I. Этические проблемы работы психолога




 

Последствия общения с - консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и “соблазнами”. Наиболее типичные из них представлены ниже:

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

2. Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

3. Соблазн самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении “производить впечатление” найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

4. Соблазн следования “методическим модам”, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Но, с другой стороны, консультанты, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.

5. Проблема “денег-подарков” за оказываемые консультационные услуги. При анализе данной проблемы часто вспоминают об экспериментах (большей частью из области психиатрии и психотерапии), “доказывающих” большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги, более ответственно относится проводимой с ним работе. Но вот как пишет об этом в свое известной книге “Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор” Э. Шостром: “...в бизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему невозможно удержаться от овеществления своего клиента (1992, с. 126). Но, как признается сам Э. Шостром, ему тоже “нужно кормить семью”, поэтому он “вынужден брать со своих клиентов гонорары”. Чтобы как-то успокоить себя, он пишет далее: “Вы платите не за любовь внимание, которое я вам оказываю, вы платите компенсацию за потраченное на вас время”, которого “у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству”. Но тут же он добавляет, что “бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию (Шостром, 1992, с. 127).

6. Проблема чрезмерного экспериментирования, когда консультанту в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научную статью (или сделать диссертацию). Можно не заметить, как клиенты из живых людей со своими проблемами могут превратиться для психолога-экспериментатора в “статистический материал”, и помощь в решении их проблем уйдет на второй план. Естественно, психолог-практик не должен отказываться от научного поиска и экспериментирования, но приоритетом все-таки должна оставаться консультационная помощь.

7. Соблазн работать “вразнос”, забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог, чтобы не показаться “черствым”, всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться и т.п. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом “эмоционального сгорания” педагога одни авторы (Х. Дж. Фрейденберг, К. Кондо) связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы (Е. Махер), наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии (Форманюк, 1994, с. 61). Как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А.С. Спиваковская, консультант не должен глубоко погружаться в проблемы клиента, если он не обеспечил свои “тылы”, которые позволили бы ему выйти из проблем консультируемого человека и вернуться в свое нормальное состояние.

8. Соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация по сути своей чаще всего прогностична, то есть ориентирована в будущее и полноценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени (оперативные показатели эффективности, то есть данные наблюдения, самоотчеты клиентов, мнения экспертов и т.п. носят частичный характер). Не помогают здесь и показатели эффективности, используемые в научных работах и диссертациях, поскольку часто они бывают сложны в использовании и отражают лишь отдельные (исследуемые) аспекты самоопределения.

Поэтому кто-то из консультантов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, может работать недобросовестно и заявлять, что только “время покажет”, насколько качественна их помощь клиенту. Отсюда, одной из важнейших становится проблема профессиональной совести психолога-консультанта.

10. Проблема “позднего прозрения” клиента может возникнуть при работе с клиентами, которые захотят осмыслить какой-то важный этап своей жизни или всю жизнь в целом. Если консультант покажет такому клиенту, что многое из содеянного человеком на самом деле никчемно и даже преступно, то этим он может нанести клиенту большую душевную травму, после которой человек окажется в глубоком кризисе. Вероятно, вести с клиентами откровенный разговор на такие темы можно лишь тогда, когда консультант будет уверен в способности человека пережить подобную правду.

11. Проблема “сапожника без сапог”. Имеет ли право консультант, сам до конца не самоопределившийся в жизни, помогать самоопределяться другим людям? С другой стороны, имеет ли право консультант помогать другим, сам никогда не испытывая сложностей профессионального и личностного самоопределения? - Вероятно, ответ и здесь находится где-то посередине. Но в любом случае, консультант, при работе с конкретным клиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента.

12. Проблема отсутствия на данный момент в стране общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения. Известно, что одной из существенных характеристик подросткового возраста (и не только подросткового) является подражание другим, стремление влить на кого-то, перенимать его лучшие, с точки зрения клиента, качества. Если раньше в России были свои герои и общепризнанные таланты, на которых равнялось много молодых людей, то сейчас большинство из них дискредитировано, а новые “герои”, типа “новых русских” уже превращаются в героев анекдотов и часто ассоциируются в сознании большинства людей с преступной деятельностью. Простая констатация и даже осознание существующих этических проблем не может удовлетворить психологов-практиков, которые сами часто требуют способов разрешения этих проблем.

Однако сам этический характер данных проблем достаточно деликатен, поэтому было бы самообманом просто вооружить психологов готовыми рецептами поведения в сложных этических ситуациях. Внутренняя активность и профессионализм самих консультантов должны проявляться и в том, чтобы уметь самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-то единых рецептов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: