Вопрос. .Рыночное равновесие: равновесная цена и ее динамика.




Вопросы для зачета по экономике.13-14

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Установившееся рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. В этом и проявляется общественная польза от установления равновесной цены. Чтобы пояснить это положение, необходимо ввести новые категории — дополнительная выгода потребителя (потребительский излишек), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобретает товар, и максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за данный товар. Излишек производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. На рынке совершенной конкуренции выгоду имеет как потребитель, так и производитель. Общая выгода от обмена, получаемая обществом, будет определяться как сумма излишков потребителя и производителя, т. е.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Равновесная цена - цена, складывающаяся на конкурентном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

Равновесная цена всегда оказывается ниже той максимальной цены, которую готовы заплатить за товар покупатели и выше той минимальной цены, по которой готовы продать товар поставщики. Поэтому равновесные цены обеспечивают получение определенных выгод и покупателям и продавцам. Графически равновесная цена может быть найдена путем наложения друг на друга кривых спроса и предложения. Точка пересечения кривых - точка рыночного равновесия, которой соответствуют равновесная цена (Ррав) и равновесный объем продаж (Qрав). Если на рынке по какой-либо причине будет установлена цена выше или ниже равновесной - возникает разбалансировка рынка и несовпадение объемов рыночного спроса и предложения, что приводит к появлению рыночного дефицита (если цена ниже равновесной) или рыночного избытка (в случае, когда цена выше равновесной). При таких ценах объемы спроса и предложения количественно не совпадают. Равновесные цены балансируют рынок при любых вариантах соотношения спроса и предложения и обеспечивают постоянное наличие на рынке товаров в объеме, полностью обеспечивающем платежеспособный спрос населения. Это означает, что любой покупатель, который хочет и может заплатить за товара данную цену, в любой момент находит нужный ему товар на рынке и одновременно любой производитель, которого данная цена устраивает, без каких-либо проблем реализует свой товар.

Цена выполняет в экономике ряд очень важных экономических функций:

 

1)Ориентирующая или информационная функция цены состоит в том, что именно цены информируют производителей о наличии общественных потребностей и мере их удовлетворения с одной стороны и с другой - задают границы допустимых затрат на производство товаров. Анализируя рыночные цены и ориентируясь по ним хозяйствующие субъекты решают основные вопросы рыночного хозяйства - что, как, для кого и сколько производить.

2)Уравновешивающая функция цены обеспечивает в целом функционирование рыночной системы и приведение в соответствие друг с другом общественного спроса и предложения при любых вариантах их конкретных сочетаний. Обмен деятельностью в условиях рынка осуществляется по равновесным ценам.

3)Учетная функция цены. Все затраты и результаты как индивидуального так и общественного производства могут быть учтены только как сумма соответствующих цен товаров.

4)Распределительная функция цены состоит в том, что сложившийся на рынках уровень цен обеспечивает распределение ресурсов между конкретными отраслями и хозяйствующими субъектами, а соответственно и доходов между ними. Результат - рациональное использование ограниченных ресурсов, развитие структуры национальной экономики и приведение ее в соответствие со структурой общественных потребностей.

5)Стимулирующая функция цены состоит в том, что производитель, желая получить прибыль, должен ориентировать свои производственные затраты на сложившиеся рыночные цены. Цена- максимальная граница издержек. Прибыль - разница между ценой и издержками. Поэтому, в условиях рынка увеличивать прибыль и обеспечить экономическую стабильность фирмы можно только путем постоянного снижения издержек, что требует постоянного развития производства, внедрения новых технологий, совершенных форм организации труда и производства. В совокупности это обеспечивает развитие материальной базы и организационных форм общественного производства.

6)Дифференцирующая и санирующая цены состоит в том, что рыночный механизм не только перераспределяет доходы в пользу наиболее эффективных товаропроизводителей, но и освобождает через механизм убытков, разорений и банкротств общественное производство от наиболее слабых и неэффективных товаропроизводителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: