Из труда современного историка.




Вариант № 7112017

Задание 1 № 8107

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

 

1) Невская битва

2) первый созыв ан­глий­ско­го парламента

3) битва на реке Калке

Задание 2 № 9680

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ
A) издание Судебника Ивана IV Б) издание Устава Владимира Мономаха B) принятие первой советской конституции Г) издание указа о единонаследии соответствующими     1) 1113 г. 2) 1147 г. 3) 1550 г. 4) 1714 г. 5) 1918 г. 6) 1936 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 3 № 6143

Ниже приведён спи­сок терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям (явлениям) XIX в.

 

1) вольные хлебопашцы

2) министерства

3) декабристы

4) третьеиюньский переворот

5) мировые судьи

6) октябристы

 

Найдите и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра терминов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му периоду.

Задание 4 № 599

Напишите пропущенное понятие (термин).

 

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.

Задание 5 № 10103

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)   ФАКТЫ
А) реформы в сфере сельского хозяйства в 1950—1960-х гг. Б) царствование Николая I В) борьба русских земель за освобождение от власти Орды Г) процесс закрепощения русских крестьян   1) принятие Соборного уложения 2) стояние на реке Угре 3) ликвидация машинно-тракторных станций 4) издание Свода законов Российской империи 5) битва на реке Березине 6) создание первых фермерских хозяйств

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Задание 6 № 8009

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ

 

А) «...4) Кре­стья­не и селения, от помещиков... с землёю отпускаемые, если не по­же­ла­ют войти в дру­гие состояния, могут оста­вать­ся на соб­ствен­ных их зем­лях зем­ле­дель­ца­ми и сами по себе со­став­ля­ют осо­бен­ное со­сто­я­ние сво­бод­ных хлебопашцев.

5) Дво­ро­вые люди и крестьяне, кои до­се­ле от­пу­ща­е­мы были лично на волю с обя­за­тель­ством из­брать род жизни, могут в по­ло­жен­ный за­ко­на­ми срок всту­пить в сие со­сто­я­ние сво­бод­ных земледельцев, если при­об­ре­тут себе земли в собственность».

Б) «...Даровать на­се­ле­нию не­зыб­ле­мые ос­но­вы граж­дан­ской сво­бо­ды на на­ча­лах дей­стви­тель­ной не­при­кос­но­вен­но­сти личности, сво­бо­ды совести, слова, со­бра­ний и союзов... Установить, как не­зыб­ле­мое правило, чтобы ни­ка­кой закон не мог вос­при­нять силу без одоб­ре­ния Го­су­дар­ствен­ной думы и чтобы вы­бор­ным от на­ро­да обес­пе­че­на была воз­мож­ность дей­стви­тель­но­го уча­стия в над­зо­ре за за­ко­но­мер­но­стью дей­ствий по­став­лен­ных от НАС вла­стей ».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Данный до­ку­мент был издан в эпоху Ве­ли­ких реформ.

2) Данный до­ку­мент был одним из ре­зуль­та­тов бли­зо­сти к им­пе­ра­то­ру ли­бе­раль­но на­стро­ен­ных «молодых друзей».

3) Данный до­ку­мент носил разрешительный, но не обя­за­тель­ный характер.

4) Данный до­ку­мент был вы­нуж­ден­ной уступ­кой им­пе­ра­то­ра и от­ве­том на ре­во­лю­ци­он­ные события.

5) После из­да­ния этого до­ку­мен­та боль­шая часть дво­рян от­пу­сти­ла своих кре­пост­ных на волю.

6) Данным до­ку­мен­том объ­яв­ля­лись ле­галь­ны­ми общественно-политические союзы и партии.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

Задание 7 № 1222

Какие три из перечисленных событий произошли в 1825 г.? Запишите в ответ соответствующие цифры.

 

1) восстание декабристов

2) смерть Александра I, междуцарствие

3) отречение от престола Петра III

4) создание III отделения императорской канцелярии

5) восшествие на престол Александра II

6) присяга Сената Николаю I

Задание 8 № 9861

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая

гвардия» — _______.

Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР

в _______ 1941 г.

В) Союзницей Германии во Второй мировой войне была _______.

 

Пропущенные элементы:

1) О. В. Кошевой

2) Бельгия

3) июнь

4) ноябрь

5) Италия

6) Ф. И. Толбухин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В
     

Задание 9 № 245

Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры второй половины XX в. — начала XXI в. и сферами их творчества.

 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ   СФЕРЫТВОРЧЕСТВА
A) 3. К. Церетели Б) С. Ф. Бондарчук B) М. Л. Ростропович Г) В. П. Астафьев   1) архитектура 2) литература 3) музыка 4) кинематограф 5) скульптура

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 10 № 9688

Прочтите отрывок из международного договора и напишите фамилию советского государственного деятеля, подписавшего этот договор со стороны СССР.

 

«Правительство СССР и Правительство Германии, руководствуясь желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключённого между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.

2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу...».

Задание 11 № 1147

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Места сражений Даты сражений Военачальники
Синопская бухта __________(А) __________(Б)
__________(В) __________(Г) А. В. Суворов
__________(Д) 1815 г. маршал Ней
Плевна 1877 г. __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Ф. Ф. Ушаков

2) М. Д. Скобелев

3) Измаил

4) 1721 г.

5) Ватерлоо

6) 1853 г.

7) Севастополь

8) 1790 г.

9) П. С. Нахимов

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Задание 12 № 9815

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.

Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.

Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.

Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почётное прозвище Невский.

2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV.

3) Разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г.

4) В годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль.

5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение

сыну без разрешения хана Золотой Орды.

Задание 13 № 5700

Заполните про­пуск в предложении: «Территория, обо­зна­чен­ная на схеме циф­рой II, была при­со­еди­не­на к Рос­сий­ской им­пе­рии в ты­ся­ча во­семь­сот ___________ годах». Ответ за­пи­ши­те словом.

 

Задание 14 № 5701

Назовите императора, в пе­ри­од прав­ле­ния ко­то­ро­го к Рос­сий­ской им­пе­рии была при­со­еди­не­на территория, обо­зна­чен­ная на схеме циф­рой «IV».

 

 

Задание 15 № 5702

Укажите на­зва­ние гео­гра­фи­че­ско­го ре­ги­о­на России, где было скон­цен­три­ро­ва­но боль­шин­ство круп­ных ме­тал­лур­ги­че­ских предприятий.

 

 

Задание 16 № 5703

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Же­лез­ная дорога, обо­зна­чен­ная на схеме бук­вой «А», была по­стро­е­на в 1830-х гг.

2) Территории, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми «I» и «II», были при­со­еди­не­ны к Рос­сий­ской им­пе­рии в пе­ри­од прав­ле­ния од­но­го и того же императора.

3) Территория, обо­зна­чен­ная на схеме циф­рой «III», была при­со­еди­не­на к Рос­сии в ре­зуль­та­те войны с Ав­стрий­ской империей.

4) В Пол­та­ве на­хо­ди­лась одна из важ­ней­ших рос­сий­ских ярмарок.

5) Все города, обо­зна­чен­ные на схеме, со­хра­ни­ли свои на­зва­ния до наших дней.

6) На территории, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «II», в XIX в. про­изо­шли два круп­ных восстания.

Задание 17 № 8032

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Изборник» Б) «Сказание о Мамаевом побоище» В) кар­ти­на «Утро стре­лец­кой казни» Г) опера «Война и мир»   1) Про­из­ве­де­ние на­пи­са­но в год убий­ства Алек­сандра II. 2) Тре­тья по древ­но­сти древ­не­рус­ская ру­ко­пис­ная книга. 3) Автор — Фе­о­фан Прокопович. 4) Па­мят­ник древ­не­рус­ско­гой литературы, со­здан­ный в пер­вой чет­вер­ти XV в. 5) Про­из­ве­де­ние на­пи­са­но И. И. Шишкиным. 6) Автор — С. С. Прокофьев.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Задание 18 № 4257

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание.

 

 

Какие суж­де­ния о памятнике, ко­то­рый Вы видите, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Данный па­мят­ник является об­раз­цом реалистического на­прав­ле­ния в искусстве.

2) Данный па­мят­ник установлен по по­ве­ле­нию императрицы Ека­те­ри­ны II.

3) Император, ко­то­ро­му установлен дан­ный памятник, пра­вил во вто­рой четверти XVIII в.

4) Данный па­мят­ник известен под на­зва­ни­ем «Медный всадник».

5) Автором дан­но­го памятника яв­ля­ет­ся Ф. И. Шубин.

Задание 19 № 4258

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание.

 

Какие из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры на­хо­дят­ся в городе, ос­но­ван­ном по по­ве­ле­нию императора, ко­то­ро­му по­свя­щен памятник? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

Задание 20 № 10085

Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»

Задание 21 № 10086

Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.

 

Задание 22 № 10087

Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.

 

Задание 23 № 4661

Когда летом 1905 г. на­ча­лись пе­ре­го­во­ры между рус­ской и япон­ской де­ле­га­ци­я­ми о за­клю­че­нии мира, пат­ри­о­ти­че­ски на­стро­ен­ные силы в Рос­сии вы­сту­па­ли про­тив за­клю­че­ния мира, тем не менее мир был заключён. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния тому, что рос­сий­ская де­ле­га­ция под­пи­са­ла мир­ный договор, не­смот­ря на не­до­воль­ство пат­ри­о­тов в России.

Задание 24 № 8918

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

 

«В се­ре­ди­не XVII в., с при­ня­ти­ем Со­бор­но­го уложения, в России, в целом, сло­жи­лась со­слов­ная система».

 

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 25 № 9392

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1019–1054 гг.;

2) март 1801 г. – май 1812 г.;

3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

 

Вариант № 8112017

Задание 1 № 7971

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Церковная ре­фор­ма Никона

2) Введение пат­ри­ар­ше­ства на Руси

3) Окончательный раз­дел хри­сти­ан­ской церк­ви на ка­то­ли­че­скую и православную

Задание 2 № 10200

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЕ   ГОДЫ
А) принятие Декларации о правах трудящегося и эксплуатируемого народа Б) отмена местничества В) принятие Закона о земских начальниках Г) начало междоусобицы в Московском княжестве   1) 1378 г. 2) 1425 г. 3) 1682 г. 4) 1889 г. 5) 1918 г. 6) 1936 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 3 № 10126

Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к социальной системе России второй половины XVIII в.

 

1) дворяне

2) вольные хлебопашцы

3) мещане

4) бояре

5) гильдейское купечество

6) казаки

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Задание 4 № 4975

Запишите про­пу­щен­ный термин.

 

В 1556 г. по ини­ци­а­ти­ве Из­бран­ной рады на пе­ри­од во­ен­ных дей­ствий было огра­ни­че­но ________________ — существовавшая в Рус­ском го­су­дар­стве си­сте­ма рас­пре­де­ле­ния долж­но­стей в за­ви­си­мо­сти от знат­но­сти рода.

Задание 5 № 3448

Установите соответствие между аббревиатурами, обозначающими названия советских государственных органов и общественных организаций, и их функциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ОРГАНЫИ ОРГАНИЗАЦИИ   ФУНКЦИИ
A) ВСНХ Б) ВЧК B) РАПП Г) СНК   1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем 2) высший орган исполнительной власти 3) орган по управлению делами Русской Православной Церкви 4) высший орган по планированию развития советской экономики 5) объединение советских писателей 6) орган власти по проведению реабилитации

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 6 № 9658

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРОЦЕССЫ(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ
А) экономические преобразования эпохи «оттепели» Б) Смутное время в России в начале XVII в В) революционная деятельность народников Г) борьба против ордынской зависимости   1) оборона Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских отрядов 2) взрыв в Зимнем дворце, организованный С. Н. Халтуриным 3) сражение на реке Воже 4) прорыв «линии Маннергейма» 5) создание Союза спасения 6) ликвидация МТС

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Задание 7 № 9835

Какие из перечисленных ниже черт были характерны для экономического развития России в XVII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) начало железнодорожного строительства

2) появление ассигнаций

3) отсутствие нормативных актов, регулирующих внешнюю торговлю

4) рост ярмарочной торговли

5) начало формирования всероссийского рынка

6) появление мануфактурного производства

Задание 8 № 8478

Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

А) В ходе битвы за ____________ проходили кро­во­про­лит­ные сра­же­ния в рай­о­не Ма­ма­е­ва кургана.

Б) Ге­ро­ем обо­ро­ны крепости-героя Бре­ста яв­ля­ет­ся ____________.

В) До 6 де­каб­ря 1941 г. со­вет­ские вой­ска вели ожесточённые обо­ро­ни­тель­ные бои под ____________, сдер­жи­вая на­ступ­ле­ние удар­ных флан­го­вых груп­пи­ро­вок про­тив­ни­ка и от­ра­жая его вспо­мо­га­тель­ные удары на Истринском, Зве­ни­го­род­ском и Наро-Фоминском направлениях.

 

Пропущенные элементы:

1) Киев

2) А. М. Матросов

3) Сталинград

4) Е. М. Фомин

5) Ленинград

6) Москва

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В
     

Задание 9 № 10107

Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЕ   УЧАСТНИК
А) битва на реке Рымник Б) разгром печенегов под Киевом В) присоединение Смоленска к Московскому княжеству Г) Первая мировая война   1) Алексей Брусилов 2) Ярослав Мудрый 3) Алексей Косыгин 4) Александр Суворов 5) Андрей Боголюбский 6) Василий III

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Задание 10 № 7943

Прочтите от­ры­вок из­ре­чи государственного де­я­те­ля и ука­жи­те фа­ми­лию автора.

 

«Граждане и граж­дан­ки Советского Союза! Со­вет­ское правительство и его глава тов. Ста­лин поручили мне сде­лать следующее заявление.

Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, без предъ­яв­ле­ния каких-либо пре­тен­зий к Со­вет­ско­му Союзу, без объ­яв­ле­ния войны, гер­ман­ские войска на­па­ли на нашу страну, ата­ко­ва­ли наши гра­ни­цы во мно­гих местах и под­верг­ли бомбежке со своих са­мо­ле­тов наши го­ро­да — Житомир, Киев, Севастополь, Ка­у­нас и не­ко­то­рые другие, при­чем убито и ра­не­но более двух­сот человек.На­ле­ты вражеских са­мо­ле­тов и ар­тил­ле­рий­ский обстрел были со­вер­ше­ны также с ру­мын­ской и фин­лянд­ской территорий.

Это не­слы­хан­ное нападение на нашу стра­ну является бес­при­мер­ным в ис­то­рии цивилизованных на­ро­дов вероломством... Вся от­вет­ствен­ность за это раз­бой­ни­чье нападение на Со­вет­ский Союз це­ли­ком и пол­но­стью падает на гер­ман­ских фашистских правителей.

Уже после со­вер­шив­ше­го­ся нападения гер­ман­ский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сде­лал мне как На­род­но­му Комиссару Ино­стран­ных Дел за­яв­ле­ние от имени сво­е­го правительства о том, что гер­ман­ское правительство ре­ши­ло выступить с вой­ной против СССР в связи с со­сре­до­то­че­ни­ем частей Крас­ной Армии у во­сточ­ной германской границы.....Наше дело правое. Враг будет разбит. По­бе­да будет за нами.».

Задание 11 № 483

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Правитель Годы правления Современник правителя
Император Петр I 1682−1725 __________(А)
__________(Б) __________(В) патриарх Никон
Императрица Ели­за­ве­та Петровна __________(Г) М. Ломоносов
__________(Д) 1774−1792гг. __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) царь Алек­сей Михайлович

2) Людовик XVI

3) А. Д. Меншиков

4) Робеспьер

5) 1645−1676 гг.

6) 1741−1761 гг.

7) 1762−1796 гг.

8) кардинал Ришелье

9) 1613−1645 гг.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Задание 12 № 9815

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.

Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.

Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.

Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почётное прозвище Невский.

2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV.

3) Разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г.

4) В годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль.

5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение

сыну без разрешения хана Золотой Орды.

Задание 13 № 6056

Укажите месяц, когда на­ча­лись события, обо­зна­чен­ные на схеме стрелками.

Задание 14 № 6057

Укажите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «5».

 

Задание 15 № 6058

Укажите месяц, когда на­ча­лась бло­ка­да города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «3».

 

Задание 16 № 6059

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1», со­вет­ские вой­ска обо­ро­ня­ли в те­че­ние более чем 200 дней.

2) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «2», не был сдан врагу.

3) Государство, тер­ри­то­рия ко­то­ро­го обо­зна­че­на на схеме циф­рой «4», в пе­ри­од бо­е­вых действий, обо­зна­чен­ных на схеме стрелками, участ­во­ва­ло вна сто­ро­не про­тив­ни­ка СССР.

4) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «6», вошёл в со­став СССР в 1939 г.

5) На схеме обо­зна­че­ны со­бы­тия Ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

6) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «7», ни­ко­гда не вхо­дил в со­став Рос­сий­ско­го государства.

 

Задание 17 № 8911

Установите со­от­вет­ствие между де­я­те­ля­ми куль­ту­ры и фак­та­ми их биографии: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ   ФАКТ ЕГО БИОГРАФИИ
А) Дмит­рий Левицкий Б) Мак­сим Горький В) Вла­ди­мир Мономах Г) Иван Пересветов   1) Художник-авангардист. 2) Автор «Поучения детям». 3) Один из пер­вых рус­ских публицистов. 4) Со­вре­мен­ник им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II. 5) Пер­вый пред­се­да­тель Союза пи­са­те­лей СССР. 6) Композитор, один из ос­но­ва­те­лей му­зы­каль­ной на­ци­о­наль­ной школы.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Задание 18 № 3497

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

Какие суж­де­ния о дан­ной карикатуре яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Дан­ная карикатура со­зда­на в пер­вой половине 1930-х гг.

2) В момент, когда про­изо­шло событие, ко­то­ро­му посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.

3) Ка­ри­ка­ту­ра была со­зда­на в СССР и опуб­ли­ко­ва­на в пе­ча­ти в тот же год, когда про­изо­шло событие, ко­то­ро­му она посвящена.

4) Ка­ри­ка­ту­ра посвящена на­ру­ше­нию международного до­го­во­ра одной из стран.

5) Событие, ко­то­ро­му посвящена карикатура, озна­ча­ло начало Ве­ли­кой Отечественной войны.

Задание 19 № 3498

Какие из пе­ре­чис­лен­ных объ­ек­тов по­стро­е­ны в годы ру­ко­вод­ства СССР по­ли­ти­че­ско­го деятеля, изображённого на карикатуре. В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

 

Задание 20 № 2057

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».

 

О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?

Задание 21 № 2058

Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

Задание 22 № 2059

Какие черты князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.

Задание 23 № 3862

События де­каб­ря 1825 г. были свя­за­ны с про­ве­де­ни­ем по­втор­ной при­ся­ги но­во­му императору. Как объ­яв­ле­ние по­втор­ной при­ся­ги спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию этих событий? По­че­му на­след­ни­ком им­пе­ра­то­ра Алек­сандра I ока­зал­ся не ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Павлович, а ве­ли­кий князь Ни­ко­лай Павлович? Как со­бы­тия 14 де­каб­ря 1825 г. по­вли­я­ли на по­ли­ти­ку но­во­го императора?

Задание 25 № 10298

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 862—882 гг.;

2) июнь — декабрь 1812 г.;

3) март 1985 г. — декабрь 1991 г.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на да<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: