Вариант № 7112017
Задание 1 № 8107
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Невская битва
2) первый созыв английского парламента
3) битва на реке Калке
Задание 2 № 9680
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ | |
A) издание Судебника Ивана IV Б) издание Устава Владимира Мономаха B) принятие первой советской конституции Г) издание указа о единонаследии соответствующими | 1) 1113 г. 2) 1147 г. 3) 1550 г. 4) 1714 г. 5) 1918 г. 6) 1936 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 3 № 6143
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.
1) вольные хлебопашцы
2) министерства
3) декабристы
4) третьеиюньский переворот
5) мировые судьи
6) октябристы
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Задание 4 № 599
Напишите пропущенное понятие (термин).
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.
Задание 5 № 10103
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) | ФАКТЫ | |
А) реформы в сфере сельского хозяйства в 1950—1960-х гг. Б) царствование Николая I В) борьба русских земель за освобождение от власти Орды Г) процесс закрепощения русских крестьян | 1) принятие Соборного уложения 2) стояние на реке Угре 3) ликвидация машинно-тракторных станций 4) издание Свода законов Российской империи 5) битва на реке Березине 6) создание первых фермерских хозяйств |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 6 № 8009
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «...4) Крестьяне и селения, от помещиков... с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.
5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность».
Б) «...Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов... Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от НАС властей ».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был издан в эпоху Великих реформ.
2) Данный документ был одним из результатов близости к императору либерально настроенных «молодых друзей».
3) Данный документ носил разрешительный, но не обязательный характер.
4) Данный документ был вынужденной уступкой императора и ответом на революционные события.
5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.
6) Данным документом объявлялись легальными общественно-политические союзы и партии.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Задание 7 № 1222
Какие три из перечисленных событий произошли в 1825 г.? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) восстание декабристов
2) смерть Александра I, междуцарствие
3) отречение от престола Петра III
4) создание III отделения императорской канцелярии
5) восшествие на престол Александра II
6) присяга Сената Николаю I
Задание 8 № 9861
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая
гвардия» — _______.
Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР
в _______ 1941 г.
В) Союзницей Германии во Второй мировой войне была _______.
Пропущенные элементы:
1) О. В. Кошевой
2) Бельгия
3) июнь
4) ноябрь
5) Италия
6) Ф. И. Толбухин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Задание 9 № 245
Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры второй половины XX в. — начала XXI в. и сферами их творчества.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ | СФЕРЫТВОРЧЕСТВА | |
A) 3. К. Церетели Б) С. Ф. Бондарчук B) М. Л. Ростропович Г) В. П. Астафьев | 1) архитектура 2) литература 3) музыка 4) кинематограф 5) скульптура |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 10 № 9688
Прочтите отрывок из международного договора и напишите фамилию советского государственного деятеля, подписавшего этот договор со стороны СССР.
«Правительство СССР и Правительство Германии, руководствуясь желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключённого между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.
2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу...».
Задание 11 № 1147
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Места сражений | Даты сражений | Военачальники |
Синопская бухта | __________(А) | __________(Б) |
__________(В) | __________(Г) | А. В. Суворов |
__________(Д) | 1815 г. | маршал Ней |
Плевна | 1877 г. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Ф. Ф. Ушаков
2) М. Д. Скобелев
3) Измаил
4) 1721 г.
5) Ватерлоо
6) 1853 г.
7) Севастополь
8) 1790 г.
9) П. С. Нахимов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 12 № 9815
Прочтите отрывок из сочинения историка.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.
Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почётное прозвище Невский.
2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV.
3) Разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г.
4) В годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение
сыну без разрешения хана Золотой Орды.
Задание 13 № 5700
Заполните пропуск в предложении: «Территория, обозначенная на схеме цифрой II, была присоединена к Российской империи в тысяча восемьсот ___________ годах». Ответ запишите словом.
Задание 14 № 5701
Назовите императора, в период правления которого к Российской империи была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «IV».
Задание 15 № 5702
Укажите название географического региона России, где было сконцентрировано большинство крупных металлургических предприятий.
Задание 16 № 5703
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Железная дорога, обозначенная на схеме буквой «А», была построена в 1830-х гг.
2) Территории, обозначенные на схеме цифрами «I» и «II», были присоединены к Российской империи в период правления одного и того же императора.
3) Территория, обозначенная на схеме цифрой «III», была присоединена к России в результате войны с Австрийской империей.
4) В Полтаве находилась одна из важнейших российских ярмарок.
5) Все города, обозначенные на схеме, сохранили свои названия до наших дней.
6) На территории, обозначенной на схеме цифрой «II», в XIX в. произошли два крупных восстания.
Задание 17 № 8032
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
А) «Изборник» Б) «Сказание о Мамаевом побоище» В) картина «Утро стрелецкой казни» Г) опера «Война и мир» | 1) Произведение написано в год убийства Александра II. 2) Третья по древности древнерусская рукописная книга. 3) Автор — Феофан Прокопович. 4) Памятник древнерусскогой литературы, созданный в первой четверти XV в. 5) Произведение написано И. И. Шишкиным. 6) Автор — С. С. Прокофьев. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 18 № 4257
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.
2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.
3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.
4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».
5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин.
Задание 19 № 4258
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие из представленных ниже памятников архитектуры находятся в городе, основанном по повелению императора, которому посвящен памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20 № 10085
Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из челобитной царю
«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.
И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»
Задание 21 № 10086
Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.
Задание 22 № 10087
Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.
Задание 23 № 4661
Когда летом 1905 г. начались переговоры между русской и японской делегациями о заключении мира, патриотически настроенные силы в России выступали против заключения мира, тем не менее мир был заключён. Приведите три объяснения тому, что российская делегация подписала мирный договор, несмотря на недовольство патриотов в России.
Задание 24 № 8918
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«В середине XVII в., с принятием Соборного уложения, в России, в целом, сложилась сословная система».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Задание 25 № 9392
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.;
2) март 1801 г. – май 1812 г.;
3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
Вариант № 8112017
Задание 1 № 7971
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Церковная реформа Никона
2) Введение патриаршества на Руси
3) Окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную
Задание 2 № 10200
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ | ГОДЫ | |
А) принятие Декларации о правах трудящегося и эксплуатируемого народа Б) отмена местничества В) принятие Закона о земских начальниках Г) начало междоусобицы в Московском княжестве | 1) 1378 г. 2) 1425 г. 3) 1682 г. 4) 1889 г. 5) 1918 г. 6) 1936 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 3 № 10126
Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к социальной системе России второй половины XVIII в.
1) дворяне
2) вольные хлебопашцы
3) мещане
4) бояре
5) гильдейское купечество
6) казаки
Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.
Задание 4 № 4975
Запишите пропущенный термин.
В 1556 г. по инициативе Избранной рады на период военных действий было ограничено ________________ — существовавшая в Русском государстве система распределения должностей в зависимости от знатности рода.
Задание 5 № 3448
Установите соответствие между аббревиатурами, обозначающими названия советских государственных органов и общественных организаций, и их функциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ОРГАНЫИ ОРГАНИЗАЦИИ | ФУНКЦИИ | |
A) ВСНХ Б) ВЧК B) РАПП Г) СНК | 1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем 2) высший орган исполнительной власти 3) орган по управлению делами Русской Православной Церкви 4) высший орган по планированию развития советской экономики 5) объединение советских писателей 6) орган власти по проведению реабилитации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 6 № 9658
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ | |
А) экономические преобразования эпохи «оттепели» Б) Смутное время в России в начале XVII в В) революционная деятельность народников Г) борьба против ордынской зависимости | 1) оборона Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских отрядов 2) взрыв в Зимнем дворце, организованный С. Н. Халтуриным 3) сражение на реке Воже 4) прорыв «линии Маннергейма» 5) создание Союза спасения 6) ликвидация МТС |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Задание 7 № 9835
Какие из перечисленных ниже черт были характерны для экономического развития России в XVII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало железнодорожного строительства
2) появление ассигнаций
3) отсутствие нормативных актов, регулирующих внешнюю торговлю
4) рост ярмарочной торговли
5) начало формирования всероссийского рынка
6) появление мануфактурного производства
Задание 8 № 8478
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В ходе битвы за ____________ проходили кровопролитные сражения в районе Мамаева кургана.
Б) Героем обороны крепости-героя Бреста является ____________.
В) До 6 декабря 1941 г. советские войска вели ожесточённые оборонительные бои под ____________, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях.
Пропущенные элементы:
1) Киев
2) А. М. Матросов
3) Сталинград
4) Е. М. Фомин
5) Ленинград
6) Москва
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
Задание 9 № 10107
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ | УЧАСТНИК | |
А) битва на реке Рымник Б) разгром печенегов под Киевом В) присоединение Смоленска к Московскому княжеству Г) Первая мировая война | 1) Алексей Брусилов 2) Ярослав Мудрый 3) Алексей Косыгин 4) Александр Суворов 5) Андрей Боголюбский 6) Василий III |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 10 № 7943
Прочтите отрывок изречи государственного деятеля и укажите фамилию автора.
«Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление.
Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек.Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий.
Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством... Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.
Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне как Народному Комиссару Иностранных Дел заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.....Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.».
Задание 11 № 483
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
Император Петр I | 1682−1725 | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | патриарх Никон |
Императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | М. Ломоносов |
__________(Д) | 1774−1792гг. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович
2) Людовик XVI
3) А. Д. Меншиков
4) Робеспьер
5) 1645−1676 гг.
6) 1741−1761 гг.
7) 1762−1796 гг.
8) кардинал Ришелье
9) 1613−1645 гг.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 12 № 9815
Прочтите отрывок из сочинения историка.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.
Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почётное прозвище Невский.
2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV.
3) Разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г.
4) В годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение
сыну без разрешения хана Золотой Орды.
Задание 13 № 6056
Укажите месяц, когда начались события, обозначенные на схеме стрелками.
Задание 14 № 6057
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «5».
Задание 15 № 6058
Укажите месяц, когда началась блокада города, обозначенного на схеме цифрой «3».
Задание 16 № 6059
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», советские войска обороняли в течение более чем 200 дней.
2) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», не был сдан врагу.
3) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», в период боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, участвовало вна стороне противника СССР.
4) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», вошёл в состав СССР в 1939 г.
5) На схеме обозначены события Коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
6) Город, обозначенный на схеме цифрой «7», никогда не входил в состав Российского государства.
Задание 17 № 8911
Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | ФАКТ ЕГО БИОГРАФИИ | |
А) Дмитрий Левицкий Б) Максим Горький В) Владимир Мономах Г) Иван Пересветов | 1) Художник-авангардист. 2) Автор «Поучения детям». 3) Один из первых русских публицистов. 4) Современник императрицы Екатерины II. 5) Первый председатель Союза писателей СССР. 6) Композитор, один из основателей музыкальной национальной школы. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Задание 18 № 3497
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.
2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.
3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.
4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.
5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.
Задание 19 № 3498
Какие из перечисленных объектов построены в годы руководства СССР политического деятеля, изображённого на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20 № 2057
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда современного историка.
«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».
О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?
Задание 21 № 2058
Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.
Задание 22 № 2059
Какие черты князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.
Задание 23 № 3862
События декабря 1825 г. были связаны с проведением повторной присяги новому императору. Как объявление повторной присяги способствовало развитию этих событий? Почему наследником императора Александра I оказался не великий князь Константин Павлович, а великий князь Николай Павлович? Как события 14 декабря 1825 г. повлияли на политику нового императора?
Задание 25 № 10298
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 862—882 гг.;
2) июнь — декабрь 1812 г.;
3) март 1985 г. — декабрь 1991 г.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на да<