ВИТАГЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА






Идею витагенного обучения выдвинул в конце 90-х гг. XX века А.С. Белкин для преодоления противоречия, сложившегося в образовании в связи с тем, что обучаемый рассматривался как субъект, который воспроизводит полученные от учителя сведения в той или иной степени адекватности.

Витагенное обучение («vita» – от лат. жизнь) – обучение, основанное на востребованности жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Концепция витагенной технологии обучения обеспечивает идею непрерывного профессионального развития на принципах системности, витагенности, паритетности. Ее цель — личностно ориентированное образование с учетом жизненного опыта обучающихся, уровня их развития и степени здоровья. Ученые, рассматривая витагенность, подразумевают процесс становления личности в процессе жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий.

Имеющийся у человека жизненный опыт является необходимым источником познания, его преобразование в новое качественное знание является социально значимой ценностью для конкретной личности. Сравнение собственного субъективного опыта с опытом сокурсников формирует целостный взгляд обучающихся на профессиональную деятельность, критичность восприятия, развивает аналитические способности, позволяет по-иному оценить личный опыт и сформулировать его новое понимание, приобрести новое знание, осознавая персональную ответственность за качество жизнедеятельности. Опора на индивидуальный, жизненный опыт обучающихся в процессе обучения способствует повышению значимости и ценности каждого мнения, знания, усиливает мотивацию на познание и саморазвитие, создает условия для достижения персонального успеха. Преимущество данной технологии при подготовке будущих инженеров состоит в том, что она обеспечивает единую мировоззренческую позицию педагогов и студентов образовательного пространства, а также единые подходы к профессиональной подготовке специалистов, формированию технического мышления и культуры инженерной деятельности. То есть система способов и приемов построения образовательного процесса моделирует содержательные и технологические связи образовательной и реальной профессионально-инженерной деятельности.

Главными целями обучения студентов на основе витагенной технологии являются: развитие профессионального сознания обучающихся; осмысление и преобразование жизненного опыта студентов в соответствии трех групп норм: экологических, экономических, социальных; формирование конструктивного, доброжелательного отношения к новым знаниям в системе «человек — профессия — окружающая среда».

Образовательный процесс на основе витагенности позволяет организовать обучение как реально проживаемую ситуацию, в результате которой обучающиеся приобретают различный опыт (личный, жизненный, профессиональный) в виде ценностей, норм и знаний. Способ преподавания состоит из трех функционально взаимосвязанных между собой этапов:

1‑й этап — проблемно-целевой. Функция — выделение главных проблем изучаемого содержания и преобразование их в целеполагание процесса обучения;

2‑й этап — проектно-поисковый. Функция — составление проекта и программы его реализации на основе научно-профессиональных знаний;

3‑й этап — рефлексивный. Функция — осознание качества произведенной деятельности, выделение ошибок, их причин и определение путей исправления.

Мониторинг витагенной технологии включает:

— диагностическую часть (экспресс-диагностики: состояние готовности к обучению, исследование личностных качеств обучающихся, способствующих (мешающих) успешности обучения и др.);

— ввод в содержание (обсуждение методологических проблем обучения с целью показать позицию педагога на процесс обучения, на содержание предмета; обсуждение общего и различного в позициях преподавателя и студентов, выделение актуальных для них профессиональных проблем);

— основной процесс обучения — дозированная подача информации и ее обсуждение при реализации индивидуальных целей и решении проблем, подбор и корректировка средств и форм обучения;

— заключительную часть (повторная диагностика по параметрам, как в первой части).

При обучении студентов особое внимание уделяется:

— выделению и исследованию значения ключевых понятий и систематизации выводных знаний под точную цель;

— исследованию адаптационных возможностей человека и психофизических последствий негативного воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов при реализации профессиональных функций;

— проектированию программ профессионального развития человека на основе реальной оценки экологической ситуации и действий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

— разработке и реализации способов защиты человека, объектов экономики, технических средств в зависимости от степени опасности и риска.

Использование витагенной технологии с позиции системного подхода обеспечивает необходимые условия развития профессиональной компетентности, технического мышления, инженерной культуры и способствует повышению потребности обучающихся к саморазвитию и творческой самореализации, формированию целостного взгляда специалистов на профессию инженера, осознанию личной ответственности за качество профессиональной деятельности как решающего фактора достижения успеха на жизненном пути. В результате создаются наиболее благоприятные возможности для освоения методологии инженерной деятельности в единстве социально-культурных, технико-экономических и экологических закономерностей, формируются приоритет общечеловеческих ценностных ориентаций и убеждений, умение применять теоретические знания в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.

Витагенная технология предполагает совместное познание и интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Преподаватель является лишь одним из источников учебной информации, создающим условия для проявления инициативы, предлагая необходимые вопросы или темы и задания для обсуждения. Задачами преподавателя являются побуждение обучающихся к применению полученных знаний в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях, создание условий для активного познания окружающего мира и выработки студентами созидательного опыта преобразовательной инженерной деятельности. Обучающийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит важным источником учебного познания, тем самым обеспечивается непосредственный диалог, осуществляется конструктивное взаимодействие преподавателя и обучающегося, основными признаками которого становятся: единство цели, совместный выбор способов и методов достижения результатов, согласованность в принятии решений, особое состояние эмоционального сопереживания, взаимной поддержки, сотрудничества и др.

Витагенная технология стимулирует творческий поиск не только на индивидуальном уровне развития обучающихся, но и в процессе группового обсуждения различных технико-экономических проблем. Альтернативные варианты решения проблемы рассматриваются с учетом определенных критериев (получение выгоды, вероятность достижения профессионального успеха, социальные риски и потенциальные конфликты, экономические затраты и др.).

Исследование представляет собой предметное обсуждение на основе имеющейся информации методом анализа, что позволяет участникам группы не просто рассмотреть ситуацию, а построить уже выявленные или предполагаемые проблемы по иерархии причин и следствий и объективно оценить степень возможной угрозы. Поэтому преподавателю необходимо точно понимать реальную зону развития обучающихся и обеспечивать индивидуальную траекторию познавательного движения и опережающего развития для каждого студента.

Основанная на принципах взаимодействия преподавателя и студента, инициативности и творчества, саморегуляции и контролируемости витагенная технология направлена на реализацию личностно-деятельностного подхода к образованию. К преимуществам использования данной технологии можно отнести:

— интенсификацию процесса обучения за счет применения различных методик группового взаимодействия, обеспечивающих преобразование знаний в ценность;

— соблюдение принципов единства анализа и синтеза, индукции и дедукции с учетом учебной дисциплины, темы и характера материала;

— активизацию познавательной деятельности обучающихся с опорой на жизненный опыт.

Выделенные особенности и условия организации образовательного процесса на основе витагенной технологии направлены на повышение качества подготовки инженеров, основными результатами которого становятся:

— мобильность и динамичность образовательного процесса, эффективность освоения учебного материала;

— осознанное освоение студентами культурных ценностей, новых способов учебной и профессиональной деятельности на основе жизненного опыта и их применение в условиях профессиональной инженерной деятельности;

— формирование навыков объективного и осмысленного восприятия содержания предметной области, адаптированного к социоэкономическим изменениям современного мира;

— способность к продуктивному взаимодействию на основе комплексного восприятия ситуации и проблемы;

— формирование навыков критического и технического мышления с позиции нравственных норм и ценностей;

— развитие логичности и доказательности рассуждений, уважительного отношения к различным мнениям, индивидуальности, активности, самостоятельности, уверенности;

— творческое познание общечеловеческой и профессиональной культуры, творческое преобразование имеющегося опыта и др.

Таким образом, подготовка будущих инженеров актуализирует проблему выбора инновационных технологий обучения, соответствующих международным критериям качества инженерного образования. Такой выбор одновременно и право, и обязанность преподавателя осуществлять профессионально-педагогическую деятельность наилучшим образом. Витагенная технология обучения является инновационным направлением в профессиональной подготовке будущих инженеров, обеспечивая системный подход к организации образовательного процесса и необходимые условия для развития профессиональной компетентности обучающихся и формирование персональной жизненной позиции.

Значимость использования витагенной технологии обусловлена также основными характеристиками, к которым можно отнести умение осознавать и формулировать цель своей деятельности, способность проанализировать и оценить целесообразность тех или иных видов инженерной деятельности, мотивированность к самостоятельному поиску актуальных знаний и решения проблем в области техники и технологии.

Использование витагенной технологии в профессиональной подготовке будущих инженеров обогащает профессиональный опыт преподавателя, формирует особый индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности.

 

Список литературы:

БИЧЕВА И. Б. КИТОВ А. Г. Профессиональное образование в России и за рубежом. Выпуск № 3 (19) / 2015. Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика.

Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/vitagennaya-tehnologiya-obucheniya-studentov-inzhenernyh-napravleniy-podgotovki#ixzz4h8XIuT1L

Белкин А.С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин. - Екатеринбург. 1999. - 271 с.

Белкин А.С. Голография как педагогический метод моделирования образовательных объектов / А.С. Белкин, И.Д. Возженикова // Пайдея. - 2004. - № 3. - С.6-11.

Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=257

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: