Факторы риска и факторы защиты




Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических программ являются факторы риска и факторы защиты. Специалисты говорят о том, что в жизни человека бывают обстоятельства,

которые могут способствовать развитию поведенческих расстройств; эти обстоятельства называют ФАКТОРАМИ РИСКА. В то же время имеется ряд других факторов, которые удерживают человека от такого шага, и они называются ЗАЩИТНЫМИ ФАКТОРАМИ. Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он/она будет подвержен развитию поведенческих расстройств.

Факторы риска

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.

Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска. Одни факторы риска являются общими для широкого круга эмоциональных и поведенческих проблем, тогда как другие оказывают более специфическое влияние.

Генетические факторы почти неизбежно играют важную роль в развитии поведенческих и эмоциональных проблем.

Исследования ряда семей упорно показывают, что у детей с психологическими и поведенческими проблемами родители с психопатологией встречаются гораздо чаще, чем у детей без такого рода проблем (Rutteretal., 1990), и из многих работ следует, что значительную роль в детском темпераменте играют генетические факторы. Однако важно подчеркнуть, что психопатология у родителей сопровождается повышенным социальным стрессом, финансовыми проблемами, проблемами в отношениях между партнерами и неадекватным воспитанием детей, т. е. всеми средовыми факторами риска для развития нарушений (Spence, 1998). Поэтому сравнительные роли генов и окружающей среды «вычленить» трудно.

Значительным источником риска являются и биологические факторы. Например, такие пренатальные влияния, как употребление матерью алкоголя, наркотиков или табака во время беременности, наиболее известные биологические факторы.

Хотя нельзя отрицать важность генетических и биологических факторов, важно подчеркнуть и то обстоятельство, что у многих детей, подвергавшимся биологическим факторам риска, соответствующие нарушения и расстройства не развиваются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте поведенческие и эмоциональные расстройства тесно взаимодействуют друг с другом и могут являться факторами риска развития нарушений в более старшем возрасте.

Когда дети переживают в процессе учебы трудности или не могут учиться, результатом часто становится эмоциональный дистресс (негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться). Подобный эмоциональный дистресс способен, в свою очередь, спровоцировать развитие процессов оппозиционного поведения и может способствовать развитию и поддержанию процессов внутрисемейного принуждения, которые приводят к развитию поведенческих, эмоциональных, и в дальнейшем, и новых учебных проблем (Patterson, Reid&Dishiion, 1992)

Был идентифицирован широкий круг средовых факторов риска, связанных с родительским воспитанием и семьей. Социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей) — вот два самых известных примера подобных факторов риска. Однако почти невозможно установить, существуют ли вообще прямые связи между социоэкономическим неблагополучием и детскими поведенческими проблемами, и каковы они. Дело в том, что социоэкономическое неблагополучие тесно связано со многими другими факторами риска — неблагополучное окружение, не налаженный быт, малая доступность образования, меньшая образованность матерей, большее число неполных семей, финансовые трудности, проблемы у родителей — психологические и связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, а также недоступность социальных услуг и услуг в сфере досуга.

Патерсон (Patterson 1992, 1994) и другие ученые предполагают, что напрямую социоэкономическое неблагополучие с развитием расстройств детского возраста не связано. Однако подобные факторы могут играть роль в развитии родительской психопатологии и взятии на вооружение неэффективных навыков воспитания, что впоследствии приводит к учащению детских проблем посредством таких механизмов, как процессы внутрисемейного принуждения.

Принудительные, неэффективные, непоследовательные, непостоянные паттерны родительского воспитания, с которыми связано развитие поведенческих проблем на протяжении периода детства, могут начинаться и в младенчестве и в дошкольные годы. Соответственно дети дошкольного возраста, подвергавшиеся неадекватному воспитанию, рискуют развитием проблемных отношений со сверстниками. Помимо прямой роли, которую принудительное, грубое, непоследовательное воспитание может сыграть в развитии поведенческих и эмоциональных проблем раннего детского возраста, оказывается, что воспитание может быть непосредственно связано с низкой готовностью к школе, неуспеваемостью в школе и неэффективной саморегуляцией.

Знание факторов риска снабжает социального работника многочисленными мишенями для профилактики. Но важно помнить, что у многих индивидов, которые подвергаются воздействию факторов риска, эмоциональных и поведенческих проблем не развивается. Дело в том, что выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами.

Факторы защиты

Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.

Нередко бывает, что защитные факторы ошибочно считают просто противоположностью факторов риска (Rutter, 1990) На самом же деле защитные факторы — те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска. Часто считают, что защитными являются факторы, которые способствуют развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области)

Развитие социальных компетенций связано с развитием эмоционального контроля, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, способность к усвоению и применению социальных правил и норм.

Развитию социальных компетентностей во многом способствуют особые паттерны воспитания. Баумрид назвал такой тип воспитания «авторитетным» авторитетный означает знающее, разумное руководство с уважением чужих мнений и прав, но при необходимости не лишенное директивности. Авторитарный — подход, при котором ценятся слепое повиновение и концентрация власти.

Авторитетное воспитание серьезно влияет на нормальное развитие и к тому же может позитивно воздействовать на развитие социальной компетентности и хорошей успеваемости у детей с антисоциальным поведением (Patterson, 1982)

С развитием социальной компетентности напрямую связано установление здоровых отношений со сверстниками, как и эффективное воспитание и академическая успеваемость. Установление позитивных отношений со сверстниками в раннем детском возрасте предвещает позитивные отношения с равными в будущем, лучшее психическое здоровье и устойчивую самооценку (Dishionetal., 1991, 1999)

Таким образом, основными защитными факторами являются развитие социальные компетенции, адекватные стратегии воспитания как в семье, так и в учебных заведениях и установление позитивных отношений со сверстниками.

Расстройство Факторы риска Факторы защиты
Депрессивные расстройства
  • Генетика
  • Тяжелые жизненные события и травмы
  • Накопленный жизненный стресс
  • Социоэкономическая депривация
  • Низкая самооценка
  • Принадлежность к женскому полу
  • Генетика
  • Уровень интеллекта
  • Поддерживающие отношения со значимыми взрослыми
  • Социальная поддержка
  • Планы на будущее
Нарушения поведения
  • Генетика
  • Принадлженость к мужскому полу
  • Семейная дисфункция
  • Психопатология у родителей
  • Социоэкономическая депривация
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Неадекватные одительские навыки
  • Проблемы с учебой
  • Антисоциальные группы равных
  • Низкий уровень родительского контроля
  • Генетика
  • Интеллект
  • Конструктивные отношения с опекающими лицами
  • Позитивные отношения со сверстниками
  • Позитивные отношения с педагогами
  • Хорошая успеваемость
  • Доступ к социальным услугам
  • Просоциальные группы равных
  • Эффективные родительские навыки
  • Эффективный родительский контроль
Злоупотребление алкоголем и зависимость от алкоголя
  • Генетика
  • Неврологиеческие расстройства
  • Антисоциальное поведение в детстве
  • Плохая успеваемость
  • Низкая адаптируемость
  • Групповое поведение равных
  • Социоэкономическая депривация
  • Активный поиск острых ощущений
  • Генетика
  • Позитивные групповые нормы
  • Сильная привязанность к родителям
  • Доступ к услугам
  • Навыки самообладания и преодоления стресса
Факторы, общие для многих расстройств
  • Генетика
  • Ограниченный доступ к услугам
  • Малый вес при рождении
  • Трудный темперамент
  • Трудные отношения между родителями
  • Социоэкономическая депривация
  • Средовая депривация
  • Преступность родителей
  • Психопатология у родителей
  • Неуспеваемость
  • Языковые проблемы
  • Генетика
  • Интеллект выше среднего
  • Социальная компетенция
  • Адаптивные отношения между родителями и ребенком
  • Принадлежность к мужскому полу
  • Навыки решения проблем
  • Внутренний локус контроля
  • Адекватность окружающей среды
  • Отзывчивые родители
  • Академическая компетенция
  • Адаптивные отношения совзрослыми не являющимися родителяи
  • Социальная поддержка


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: