Варианты практических заданий
Дисциплина «Современные методики и технологии обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства»
1. Выполнить ряд подготовительных упражнения: а) нарисовать три прямоугольника и каждый из них соответственно заштриховать вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, б) аккуратно, не выходя за пределы контура, заполнить прямоугольник тоном (с помощью тушевки).
2. Рисование несложного геометрического орнамента с образца.
3. Рисование с натуры условно-плоскостных предметов (листья растений, цветов и т.п.).
4. Рисование с натуры куба (параллелепипеда) во фронтальном и угловом положении.
5. Рисование с натуры предметов прямоугольной формы на разном уровне по отношении к линии горизонта (книга, коробка, ящик, шкатулка и др.).
6. Упражнения в рисовании окружности в перспективном сокращении.
7. Рисование с натуры цилиндра, конуса и шара.
8. Рисование с натуры предметов, в основе которых лежат тела вращения (кружка, чашка, ваза и др.).
9. Рисование с натуры натюрморта из 3–4 предметов с драпировкой (ваза или кувшин, фрукты, овощи). Передача пространственных и тоновых отношений между предметами, выявление фактуры материала при помощи штриховки.
10. Научиться работать кистью без предварительного прорисовывания контура узоров в полосе, прямоугольнике и круге.
11. Изображение деревьев кистью без предварительного прорисовывания контура в карандаше.
12. Выполнение узоров из нескольких элементов, ритмически располагая их в различной композиции (полоса, круг, квадрат и др. )
13. Выполнить наглядное пособие для учащихся 1 класса «Последовательность рисования флажков для новогодней гирлянды (акварель).
14. Подготовить наглядное пособие для проведения урока ИЗО во 2 классе на тему: «Основные и дополнительные цвета и оттенки».
15. Составить наглядное пособие для 3 класса «Теплые и холодные цвета и оттенки».
16. Подготовить наглядные пособия для учащихся 1–4 классов под общей тематикой «Последовательность выполнения работы акварелью» и конкретизировать их на примерах рисования листа, дерева, яблока, игрушки несложной формы (кукла-неваляшка, медвежонок и др.).
17. Самостоятельно выполнить натюрморт из 2–3 предметов быта на цветном фоне («Кружка и яблоко», «Стакан, апельсин и лимон» и др.).
18. Подобрать выдержки из литературных источников о живописи натюрморта; книги о выдающихся художниках, работающих в жанре натюрморт; художественные открытки; репродукции с картин художников с изображением натюрморта.
19. Подготовить небольшой доклад–сообщение о художнике, работающем в жанре натюрморт.
20. Выполнить зарисовки с натуры и по памяти рыбок, птиц, домашних животных (не менее 4–5 набросков) – карандаш, мел, перо, кисть.
21. Подготовить ряд наглядных пособий для проведения уроков рисования в 1–4 классах по материалам народного декоративно-прикладного искусства (Гжели, Хохломы, Городца и других народных промыслов).
22. Выполнение творческой работы по созданию эскиза эмблемы, значка (1–2 варианта).
23. Подготовка эскиза пригласительного билета.
24. Зарисовки с натуры, по памяти и представлению элементов пейзажа: различных деревьев, несложных построек (карандаш, кисть, перо, мел).
25. Выполнение набросков с натуры фигуры взрослого человека и ребенка в различных ракурсах и позах (не менее 4–5 набросков).
26. Подготовка наглядного пособия для проведения уроков в школе «Схематическое изображение фигуры человека».
27. Написание развернутых планов–конспектов уроков по изобразительному искусству для 1–4 классов.
Творческие работы
Дисциплина «Современные методики и технологии обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Рисование и живопись отдельных предметов с натуры по памяти и представлению.
Живопись отдельных предметов и несложного натюрморта.
Рисование, лепка и аппликация объектов окружающей действительности (фрукты, овощи, растения, цветы, деревья и др.).
Рисование и лепка фигур животных и человека.
Декоративные композиции из различных материалов.
Работы по конструированию из различных материалов.
Иллюстративное рисование и рисование на темы из окружающей жизни.
Композиции из природных материалов.
Основные требования к творческим работам
1. идея, творческий замысел;
2. композиция и композиционное построение, выразительность работы;
3. правильное расположение деталей на листе и соблюдение пропорций изображаемого объекта;
4. техника владения материалами и инструментами, технические и трудовые навыки.
Примерная тематика рефератов
Дисциплина «Современные методики и технологии обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства»
1. Возрастные этапы развития детского рисунка.
2. Лирический образ природы в рисунках детей младшего школьного возраста.
3. Особенности приобщения младших школьников к изобразительному творчеству.
4. Обучение младших школьников работе цветом при рисовании с натуры.
5. Характерные особенности изобразительной деятельности младших школьников (на примере рисования пейзажа, натюрморта, создания сюжетно–тематических композиций и т.д.).
6. Рисование птиц и животных, фигуры человека, портрета, пейзажа и т.д. в 1–4 классах общеобразовательной школы.
7. Беседы об изобразительном искусстве как фактор активизации познавательных процессов у младших школьников.
8. Развитие у младших школьников цветовосприятия и изобразительной грамотности при выполнении тематических рисунков.
9. Изобразительная деятельность шестилетних детей в условиях школьного обучения.
10. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и трудового обучения.
11. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и природоведения.
12. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства. (Маша)
13. Повышение эффективности уроков рисования с натуры в начальных классах.
14. Воспитание у младших школьников художественного вкуса и эстетической оценки окружающей действительности средствами изобразительного искусства. (Маша)
15. Особенности формирования и развития творческого замысла при создании рисунка у детей младшего школьного возраста.
16. Формирование у младших школьников целостного художественного образа на уроках тематического (декоративного) рисования.
17. Художественно–эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи (на примере народных промыслов).
18. Формирование у младших школьников стремления к поиску новых изобразительных решений на уроках тематического рисования.
19. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся начальной школы посредством бесед об изобразительном искусстве.
20. Художественное образование младших школьников посредством декоративного изображения пейзажа, натюрморта, интерьера и т.п.
21. Совершенствование процессов художественного образования и эстетического воспитания младших школьников на уроках рисования с натуры (декоративного, тематического рисования).
22. Книжная иллюстрация как средство активизации творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства.
23. Художественное творчество и его взаимосвязь с другими учебными дисциплинами в начальной школе.