Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной работы




 

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей

Профессиональный профиль специалиста по пенитенциарной социальной работе, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в исправительных учреждениях, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные.

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста: знаний специфики работы в различной социальной среде, раз личных субкультурах; знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах; развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами.

Необходимо уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности; умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека.

Социальному работнику нужно знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими; владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач; знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников; знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания.

Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя: знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в исправительных учреждениях; владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах.

Также важно владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы; знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой; умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста; научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска; умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальная работа с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами.

Особе значение имеет знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности. Умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен: знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права. Знать нормы уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках; знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею; использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ.

Необходимо знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды; осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения; участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными; участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение.

Полезно также осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных; организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания; осуществлять с первых дней пребывания в исправительном учреждении подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков.

Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.


Заключение

 

В заключение можно отметить, что для преодоления кризиса в пенитенциарных учреждениях сегодня необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.

Социальный работник в исправительном учреждении - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденного и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала исправительного учреждения. В связи с перспективами развития пенитенциарных учреждений, перед социальным работником открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Правозащитная деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.


Список литературы

 

1 Алексеев А. И. Криминология и организация предупреждения преступлений /А.И. Алексеев и др. М.: МВД РФ, 1995. - 244 с.

2 Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях /Ю.А. Алферов. - Домодедово, 1993. - 125 с.

3 Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие /О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева, Н.С. Глазунов и др. - Рязань:Академия права и управления ФСИН России, 2005. - 372 с.

4 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

5 Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России /Л.И. Беляева. Белгород: «Высшая школа». 1998. - 135 с.

6 Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.

7 Волков Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп./Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

8 Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

9 Дашибалова П.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе (с региональным компонентом) /П.Н. Дашибалова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 52 с.

10 Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

11 Должностная инструкция старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФГУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области ст. лейтенанта внутренней службы Канаевой Светланы Анатольевны. - 3 с.

12 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н.Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.

13 Еремеева Т.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005.

14 Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник/ И.И. Елисеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

15 Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. -- 2-е изд., испр. и перераб. -- М.: Издательство БЕК, 2002. -- 560 с.

16 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: