Роменская культура. Обряд захоронения




Роменская культура на Брянщине

Археологическое изучение территории современной Брянской области. Анализ роменской культуры IX-X веков. Захоронения и сопровождавшие его обряды. Круговая древнерусская керамика на роменских памятниках Подесенья. Характерное расположение поселений.

Содержание

· Введение

· Археология Брянской Области

· Роменская культура. Обряд захоронения

· Заключение

· Список используемой литературы

 

Введение

Цель работы: На содержании данной статьи составить представление об археологических культурах Брянщины. А так же рассмотреть подробно роменскую культуру IX-Xвв., с помощью наглядного материала, изучить керамическую посуду данной культуры.

Актуальность. Данная тема очень актуальна. Так как она является одним из связующих звеньев в цепочке археологических культур.

Погребальный обряд является неотъемлемой частью жизненного пути каждого человека, проявлением религиозных, культурных, этнических, ментальных особенностей каждого социума или их группы (отдельные племена, объединения племен, народности, конфессии).

Погребальный обряд также имеет две ипостаси. С одной стороны, это - совокупность обрядово-ритуальных действий, сопровождающих проводы умершего на "тот" свет. С другой - материальные остатки самого захоронения и сопровождавших его обрядов, исследованных археологически. Обе ипостаси взаимосвязаны, ибо на основе материальных остатков можно реконструировать, путем проведения аналогий с фольклором, данными этнологии и письменных источников, и сами сопровождавшие захоронения обряды. С другой стороны, изучая описания обрядов в письменных, этнологических и фольклорных источниках, можно на уровне рабочей гипотезы предположить, что может ожидать археологов при раскопках захоронений, совершенных по отраженному в вышеупомянутых источниках обряду.

Археология Брянской Области

Археологическое изучение территории современной Брянской обл. началось во 2-ой пол. XIX в. Ученых XIX - нач. XX в. интересовали главным образом древнерусские курганы и городища. Д.Я. Самоквасов раскопал сотни курганов и обследовал десятки городищ с целью изучения древностей северян - одного из славянских племен. Столь же обширные работы провел в кон. XIX в. П.М. Еременко, в центре внимания которого были древности другого славянского племени - радимичей.

В 1920-1930-е годы по берегам рр. Десна и Судость выявлены палеолитические памятники. Исследование позднепалеолитических стоянок в 1926 г. начал П.П. Ефименко раскопками в с. Супонево в современном Брянском р-не. Немного позднее М.В. Воеводский обнаружил позднепалеолитическую стоянку Тимоновка 1 в Брянском р-не, которую исследовал в 1929-1933 гг.В.А. Городцов. В 1930 г.К.М. Поликарпов обнаружил и затем ряд лет раскапывал позднепалеолитические стоянки Елисеевичи 1 и 2 в Брянском р-не, э ти исследования продолжили В.Д. Будько в 1963-1965 гг. и А.В. Грехова в 1970-1980 гг. Здесь впервые были открыты остатки жилищ, при сооружении которых использовались крупные кости и черепа мамонтов.

Из послевоенных работ следует особо отметить обнаружение и исследование Ф.М. Заверняевым, а позднее Л.М. Тарасовым раннепалеолитических памятников на р. Десне, изучение К.М. Поликарповичем больших жилищ позднепалеолитической стоянки Юдиново 1 в Погарском р-не.

Памятники мезолита были выявлены в Подесенье относительно поздно. По материалам Деснинской экспедиции ИИМК 1930-х годов М.В. Воеводский выявил деснинскую мезолитическую культуру. Позднее Ф.М. Заверняев, В.П. Левенок, В.А. Падин, А.С. Смирнов и А.Н. Сорокин обнаружили и исследовали новые мезолитические памятники.В целом же в Брянской обл. мезолит изучен недостаточно.

Первые данные о неолите на территории Брянской обл. были получены еще в нач. XXв., но целенаправленные исследования начались лишь в кон. 1920-х годов. Обширные разведки Деснинской экспедиции и раскопки памятников на р. Десне позволили М.В. Воеводскому выделить и достаточно подробно описать деснинско-сожскую культурную общность или культуру.

Много внимания уделяли исследователи изучению эпохи бронзы на территории области. Первые сведения о памятниках этой эпохи получили Т.С. Пассек и Б.А. Латынин еще в 1920-е годы, позднее памятники бронзового века изучали В.В. Кропоткин, работавший в Деснинской и Лесостепной экспедициях ИИМК, затем - Ф.М. Заверняев и В.А. Падин.

Широко исследовались на Брянщине и памятники раннего железного века. Впервые они стали объектом внимания археологов в конце 19 в. Но лишь после Великой Отечественной войны начались их систематические раскопки под руководством Л.В. Артишевской, М.В. Воеводского, Е.И. Горюновой, Ф.М. Заверняева, В.П. Левенка, О.Н. Мельниковской, В.А. Падина, Б.А. Рыбакова, П.Н. Третьякова.

Юхновская культура, памятники которой на Брянщине наиболее многочисленны, исследовались разведками и раскопками, а затем были проанализированы В.П. Левенком и О.Н. Мельниковской.Ф.М. Заверняев и А.К. Амброз по материалам Почепского селища, расположенного на окраине г. Почеп, выделили и охарактеризовали более позднюю, чем Юхновская, почепскую культуру, вероятно, генетически с ней связанную.

Благодаря обширным полевым исследованиям М.В. Воеводского, Ф.М. Заверняева, И.И. Ляпушкина, В.А. Падина, П.Н. Третьякова и др. на Брянщине стали известны славянские древности 9-10 вв., выделяемые в роменскую культуру.

Возрождение брянской региональной археологии произошло в 1980 - 1990-е годы и в значительной степени связано с деятельностью Е.А. Шинакова и его учеников. Раскопаны десятки поселений и курганных могильников, разведками В.Н. Гурьянова, I В.В. Миненко, Е.А. Чеплянской, Н.Е. Ющенко и др. список археологических памятников Брянщины значительно расширился и превысил 1100 объектов. Определенные итоги исследований последних лет были подведены на научной конференции "История и археология Подесенья", проведенной в Брянске в 1995 г.

Роменская культура. Обряд захоронения

Роменскую культуры связывают с происхождением северян, частично - вятичей и радимичей, происходит переход к кремации, когда в урну собиралась лишь часть костей, остальные оставались в кострище, сгребаясь к его центру. В дальнейшем бывают случаи (Кветунь, "курган с поясным набором", например), когда кости выкладываются вдоль уже слегка заглубенной в землю и не полностью сожженной домовины, напоминая контуры человеческой фигуры. Еще позднее (стадиально, но хронологически почти одновременно), покойник клался внутрь еще не до конца сгоревшей "крады" или "домовины" на уровне "горизонта", но сгореть ему уже не давали - засыпали землей вместе с тлеющими остатками кострища. Далее его кладут уже на символическую зольную подсыпку, отграниченную часто кольцевой столбовой оградкой, зачастую лишь слегка обгоревшей. Иногда (Елисеевичи, курган 1) покойника клали на кострище на деревянной подстилке или в "домовине", прямоугольные контуры которой хорошо "читаются" на зольном фоне. Затем в зольном слое стали выкапывать могильные ямы (для каждого покойного - отдельная, в отличие от "камер", даже если была захоронена семья под одной насыпью). Далее исчезают все следы огневого воздействия на площадку захоронения, позднее всего из них исчезают "крады", которые в земле радимичей и центре Среднего Подесенья - Брянском ополье продержались долее всего на Руси - вплоть до XII в. И, наконец, исчезают сами курганы, как последний элемент языческого ПО. Интересно, что в Елисеевичах, расположенных в центрально - западной части Брянского ополья, представлен почти весь процесс перехода - нет лишь первого звена (кремации на стороне, но они есть на юге этого ополья - в Полужье), и последнего - но, возможно, бескурганные захоронения здесь еще просто не обнаружены или были перенесены вместе с кладбищем на новое место, подальше от языческого могильника.

На рубеже IX-Xвв. В Подесенье появляется роменская культура. Эта бесспорно славянская культура в IX-Xвв. распространилась на значительном пространстве левобережья Днепра в бассейнах Сейма Десны, Сулы, Пела, Ворсклы. На территории Брянской обл. известно более 100 памятников роменской культуры, но большинство из них только по разведкам. Остатки роменской культуры исследованы на селище Выгоничи в Выгоничском р-не, городищах Левенка 1 в Стародубском р-не и Кветунь в Трубчевском р-не.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: