О жанрах учебно-методической литературы




ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫКОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

ПО ПРОСЕМИНАРИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Содержание, структура и основные принципы написания курсовой работы

Курсовая работа представляет собой исследование одной из актуальных тем изучаемой учебной дисциплины. Ее написание способствует более углубленному усвоению и закреплению материала теории конституционного права, приобретению навыков самостоятельного изучения и анализа соответствующего материала.

Составление структуры курсовой работы – важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки курсовой работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавление.

Перечень элементов курсовой работы. Материал курсовой работы располагается в следующем порядке:

 

· Титульный лист

· Содержание

· Введение;

· Основная часть курсовой работы;

· Заключение;

· Список использованной литературы

· Приложения.

Введение: актуальность, цель, задачи, предмет, объект исследования, теоретические основы и методы, новизна. Введениедолжно быть кратким (не более 3-4 страниц). В некоторых случаях введение рекомендуется писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть исследования в процессе изучения претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а после написания основной части работы сформировать окончательный его текст.

Во введенииотражается основная характеристика курсовой работы по следующим направлениям

· обоснование актуальности избранной темы;

· цели и задачи исследования;

· описание объекта и предмета исследования;

· общий анализ источников и литературы;

· указание авторской новизны и творческой самостоятельности.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Этот раздел предполагает указание причин, которые обусловили необходимость данного изучения. При раскрытии актуальности темы исследования следует исходить из следующего.

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений, либо то и другое в совокупности обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Цели и задачи исследования – это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования, некоторый образ будущего (например, изучение научной литературы по выбранной теме; овладение специфическими методами исследования, систематизация знаний по какой-либо научной проблематике и т.д.). Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более). Например, если целью исследования является изучение образа рассказчика в цикле повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», то задачами исследования могут быть следующие

· рассмотрение понятия «рассказчик» в литературоведении;

· исследование приемов создания образа рассказчика в «Повестях на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя;

· выявление причин обращения писателя к данной форме «образа автора».

В данном подразделе курсовой работы, выполняемых студентами на III и IV курсах оправданным будет формулирование научной гипотезы исследования. Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

· гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

· гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методов.

Объект и предмет исследования. При проведении исследовательской работы объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частности. Объект исследования – это то, что непосредственно изучается в ходе курсовой работы, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом. Предмет – это то, что находится в границах объекта, он вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование. Например, если объектом является образ рассказчика в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, то предметом исследования могут стать конкретные средства и способы создания этого образа в новеллах и повестях «Заколдованное место», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка».

Степень научной разработанности темы исследования – это общий анализ источников и литературы. Обзор литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знания тех подходов, которые были предложены различными авторами по данной проблематике. Как уже говорилось выше, требования к обзору литературы предполагают не только цитирование источников или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, т.е. соответствовать выбранной теме, целям и задачам исследования. Основные научные работы по теме составляют методологическую базу курсовой работы. Так, в работе, посвященной образу рассказчика Гоголя, методологическую базу могут составить монографии и статьи М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Ю.В. Манна, Б.М. Эйхенбаума, Ю.Н. Тынянова.

Определение теоретических основ и методов исследования. В зависимости от масштабов исследования уместно разграничить методы исследования на общелогические, общенаучные и частнонаучные. Помимо методологии, которая отвечает на вопрос о том, с помощью каких подходов мы получили результаты, студенту необходимо осознать и различать цель и результат своего исследования. Как отмечалось, цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего. В рассматриваемой нами курсовой работе, посвященной образу рассказчика у Гоголя, основным методом является структурно-семантический.

Авторская научная новизна. Следует отметить, что когда речь идет о курсовой работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Исследование, проведенное в рамках курсовой работы на I и II курсах, может носить познавательный характер и не претендовать на авторский научный вклад в исследуемой области. Можно ограничиться реферированием литературы по теме исследования, систематизацией накопленных знаний и умением их обобщить, сделать соответствующие выводы. Т.е. в этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке решений. Если работа носит исследовательский характер, что уже должно выполнять на III и IV курсах, то необходимо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающие данное утверждение.

Так, новизну курсового исследования может составить:

 

· изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт;

· изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;

· переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;

· изучение известных в науке явлений и процессов более совершенными методами;

· сопоставление, сравнительный анализ протекания процессов и явлений;

· изменение условий протекания изучаемых процессов;

· уточнение категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления.

Практическая значимость исследования может заключаться в возможности:

· решения на его основе той или иной практической задачи;

· проведения дальнейших научных исследований;

· использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Введение также может включать в себя описание работы: объем, структуру, краткое аннотирование глав.

Основная часть. Основная часть может состоять из нескольких глав и параграфов. Каждый из этих разделов заканчивается краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему разделу. Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах – отдельные части вопроса.

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 3-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Наименования вопросов должны примерно соответствовать друг другу по уровню научного обобщения излагаемого материала. Сами вопросы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Формулирование в конце каждого вопроса краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения.

Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

Объем каждого параграфа должен составлять 5-6 страниц печатного текста. Перечень разделов курсовой работы, как уже оговаривалось, определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.

Один из разделов основной части курсовой работы, обычно первый, может быть посвящен изложению теоретического материала, анализа состояния дел в избранной научной тематике. Этот раздел содержит постановку проблемы, теоретические изыскания, собственные предположения. Этот вид деятельности дает возможность продемонстрировать то, что проблема действительно существует и ее изучение способствует росту профессиональных знаний, приобретению навыков научного исследования, удовлетворяет познавательный интерес, способствует личностному росту.

Второй раздел курсовой работы желательно посвятить описанию практической (экспериментальной, эмпирической) части. В нем содержится последовательное описание всех этапов данного исследования, а также его результаты.

Заключение. Заключение обычно составляет 2-3 страницы и представляет собой изложение результатов курсовой работы. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.

В данном разделе сообщается, что цели, задачи, которые ставились во введении, выполнены, а выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Кроме того, автор кратко сообщает о полученных результатах и формулирует соответствующие выводы о научной и прикладной значимости рассмотренных вопросов и методов их решения.

В конце курсовой работы в определенной последовательности составляется список использованной литературы. Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы. Данный раздел является самостоятельной частью курсовой работы. Он не должен содержать много наименований, но только те, на которые делались ссылки и которые действительно использовались при написании курсовой работы.

 

Как правило, в курсовой работе может возникнуть необходимость составления приложений. В приложениях размещаются важные нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т. п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается по­сле списка литературы) и каждому приложению присваивается порядковый номер (только числовой, без указания «№», например, Приложение 1). Объем приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы

Список литературы. Список источников и литературы, использованных при разработке курсовой и дипломной работы, является обязательным разделом любой научно-исследовательской работы.

Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание вашей работы. Список литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи. В библиографический список не включаются учебники, энциклопедии, газеты, научно-популярные издания. Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Вначале указываются отечественные авторы и зарубежные, работы которых переведены на русский язык. Далее указываются авторы на иностранных языках, в том числе отечественные авторы, переведенные на иностранные языки. Отдельно выделяется список словарей. Например:

1. Гоголевский сборник /Под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Образование, 1994. – 183 с.

2. Христианство и новая русская литература XVIII-XX веков: Библиографический указатель. 1800-2000. – СПб.: Наука, 2002. – 891 с.

3. Stanzel F. Die typischen Erzählsituationen im Roman: Dargestellt an «Tom Jones», «Moby Dick», «The Ambassadors», «Ulysses» u. a. Wien; Stuttgart, 1963; Stanzel F. Typische Formen des Romans. Göttingen, 1964; Stanzel F. Theorie des Erzählens. Göttingen, 1979.

Словари:

Словарь архаизмов /Сост. И. Смирнов, М. Глобачев. – М.: Терра, 2001. – 424 с.

 

2. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – это явление, процесс, который содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это те стороны, особенности объекта, которые будут исследованы в работе.

«При выделении объекта необходимо оценивать его с определенных научных позиций, например концепции системного или функционального подхода. Нужно не просто указать объект, а описать то его понимание, которого исследователь будет придерживаться в своем исследовании и через призму которого он будет ставить цели и задачи.

Определение объекта исследования - это не просто формальная, а существенная, содержательная научная акция, которая призвана ориентировать исследователя на выявление места и знания предмета в его более целостном и широком понятии, которым является объект исследования, на использование характеристик этого объекта в качестве более широких и целостных ориентиров для выявления функций предмета.

В свою очередь, предмет исследования - это не просто сторона, часть объекта, а такая сторона, через которую виден объект, которая служит "входной дверью" в объект, может его в том или ином отношении замещать, исследование которого обогащает объект в целом. Чем выше взаимосвязь и выявленная зависимость объекта и предмета исследования, тем надежнее путь повышения теоретического уровня исследования, его методологической четкости и целостности.

Понятие "предмет исследования" конкретнее, чем понятие "объект исследования". Нужно учесть и то, что один и тот же объект науки может быть предметом разных исследований. В предмет отдельного исследования включаются только те элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета поэтому означает и определение "ракурса" рассмотрения, установление границ поиска, предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, допущение о возможности их временного вычленения и объединения в одну систему» [1]

Примеры определения объекта и предмета в соответствии с темой исследования.

Тема: Французский язык: легко и просто?! (Мажерин Сергей, 7 класс)

Объект: процесс изучения французского языка как второго иностранного.

Предмет: изучение французского языка как второго иностранного на базе английского языка.

Тема: Английские заимствования в современном русском языке: дань моде или веление времени? (Полынцев Денис, 10 класс.)

Объект: англицизмы вошедшие в русский язык в последние 10-15 лет

 

3. Формулировка цели исследования. Постановка задач исследования. Соотношение их между собой.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель.

 

Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

 

Цель должна быть одна, она формулируется кратко и точно, и конкретизируется и развивается в задачах исследования, которые отражают то, что требует решения в процессе исследования. Далее, учащийся должен подчинить всю свою работу цели исследования, постоянно иметь в виду тот конечный результат, к которому он желает прийти, тем самым отбрасывая то, что не связано с его достижением.

Примеры формулирования цели исследования.

Тема: Французский язык: легко и просто?! (Мажерин Сергей, 7 класс)

Цель: выявить способы изучения французского языка как второго иностранного, при которых процесс изучения становится легче и быстрее.

Тема: Английские заимствования в современном русском языке: дань моде или веление времени? (Полынцев Денис, 10 класс.)

Цель: изучить английские лексические единицы, находящиеся в процессе освоения русским языком и выявить способы и причины их заимствования.

После определения цели и гипотезы исследования приступают к определению его задач.

Задача отражает способы достижения цели исследования, это то, что необходимо выполнить в ходе исследования для того, чтобы решить главную цель.

«Первая задача, как правило, связана с выявлением, обоснованием сущности, природы изучаемого объекта.

Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом» [3;21].

Примеры определения задач в соответствии с целями исследования:

Тема: Французский язык: легко и просто?! (Мажерин Сергей, 7 класс)

Цель: выявить способы изучения французского языка как второго иностранного, при которых процесс изучения становится легче и быстрее.

Задачи:

1. изучить историю английского и французского языков.

2. выявить то общее, что имеется в лексике и грамматике обоих языков.

3. составить сравнительный французско-английский грамматический справочник и словарь.

4. определить, насколько помогает другим учащимся, которые учат французский язык как второй иностранный использование в изучении французского языка составленные мной справочник и словарь.

4. Основные методы лингвистического исследования.

Лекция есть в тетради.

4. Научная, учебно-методическая и справочная литература. Виды и жанры каждой группы источников. Цели использования источников каждой группы.

О жанрах учебно-методической литературы

Учебное пособие как жанр учебно-методической литературы может быть представлено несколькими модификациями (ГОСТ Р 7.0.3 – 2006 Издания. Основные элементы. Термины и определения).

1. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Как правило, это учебное пособие по общему курсу (объем до 5 печ.л.).

2. Учебное пособие по спецкурсу – учебное издание, по определенным параметрам приближается к монографии, содержит авторскую проработку недостаточно изученной или несистематизированной научной проблемы, включает в себя историю вопроса, теоретическую часть, конкретный анализ того или иного явления, научную библиографию; может включать задания для самопроверки, вопросы для повторения и самостоятельной работы (объем от 3 до 5 печ.л.).

3. Учебное пособие-практикум – учебное издание, представляющее изучаемый материал в определенной последовательности, содержащий разветвленную систему вопросов, практических заданий, упражнений, советов и рекомендаций по их выполнению, способствующих усвоению материала. Этот вид учебного издания может быть использован непосредственно на занятии. К практикуму относится задачник.

4. Учебное пособие-хрестоматия – учебно-практическое издание, содержащее литературно-художественные, исторические и другие произведения и отрывки из них, необходимые для изучения учебной дисциплины. Хрестоматию могут составить тщательно отобранные автором и помещенные в определенной последовательности тексты, фрагменты произведений, научных исследований (возможны собственные авторские переводы); в качестве методического приложения к хрестоматии может быть представлена серия вопросов, рекомендаций, заданий.

5. Учебное пособие-справочник – учебное издание, предназначенное для наведения справок; может освещать творческую историю какого-либо научного открытия, справочные материалы об учебных исследованиях, культурологические сведения об эпохе и т.п.; как особый раздел справочник может содержать словарь.

6. Учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию, воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.).

7. Рабочая тетрадь – учебно-практическое издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебного предмета (таблицы для расчетов, задания к самостоятельной работе, контрольные вопросы, место для записи выводов и т.п.).

8. Самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения того или иного предмета (раздела дисциплины) без помощи преподавателя.

9. Учебно-методическое пособие – издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части, по методике воспитании или по методике изучения учебной дисциплины.

10. Курс лекций – учебно-теоретическое издание, полностью освещающее содержание учебной дисциплины, отражающее лекционный материал преподавателя дисциплины, подготовленное с целью организации самостоятельной работы студентов. Текст такого издания, как и конспект лекций, должен быть дидактически и методически обработанным, систематизированным, последовательным, излагаться с соблюдением требований, предъявляемых к языку и стилю письменной речи, в соответствии с нормами русской литературной речи, с оформлением точных и лаконичных определений, терминов, понятий и т.д.

11. Конспект лекций – учебно-теоретическое издание, представляющее собой систематизированное изложение в повествовательном ключе, а не в виде краткой аннотации или развернутого плана, текстов лекций по этой или иной дисциплине» снабжено замечаниями или библиографией. В отличие от курса лекций в нем не содержатся широкое и глубокое рассмотрение учебного материала, примеры, иллюстративный материал. Направлено на самообразование студентов (объем до 3 печ.л.).

 

. Характеристика жанров справочной литературы

 

Словарь

Упорядоченный перечень языковых единиц с соответ­ствующими справочными данными

Обеспечение быстрой ориентации в системе знаний

Обеспечение общества научной информацией

 

Справочник

Изложение справочных данных (сжатых сведений научного или прикладного характера) в систематическом или алфавитном порядке

Обеспечение быстрой ориентации в системе знаний

Обеспечение общества научной информацией

 

Энциклопедия

Обобщенное изложение в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке, основных сведений по одной или всем отраслям знания и практической деятельности

Подведение итогов развития научного знания, обеспечение быстрой ориентации в системе знаний

Обеспечение общества научной информацией

 

Энциклопедический словарь

Энциклопедия, содержащая краткие справочные статьи, расположенные в алфавитном порядке

Подведение итогов развития научного знания, обеспечение быстрой ориентации в системе знаний

Обеспечение общества научной информацией

 

Библиографическое пособие

Упорядоченное множество библиографических записей, объединенных общественным назначением и темати­кой. См. также "Жанры научно-информационной литературы"

Ориентация в документных потоках и массивах

Обеспечение общества

 

библиографической

 

информацией

 

Словарная статья

Наименьший элемент словаря; изложение данных, предусмотренных программой словаря

Предоставление точных, проверенных данных, предусмотренных программой словаря

Обеспечение общества научной информацией; обслуживание спра­вочными данными

 

Справочная статья

Наименьший элемент справочника; изложение данных, предусмотренных программой справочника

Предоставление точных, проверенных данных, предусмотренных программой справочника

Обеспечение общества научной информацией; обслуживание спра­вочными данными

 

Энциклопедическая статья

Наименьший элемент энциклопедии; изложение данных, предусмотренных программой энциклопедии

Предоставление точных, проверенных данных, предусмотренных программой энциклопедии

Обеспечение общества научной информацией; обслуживание спра­вочными данными

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: