Мировая валютная система.
Мировая валютная система (МВС) представляет собой форму организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закреплённую межгосударственными и международными договорённостями.
На ранних этапах становления мировой валютной системы (XVII–XVIII вв.) валюты обменивались в соответствии с их «металлическим содержанием», что упрощало проблему определения курса обмена. В разных странах для чеканки монет использовали разные металлы: медь, серебро, золото (а также никель, олово, свинец и железо), однако в качестве меры определения валютных курсов служили благородные металлы. Одна часть стран ориентировалась на использование золота в качестве меры стоимости своих денежных единиц, другая часть – серебра. Идея обеспечить единообразие в определении валютных курсов впервые возникла в Великобритании в конце XVIII в., что и было закреплено решением Банка Англии о переходе к золотой основе при определении курса британского фунта стерлингов.
Выбор между золотом и серебром был окончательно предрешен раз и навсегда в период открытия больших золотых месторождений в Южной Африке.
Признание золота формой мировых и национальных денег и закрепление за ним всех функций денег произошло на достаточно мало известной Парижской конференции (1867 г.), что означало введение системы золотого стандарта.
Если образование системы золотого стандарта в XIX в. происходило под влиянием главным образом экономических причин, то переход от одной МВС к другой происходил под воздействием не только экономических, но в том числе и внешнеполитических и военных факторов. Так было в начале XX в., когда почти рухнула система золотого стандарта, так было в конце 1930-х гг., когда она распалась, и, наконец, Бреттонвудсская система самоликвидировалась в результате кризисных явлений в мировой экономике.
Характеристика этапов представлена в таблице.
Эволюция мировой валютной системы
Критерии | Парижская валютная система | Генуэзская валютная система | Бреттонвудсская валютная система | Ямайская валютная система. |
Год подписания соглашений | 1867г. | 1922г. | 1944г. | 1976г. |
База | Золотомомонетный стандарт | Золотодевизный стандарт | Золотодолларовый стандарт | Стандарт СДР |
Использование золота как мировых денег | Золотые паритеты. Золото – резервное платежное средство. | Официальная демонетизация золота | ||
Свободный обмен всех валют на золото | Свободный обмен на золото доллара США, фунта стерлингов, французского франка. | Свободный обмен на золото доллара США по официальной цене. | ||
Режим валютного курса | Плавающие курсы в пределах золотых точек | Плавающие курсы без золотых точек | Фиксированные курсы | Свободный выбор режима валютного курса |
Высшая регулирующая структура | Конференция. | Международный валютный фонд |
Парижская валютная система (1867 – 1922 гг.)
Парижская валютная система базировалась на следующих принципах.
1) Золотомонетный стандарт. Золото стало единственной формой мировых денег. Оно свободно обращалось, центральные банки могли продавать и покупать золото в неограниченных количествах по фиксированным ценам, любое лицо могло использовать золото без каких-либо ограничений,, импорт и экспорт золота не ограничивались.
2) Каждая валюта имела золотое содержание (Великобритания – с 1816 г., США – 1837 г., Германия – 1875 г., Франция – 1878 г., Россия - 1895 г.). К началу XX в. большинство ведущих стран, за исключением Китая, твердо связали себя с золотым стандартом. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото.
3) Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек». Если рыночный курс национальной валюты был выше паритета, основанного на золотом содержании валют, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не национальной валютой.
Плюсом в использовании золота в качестве мировых денег является относительная устойчивость такой «валюты» в силу того, что золото практически не изнашивается. Существенным минусом является негибкость золота как средства обращения. Именно поэтому фактически такую роль стали выполнять переводные векселя (тратты), номинированные в наиболее устойчивой и популярной валюте того периода – английском фунте стерлингов. Постепенно золото вытеснялось в функции средства платежа кредитными деньгами. Золото же в основном использовалось для оплаты государственного долга страны при пассивном сальдо ее платежного баланса. Кроме того, на неофициальной основе в качестве резервной валюты использовался фунт стерлингов.
Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валяной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы. Обмен валюты на золото продолжали осуществлять только США и Япония. К причинам, разрушившим систему золотого стандарта, относились: 1) значительная эмиссия бумажных денег для покрытия военных расходов; 2) введение воюющими сторонами валютных ограничений, препятствовавших единству международной валютной системы; 3) истощение ресурсов золота при финансировании военных затрат. К 1920 г. курс фунта стерлингов по отношению к доллару США упал на 30%, французского франка и итальянской лиры – на 60%, немецкой марки- на 96 %.
8. Основные инструменты экономической дипломатии современного государства.
Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны - от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мнениями, в том числе в неофициальном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе. Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства.
В современных условиях всеобщей глобальной конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная глобальная конкуренция изначально предполагает т.н. «схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она реально ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью - создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институциональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоббирования интересов отечественных компаний за рубежом.
Напомним, что конкуренция «ни чиста, ни совершенна». Но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту «точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное партнерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качественно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.
Статус экономической дипломатии в системе государственной власти практически всех стран, в том числе и России, высок и непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается качество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. С целью проведения более активной и эффективной внешнеэкономической стратегии России, в условиях взятого курса на ускорение инновационного развития экономики страны, представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров со специализацией в области экономической дипломатии, для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижению национальных экономических интересов РФ на мировом рынке в условиях глобальной конкуренции. «Крупномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене можно считать важным направлением международного финансово-экономического образования и фактором успешной реализации инновационной стратегии развития России.
Основными функциями современной экономической дипломатии являются:
а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности;
б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики;
в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике;
Основные методы экономической дипломатии. Дипломатическая миссия является основной структурной единицей в предоставлении своему государству информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.
Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по организации экспорта - импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат.