведенческие факты, т.е. социальные факты, существующие вне человека и обладающие принудительной силой [фрейдовское сверх-я])

 

Последний из них, культурный или социально-исторический, является фактором, сильно повлиявшим на историческое развитие познавательных процессов, что проявляется в:

  • Обучение в школе (социальная среда) снимае тряд феноменов, связанных с восприятием, силлогистическими умозаключениями (т.е. составление умозаключения на основе каких-то «поверхностных обобщений», например, когда связывается танец с дождем и т.п.)
  • Обучение в школе => формирование абстрактных понятий/
  • Обобщениям не по житейско-практическому, а по абстрактному принципу, т.е. на основе объективных свойств, а не практического применения (таксономия Ламарка, как пример абстрактного обобщения)

 

Общественно-исторический опыт присваевается человеком следующими путями:

  • Интериоризацией социальных фактов (стереотипы поведения…)
  • Получением опыта посредством знаковой системы (книги, язык…)

 

Дюркгейм выдвинул ряд теорий, был основоположником французской школы социологии, утверждал, что «социальное нужно объяснять социальным, исходя из социального». Как подтверждение этой его позиции нужно рассмотреть специфику социальных, или коллективных, представлений:

  • Несводимость социального к индивиду или индивидуальному сознанию – социальное существует как отдельная реальность, развивающаяся по своим законам и не зависящая от индивида. Человек, рождаясь, попадает в эту среду, вбирает ее в себя. Д. подчеркивает ведомость индивида, его подчиненность и формируемость социумом.
  • Солидарность или спсобы достижения порядка:
    1. Механическая, обуславливающая строение общества по принципу сложения малозависящих друг от друга компонентов, характеризующаяся слабым развитием индивидуального начала. Главная особенность – коллективное сознание растворяет в себе индивидуальное.
    2. Органическая – части общества взаимозависимы, значимо разделение труда, индивидуальные начала развиты сильно. Особенность – осознание социальных следствий разделения труда.

 

 

 

№ 24 Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский). Их строение, основные характеристики, законы становления. Понятие интериоризации. Параллелограмм развития.

 

Понятие ВПФ было введено Выготским. ВПФ – понятие, объединяющее качества психики, характерные только для человека, при чем взрослого – у детей они еще не развиты.

Строение и свойства ВПФ и связанные с ними понятия:

  • Опосредованность – ВПФ включают в себя социокультурный опыт, ВПФ не привязаны к конкретной ситуации, к непосредственному мотиву деятельности.
    1. Синзитивный период – важный для научения, т.к. это период наиболее легкого овладевания каким-то видом деятельности.
    2. Язык и разделение труда как основа опосредованности (по Леонтьеву)
  • Произвольность – возможность поставить задачу, а затем выполнить ее. Т.е. можно сказать, осознанность.

1. Овладевание – подчинение своего поведения и психики своему же контролю

  • Социальность – есть опыт и учитель, помогающий его получить.

2. Интериоризация – присвоение человеком схем и стереотипов поведения из социокультурной среды.

  • Системность – т.е. ВПФ работает как одно целое, хотя и состоит из разнородных элементов – низших психических функций.

 

Параллелограмм развития – это понятие было введено Леонтьевым после экспериментов над детьми. В этих экспериментах была подчеркнута важность синзитивных периодов, введено понятие ЗБР – зоня ближайшего развития.

В кратце об итогах: было доказано, что в синзитивный период дети, которым даются дополнительные средства (второй грукарточки с вызывающим ассоциации материаллом) обучаются быстрее тех, кому эти средства не даются. Однако, в определенный момент полезность дополнительного материала падает (происходит интериоризация) и в конечном итоге показатели обеих групп уравниваются

 

ЗБР – разница в активности при самостоятельных действиях ребенка и при деятельности с помощью взрослых. Это то, чего мог бы ребенок достичь, если б у него были нужные средства (обогащенность среды)

 

№ 25 Три объема понятия личность. Индивид и личность. Соотношение врожденного и приобретенного в индивиде и личности.

В начале о понятиях. Индивидуальность по Леонтьеву – это совокупность морфофизиологических и психологических черт, обусловленных генотипом. (к психологическим чертам относятся: способности, темперамент, эмоциональность). Личность же – это продукт созиализации, совокупность качеств и черт, приобретенных во взаимодействии с социумом. «Это индивидуальное преломление всеобщего», как сказал Рубинштейн.

Есть также житейское определение личности, по которому она – совокупность всех индивидуальных черт человека, однако, это утверждение неверно.

Еще один немаловажный момент в определении личности, по Гиппенрейтер, это ее вклад, который она вносит в развитие общества, то есть как бы обратная связь. Так один и тот же поступок, убийство, например, может быть и преступлением, если совершен в обыденной жизни, или подвигом, если на войне. То есть понятие личности во многом зависит от принятых в социуме норм и порядков.

Говоря о соотношении врожденного и приобретенного, в первую очередь нужно вспомнить проблемы способностей, на счет которых есть две точки зрения:

· Способности – наследственно обусловленная готовность человека к овладеванию и успешному осуществлению какой-то деятельности

· Способности – формирующаяся прижизненно готовность.

В пользу обоих точек зрения есть противоречивые между собой доказательства [пример династий музыкантов, пример искусственной селекции умных и глупых крыс, НО пример развития слуха у народов с тембровым и тоническим языками, с воспитанием крыс в обедненной.обогащенной средах. А также факт существования синзитивных периодов].

Из всего вышеперечисленного в отношение рассматриваемого вопроса можно сделать вывод: Факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

 

Ожидаемые вопросы:

  • Могут ли изменяться индивидуальные черты? (скорее да чем нет, потому что, по Леонтьеву, это совокупность генотипически заложенных признаков, а у них есть диапазон, в котором они могут варьироваться под воздействием окружающей среды. Например, телосложение у мужчин с возрастом смещается к мезоморфному типу. А т.к. морфофизиологические особенности влияют на особенности психики, и так как темперамент является таким же генотипическим признаком, для которого свойственны все его черты, можно говорить, что врожденные психологические особенности также подвержены изменениям. Однако Павлов здесь разделяет понятия темперамента и характера, и называет первое генотипом, а второе фенотипом.)
  • Что такое темперамент (это совокупность генетически обусловленных свойств психики, определяющих формально-динамические особенности деятельности. Черты – темп, сила, ригидность…)
  • Какова «польза» темперамента как предмета наблюдения? (По нему нельзя ни о чем судить, т.к. проявляется он только в трех реальных вещах – особенность моторики, общей активности, особенностях эмоциональности)
  • Что такое синзитивный период? (это период, наиболее блигоприятный для развития какой-то определенной способности или навыка)

 

№ 26 Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента и его психологическое описание. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

[У этого понятия богатая история. Гиппократ давал ему чисто физиологическую трактовку, объясняя преобладанием в организме одной из четырех жидкостей, затем были теории, соотносившие темперамент с обменом веществ, тонуса нервной и мышечной тканей, и в конце концов, со свойствами нервной системы.]

 

Темперамент – это совокупность генетически обусловленных свойств психики, определяющих формально-динамические особенности деятельности. Темперамент проявляется в трех сферах:

  • Особенности эмоциональности (чувствительность, импульсивность)
  • Уровень общей активности (инертность, пассивность, активность, инициативность, спокойствие, стремительность)
  • Особенности моторики (темп, ритм, общее количество движений)

 

В ходе многочисленный экспериментов на выработку условных рефлексов у животных, Павлов отметил разные виды реакций собак на раздражители, исходя из которых выделил несколько свойств ВНД

  • Сила (т.е. чем сильней раздражитель, который животное могло выдержать без запредельного торможения, тем сильнее)
  • Уравновешенность (быстрота выработки реакций на положительное подкрепление равна тому же на отрицат подкрепление)
  • Подвижность
  • [затем, после пересмотра] Лабильность, Динамичность

Исходя из этих трех исходных качеств он создал таблицу, по сути переработанную Гиппократовскую схему, которая еще при его жизни была им же и его учениками пересмотрена.

 

В итоге Павлов разделил значение слова темперамент на два понятия:

  • ГЕНОТИП – прирожденный тип нервной системы, связываемый самим Павловым с понятием темперамент.
  • ФЕНОТИП – склад высшей нервной деятельность, связываемый с характером, формирующийся во взаимодействии со средой.

 

Говоря о темпераменте и индивидуальном стиле, нужно заметить, что темперамент – это основа, на которой формируется характер, и граница между ними очень размыта. Так если можно говорить об инициативности как о свойстве НС, то соответствующим этому свойству черта характера будет предприимчивость и т.п.

 

Ожидаемые вопросы:

  • История представлений о темпераменте
  • Критика прогиппократовской модели типов ВНД Павлова. (поведение далеко не всегда соответствует типу темперамента; теоретически можно выделить 24 типа ВНД, а не 4; к трем свойствам прибавились лабильность и динамичность; изучение исключительно условно-рефлекторными методами не оправдывает себя, так как не учитывает деятельность многих подкорковых структур мозга)
  • Каков же физиологический фундамент темперамента? (его так и не удалось определить, сегодня выделяют только динамические аспекты, обусловленные физиологически)

 

№ 27 Характер и его формирование. Соотношение темперамента и характера. Понятия психопатии и акцентуации характера. Основные виды психопатий и акцентуаций.

По Павлову, темперамент – это прирожденный тип нервной системы, а характер – склад ВНД, формирующийся во взаимодействии со средой, с социумом. То есть темперамент – основа характера и граница между ними очень зыбкая и не четкая.

В более узком смысле характер можно определить как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются его способы поведения и эмоционального реагирования.

Из данных определений следует некая общность проявления темперамента и характера, собственно, разница заключается в том, что проявление качества в характере имеет большую «оформленность», чем в темпераменте (по Гиппенрейтер). Если в контексте разговора о темпераменте мы говорим «резкость», то в контексте характера «решительность» и т.п.

 

 

Психопатия – это крайняя степень выраженности характера,

Акцентуация – это крайние варианты нормы выраженности характера, бывают явные и скрытые.

Граница между этими двумя понятиями как бы разделяет сферы влияния психологии и психиатрии, психопатии – уже сфера психиатров.

Есть три критерия, по которым определяется эта степень выраженности характеров:

· Стабильность, то есть постоянство выраженность акцентуизированного характера

· Тотальность, то есть акцентуации проявляются в любой обстановке, со знакомыми и незнакомыми людьми.

· Социальная дезадаптация – то есть наступает разлад с собой или окружающими по любой трудной ситуации.

Если мы не можем применить хоть один из этих критериев по отношению к рассматриваемому характеру, то говорить о психопатии мы не можем.

 

К психопатиям (по Ганнушкину) относятся:

· Неврастеники, психастеники (чувствительность и истощаемость – их общие черты)

· Эпилептоидность (крайний эгоизм, гневливость, злобность, склонность к образованию сверхценных идей)

А. Е. Личко были выделены акцентуации характеров:

· Гипертимный тип (хорошее настроение, легкость в общении, оптимизм, переоценка своих возможностей)

· Шизоидный (эмоциональная холодность, интровертированность, замкнутость)

· Циклоидный

· Истероидный (и т.д.)

 

Ожидаемые вопросы:

· Передается ли характер по наследству? ( в пользу этого говорят гениалогические исследования, когда выраженность характера прослеживается в поколениях и близнецовый метод, показывающий высокую корелляцию между свойствами характера у однояйцевых близнецов, воспитывавшихся раздельно )

· Описание примера акцентуации или психопатии

 

 

№ 28 Строение тела и характер: анализ психотелесных соответствий (Э. Кречмер, У. Шелдон).

В обыденной жизни комплекция тела часто соотносится с чертами характера человека, эта проблема всегда волновала и ученых, пытавшихся как-то соотнести их с научной точки зрения.

Шелдон приводит три типа темперамента, соотносимых им о строением тела:

Висцеротонический:

Черты темперамента: любовь к еде, сну и комфорту, бесхарактерность, расслабленность, замедленные реакции, социофилия, жажда похвалы, открытость

Соматонический:

· Черты темперамента: уверенные движения, решительность, энергичность, любовь к физическим нагрузкам и риску, агрессивность,

Церебральный:

· Черты темперамента: скованность, чрезмерная физическая, умственная активность, повышенная скорость реакций, напряженность, скрытность, социофобия, живость.

Кречмер же проводил исследования осбенностей конституции у пациентов клиник, и по-этому, в отличие от Шелдона, т.е по его исследованиям судить о нормальных характерах можно с оговорками.

Замечания по его исследованиям:

· Разнообразность числовых показателей для «племени», причем пациентов клиник, т.е. он не претендует на глобальность и всеобщую применимость результатов своих исследований.

· Понятие среднего показателя и акцентуации какой-то черты часто определялось «на глаз, исходя из опыта»

· Исследование не «идеальных» случаев, а «наиболее ярких» (т.е. задача не найти чистый тип и его исследовать, а найти наиболее яркий в проявлении и выявить его особенности)

 

Кречмер выделяет следующие типы:

  • Астенический (явная недостаточность массы по сравнению с ростом, слабо развитые ткани, часто преждевременное старение, резкость черт лица)
  • Атлетический (высокие, сильно развита мускулатура, скелет, кожа, стройность, широкие плечи, жировая ткань слабо развита)
  • Пикнический (развитие полостей тела, склонность к ожирению, мышечный рельеф выражен очень слабо, короткие конечности, мягкость черт лица)

А затем он распределяет типы телосложения на шизофреническую и циркулярную группы, получая в итоге:

  • Астеники и атлетики (учитывая и промежуточные между ними формы) склонны к шизофрении
  • Пикники – циркулярные

 

Однако, все эти соматотипы смазываются индивидуальными особенностями и частыми неясными случаями, например, гипопластичные астеники по своим многим параметрам могут приближаться к атлетикам и т.п. К прочим подобным явлениям относятся выделенные Кречмером феминизм, евнухиодизм, диспластия и т.п.

№ 29 Понятие способностей. Способности и задатки. Явление одаренности. Общие и специальные способности. Развитие способностей.

Способность – наследственно обусловленная готовность человека к овладеванию и успешному осуществлению какой-то деятельности.

Однако есть две трактовки этого понятия. По первой из них, уровень способности определяются наследственностью, а по второму – они формируются прижизненно под действием факторов среды.

В пользу обоих точек зрения есть противоречивые между собой доказательства [пример династий музыкантов, пример искусственной селекции умных и глупых крыс, НО пример развития слуха у народов с тембровым и тоническим языками, с воспитанием крыс в обедненной.обогащенной средах. А также факт существования синзитивных периодов].

Из всего вышеперечисленного в отношение рассматриваемого вопроса можно сделать вывод: Факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

А следовательно мы можем говорить только о неких врожденных предпосылках к успешной деятельности в какой-то сфере – задатках. Этими предпосылками для, скажем, музыкальности может быть повышенная врожденная чувствительность слухового анализатора или чувствительность зрительного анализатора – для изобразительного и искусства.

В любом случае определяющий фактор – правильное использование задатков и развитие своих способностей, которое легче и лучше всего идет в синзитивные периоды (наиболее благоприятные для обучения чему-то). Известно, что если ребенок не научился, например, письму в синзитивный период, ему будет в последствие сложно этому научиться. Так же на развитие способностей влияют впечатления, связанные с деятельностью, то состояние, в котором проходило обучение той деятельности. То есть если ребенок утомлен или его деятельность вызывает неприятие у окружающих, то способность если и будет развиваться, то слабо.

Способность бывают общие (речь, письмо, ходьба), им как правило учатся все. И бывают специальные к какому-то виду деятельности (пение, игра на инструменте, умение решать математические задачи, игра в шахматы).

Одаренность – это понятие прежде всего связано с удачным развитием способностей. Если человек одарен в какой-то деятельности, то у него будет большая мотивация к этой деятельности, он будет «неутомим» в ней, будет способен долгое время заниматься ей практически не уставая.

 

 

№ 30 Интеллект как способность. Общее представление о структуре интеллекта. Проблема диагностики интеллекта. (бедовый вопрос)

Интеллект – это общая способность, обеспечивающая работу сознания, а точнее ее точность, скорость, безошибочность. Эта латентная способность, т.е. использующаяся при решении многих разнообразных не схожих друг с другом задач.

С понятием интеллекта соотносятся

  • Обучаемость
  • Хранение знаний
  • Применение знаний

У него есть две стороны проявления:

  • Ассимиляция, т.е. приспособление мира к себе (как результат – поля зерновых, например)
  • Аккомодация, то есть приспособление а миру (как результат – утепление деревьев на зиму)

 

Терстоун выделил несколько базовых факторов интеллекта:

  • Словарная понимание – понимание пословиц, сравнение понятий
  • Беглость – припоминание слов в категориях
  • Числовой фактор – точность и скорость вычислений
  • Ассоциативная память
  • Индуктивность – т.е. нахождение закономерностей

 

Были выдвинуты следующие модели интеллекта:

  • Структуральный – т.е. оперирование памятью => строгость, точность
  • Флюидный – т.е. изменчивый, динамичный, легко усваивающий новое
  • Взаимодополняющий

(играет роль возрастная динамика, т.е. чем старше, тем дальше в сторону структурального интеллекта)

 

Проблема диагностики интеллекта, прежде всего состоит в том, что он может проявляться, например, в решении задач и речевом аспекте по-разному. Также немало важно исследовать именно способность, а не приобретенные навыки, что усложняет возможные задания тестов и, наконец, нет однозначной тестовой нормы, что привело к введению понятия «психологический возраст» (т.е. нет четкого понятия о том, в каком возрасте каким должен быть показатель интеллекта или эти рамки очень широкие).

Для диагностики интеллекта используются тесты IQ, ассоциативный тест Гальтона.

 

Ожидаемые вопросы:

  • Что такое психологический возраст? (это уровень развития интеллекта… ХЗ)

 

№ 31 Креативность как общая способность. Диагностика креативности. Интеллект и креативность.

№ 32 Понятие когнитивного стиля. Основные виды когнитивных стилей. Связь когнитивных стилей с эффективностью деятельности.

Когнитивный стиль – это индивидуальные своеобразные способы переработки информации информации о своем окружении в виде ин­дивидуальных различий в восприятии, анализе, структурирова­нии, категоризации, оценивании происходящего, образующие формы когнитивного реагирования.

Смысл введения этого понятия в том, чтобы делить людей на определенные группы по этому фактору.

 

 

№ 33 Основные подходы к изучению личности: краткая характеристика диспозиционального направления.

№ 34 Основные подходы к изучению личности: краткая характеристика психодинамического направления.

№ 35 Основные подходы к изучению личности: краткая характеристика когнитивно-бихевиорального подхода.

Основной постулат этого подхода состоит в том, что знание является важной переменной для поведения, а люди в своих действия опираются на предвиденные последствия.

Процессы поведения, как постулируется, запускаются неким знанием или подкреплением, которым могут служить:

  • Косвенные (от других людей) подкрепления, типа похвалы
  • Самоподкрепления, типа удовлетворения результатом работы.

В данном случае можно говорить о высокой самоэффективности, если планиреутся достижение цели (т.е. позитивный подход) => самоуважение, и о низкой самоэффективности, если цели незначительные, планируются варианты неуспеха (самоуважение практически не меняется)

 

Этот подход не зависит от гендерных различий.

№ 36 Основные механизмы развития личности в онтогенезе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: