Методы социальной психологии




 

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки. Однако существуют и другие классификации методов. Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения – это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят:

ü речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность);

ü выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения – определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения». Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения.

Способы регистрации наблюдений:

ü фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения;

ü оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени.

Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности.

Продуктом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Документы различаются:

ü по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото -, видеодокументы);

ü по целевому назначению (целевые, естественные);

ü по степени персонификации (личные и безличные);

ü в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные).

Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы.

Метод опроса. Суть этого метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Существует два основных типа опроса:

ü опрос «лицом к лицу» - интервью;

ü очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);

ü заочный опрос – анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) словами респондентами.

Область применения опроса в социальной психологии:

ü на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;

ü опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;

ü как основной метод сбора эмпирической информации.

Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Процедура измерения:

Ø определение варианта (числа) выборов (отклонений);

Ø выбор критериев (вопросов) опроса;

Ø организация и проведение опроса;

Ø обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки – способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения.

Тесты. Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени, испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия.

Области применения тестов:

Ø диагностика групп;

Ø изучение межличностных и межгрупповых отношений;

Ø изучение социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например, с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, т.е. исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Данный метод предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Признаки эксперимента: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Этапы проведения эксперимента:

v теоретический этап – определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования;

v экспериментальный этап – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, входящих в число изучаемых факторов;

v аналитический этап – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:

· по специфике задачи – научные и практические;

· по характеру экспериментального плана – параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп);

· последовательные (эксперимент «до» и «после»);

· по характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные;

· по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные эксперименты.

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных.

Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:

1) предметом социальной психологии служат явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);

2) главным предметом социальной психологии является личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;

3) предметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социальная психика является сложным, динамическим и противоречивым образованием, которое функционирует как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массовых, групповых и индивидуальных эмоций, стереотипов и установок.

3. Функции социальной психологии

Функции социальной психологии:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

Контрольные вопросы:

1. Какое место занимает социальная психология в системе наук?

2. Какие методы социально-психологических исследований вы знаете?

3. Что является предметом социальной психологии?

4. Назовите Функции социальной психологии.

5. Какие основные проблемы изучает социальная психология?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: