МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ




Ижевский государственный технический университет

Кафедра «Менеджмент»

 

 

ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

(специальность 061100 «Менеджмент», 7 семестр)

 

ИЖЕВСК 2003г.

 

 

УДК 658.1.(07)

 

 

Рецензент канд. техн. наук, доц. Батинов И.В.

 

Составил канд. техн. наук, доц. Иванов В.А.

 

 

Программа организационной практики студентов специальности 061100 «Менеджмент», 7 семестр.- Ижевск, Изд-во ИжГТУ, 2003.

 

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры 04.05.03.

 

©Иванов В.А., составление, 2003

©Издательство ИжГТУ, 2003

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели практики…………………………………….. ……... 4

2. Длительность и регламент прохождения практики…….. 4

3. Рабочее место студента…………………………………… 4

4. Содержание практики…………………………………….. 4

5. Содержание отчета по практике…………………………. 7

6. Список использованной литературы……………………. 11

Приложение №1

 

 

Цели практики.

Организационная практика является составной частью учебного процесса и имеет три цели:

- приобретения навыков всестороннего изучения конкретной организации как хозяйственной системы и как системы управления;

- получение и отображение информации, необходимой для выполнения курсовых проектов (работ) по дисциплинам: стратегическое планирование, исследование систем управления, управление качеством, инновационный менеджмент;

- подготовка к профессиональной деятельности по специальности «Менеджмент организации».

 

Длительность и регламент прохождения практики.

Продолжительность практики 4 недели.

График прохождения практики.

2.1. Общее собрание студентов, ознакомление с целями и задачами практики, проведение вводного инструктажа – 1 день.

2.2. Оформление на предприятие, инструктаж по технике безопасности, получение пропусков, экскурсия по предприятию, знакомство с рабочим местом – 1-2 дня.

2.3. Работа на рабочем месте в отделе (подразделении) предприятия, с представителями других отделов (цехов, участков) и руководством организации.

2.4. Сбор материалов для отчета и выполнение индивидуального задания в течение рабочего времени, до и после смены.

 

Рабочее место студента.

В процессе практики студенты оформляются на предприятие, являются его работниками, находятся на табельном учете и полностью подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка предприятия.

Студентам должна быть предоставлена возможность общаться с руководителями организации и подразделений таких как планово-экономический отдел, аналитический, внедрения новой техники, служба качества, маркетинга, юридического и других, а также возможность изучения функционирования и управления одним из производственных подразделений (цех, участок и др.)

 

Содержание практики.

При прохождении практики студенты должны:

4.1. Получить представление об организации в целом (история создания, основные виды деятельности, технико-экономические показатели деятельности, выяснить главную цель организации и иерархическую структуру подцелей достижения главной цели («дерево целей»);

4.2. Собрать информацию о внешней среде организации:

4.2.1. Факторы общего окружения: они включают характеристики экономической, политической, социальной, технологической и правовой составляющих макроокружения организации.

Источниками информации являются:

- официальные материалы (законы, указы, постановления);

- экспертные заключения;

- изучение мнений специалистов организации и др.

Необходимо обратить внимание на критические факторы (наиболее сильно влияющие) в каждой составляющей для отрасли и изучаемой организации и их возможные изменения и тенденции.

4.2.2. Факторы оперативного окружения (непосредственного взаимодействия). К ним относятся:

- покупатели (клиенты);

- поставщики;

- конкуренты;

- международные партнеры.

4.2.3. Сделать вывод о «сильных» и «слабых» сторонах организации, а также об угрозах операционного окружения.

4.3. Собрать информацию о внутренней среде организации.

4.3.1. Охарактеризовать следующие срезы организации:

- кадровый;

- организационный;

- производственный;

- маркетинговый;

- финансовый;

- научно-технический.

Каждый из разделов представляется стандартными показателями и коэффициентами.

4.3.2. Дать описание организационной культуры.

4.4. Изучить процессы производства и управления в одном из подразделений предприятия.

4.4.1. Выбрать производственное подразделение (цех, участок, снабжение, сбыт, транспорт и т.д.). При выборе объекта практики, а в дальнейшем – курсового проектирования по дисциплине «Исследование систем управления» – важнейшим условием является наличие в выбираемом объекте необходимого разнообразия. Разнообразие выражается в наличие альтернативных вариантов действий, направленных на достижение целей, стоящих перед организацией и подразделением. В процессе функционирования выбор действия (решения) ограничивается конкретно имеющимися ресурсами или риском, связанным с неопределенностью. Наиболее часто встречающееся процессы, в которых имеет место такое разнообразие, осуществляют:

- поддержание запаса;

- распределение ресурсов по работам;

- перевод объекта в новое состояние в условиях частичной определенности.

Рассмотрим подробнее каждый из процессов.

Запасы создаются на материалы, детали, деньги и другие ресурсы, когда их поступление осуществляется дискретно (партиями), а потребление более или менее равномерно. Например, предприниматель должен поставлять своим клиентам определенное количество изделий равномерно. Он выпускает несколько видов изделий на одном оборудовании, которое перенастраивает. Затраты производства складываются из стоимости запуска в производство одной партии (затраты на поставку материала, переналадку оборудования) и стоимости хранения запаса. Предпринимателю необходимо решить, как часто и каким должен быть размер партии, чтобы клиенты обеспечивались непрерывно, а затраты на создание и хранение запаса были минимальными. Необходимость оптимального распределения ресурсов возникает при распределении ресурсов (материалов, энергии, станочного времени оборудования, финансов и т.д.) в условиях ограниченности ресурсов.

Цели управления могут быть разными.

1. Выполнение работ наиболее рациональным способом исходя из имеющихся ограничений на ресурсы.

2. Определение наиболее рационального (оптимального) варианта распределения ресурсов по работам, приносящего наибольшую выгоду (например, прибыль).

Примером формулировки (содержания) задачи в первом случае может быть следующая ситуация.

На нефтеперерабатывающем предприятии имеются спецификации определенных сортов горючего в виде минимально возможного давления паров и максимально допустимой концентрации тетраэтилена свинца.

Заданы химические свойства конечных продуктов и предельное количество исходных материалов, которое используется для получения различных сортов горючего. Задача заключается в определении такой комбинации исходных материалов, чтобы исключить необходимость создания дополнительных емкостей для хранения.

Примером содержания задачи распределения во втором случае может быть такая ситуация. В цехе имеется три участка. Обрабатывается и реализуется два изделия. Известна загрузка мощностей каждого участка каждым из изделий (в %), и прибыль (доход), получаемый от каждого изделия. Задача заключается в определении количества выпускаемых изделий (плана), обеспечивающего на данный временной период наибольшую прибыль, при условиях ограничения (или без ограничения) на сбыт и использование ресурсов цеха.

Второй вид распределения состоит в назначении ресурсов на каждую работу, приносящим наибольший эффект. Назначить на одну работу можно только один ресурс хотя ресурсов много, но они по разному выполняют работу (например, по времени или производительности). Цель состоит в распределении, дающем наибольший эффект. Например, известна статистика о производительности каждого из членов коллектива специалистов при выполнении каждой из работ (смена, неделя, месяц). Требуется распределить работников по работам в конкретной ситуации так, чтобы была наибольшая производительность.

Третий вид распределения связан с размещением ресурса по объектам. Например, имеется «m» поставщиков ресурса, которым может быть молоко или пиво или бензин или деньги или ценные бумаги и т.д. Имеется «n» потребителей ресурса (магазины, ларьки, склады, способы использования и т.д.) Известна матрица эффекта (стоимости) от размещения единицы ресурса в каждого потребителя (например, стоимость перевозки 1т груза). Задача состоит в определении оптимального (с точки зрения дохода или затрат) размещения имеющегося ресурса по потребителям так, чтобы все потребители были удовлетворены, ресурс израсходован весь и при этом доход был оптимальный (максимальный) или минимальные затраты.

Задачи перевода объекта в новое состояние обычно возникают в связи с попыткой расширения организацией своих возможностей, связанных с конкуренцией. Например, необходимо начать массовый выпуск новой продукции, открыть новый отдел в магазине и т.д. Для последующего решения задачи для курсового проектирования необходимо выполнить следующие этапы.

Этап 1. Предварительный анализ. На этом этапе формулируется проблема и определяются возможные варианты действий, которые можно предпринять в процессе ее решения (совместно с экспертом).

Этап 2. Лицо принимающее решение (ЛПР) (эксперт «плюс» менеджер) намечает основные шаги процесса принятия решений и пытается упорядочить их в виде некоторой последовательности. Для этой цели строится «дерево решений».

 
 

 


Рис. 1. Структура «дерева решений»

 

«Дерево решений» имеет два типа вершин: вершины – решения (обозначены кружками), которые мы принимаем сами и вершины, в которых решения принимаются случайно (обозначены квадратами) с некоторой вероятностью, например: 0,2, 0,3, 0,5. В вершинах – решениях выбор полностью зависит от ЛПР. В вершинах – случаях ЛПР не полностью контролируют выбор, так как случайные события можно предвидеть лишь с некоторой вероятностью.

Этап 3. Анализ неопределенности. На этом этапе студент вместе с ЛПР устанавливает значение вероятности для тех ветвей на «дереве решений», которые начинаются в вершинах случаях. При этом полученное значение вероятностей подлежат проверке на наличие внутренней согласованности.

Например, имеет место ситуация, когда первоначальная оценка успеха (S) или неудачи (F) мероприятия по мнению эксперта (ов) составила S=0,4, а F=0,6. После проведения экспериментального опробования (например, опытного сбыта) была оценена вероятность определенных исходов а), б), в) (см. рис.2)

 

 
 


Рис. 2. Исходы и их вероятности

 

Эксперты оценили, что если события пойдут по ветке а), то вероятность успеха составит 0,03, и следовательно, неудачи 0,47. Если события будут развиваться по ветке б) то, вероятность удачи S=0,15, а неудачи 0,10, и в) S=0,22 и F=0,03. Результаты экспертного опроса можно представить в табличной форме, в которой обеспечивается внутренняя согласованность:

Таблица 1

Таблица вероятностей

  а) б) в) вероятность
успех 0,03 0,15 0,22 0,4
неудача 0,47 0,1 0,03 0,6
  0,5 0,25 0,25 1,0

 

Для получения значений вероятности привлекается вся доступная информация: экспертная информация, статистические данные, результаты моделирования и т.д.

4.4.2. Дать характеристику структурного подразделения как организации и провести анализ управления процессом (ами).

4.5. Охарактеризовать систему обеспечения качества продукции на предприятии

4.5.1. Оценить возможности предприятия для обеспечения качества выпускаемой продукции (оказываемой услуги)

4.5.2. Оценка качества продукции (услуги), выпускаемой на предприятии.

4.5.3. Оценка затрат, связанных с обеспечением качества продукции.

4.6. Изучить организацию работы по оценке инновационных проектов и внедрению инноваций (на примере новой техники) на предприятии.

 

Содержание отчета по практике.

5.1. Отчет по практике включает разделы:

1. Характеристика объекта практики.

2. Описание внешней среды организации.

3. Описание внутренней среды организации.

4. Характеристика структурного подразделения и анализ функционирования системы управления процессом (ами).

5. Описание «управление качеством» на предприятии.

6. Описание управления инновационными процессами.

5.2. Характеристика объекта практики.

В подразделе «История создания организации»описываются факторы, определяющие когда, по какой причине и почему была создана организация, какие первоначальные цели и задачи стояли перед организацией и каковы были ее продукция, основные параметры и характеристики. При анализе акционерного общества желательно указывать структуру акционерного капитала. Особое внимание уделяется наличию ресурсов (природных, трудовых, информационных и т.п.) и факторов, предопределяющих выбор местоположения организации.

В подразделе «Основные виды деятельности» описывается номенклатура выпускаемой продукции (услуг), определяется удельный вес каждого вида продукции в общем объеме производства, потребность, которую удовлетворяет продукция и делается вывод о степени специализации организации. В случае, когда организация имеет широкую номенклатуру продукции в различных отраслях, целесообразно остановить выбор на 5-7 видах изделий с обязательным обоснованием своего решения.

В подразделе «Технико-экономические показатели деятельности» приводятся основные показатели за последние пять лет, при описании которых необходимо использовать таблицы, диаграммы и графики, показывающие основные тенденции развития организации.

Информация представлена по разделам годового отчета организации.

В подразделе «Главные функции организации» для отображения цели, подцелей, функций и их связей используется так называемое «дерево целей».

С помощью «дерева целей» главная (генеральная) цель разделяется на ряд подцелей, то есть производится структуризация проблемы достижения генеральной цели. «Дерево целей» имеет иерархическое строение и в той или иной степени соответствует общей (структурной) иерархии в управляемом объекте.

«Дерево целей» имеет структуру, показанную на рис.3.

 

       
   
 

1 уровень Генеральная цель (Ц)

 
 

2 уровень Ц1 Ц2 Ц3

 
 

3 уровень Ц1.1 Ц1.2 Ц1.3 …….. ……….

 
 

4 уровень Ц1.1.1 Ц1.1.2. Ц1.1.3. ………

 

 

Рис. 3 Структура «дерева целей»

 

5.3. Описание внешней среды организации.

В подразделе «факторы общего окружения» дается описание информации, полученной из источников, приведенных в п. 4.2.2. и заключение о критических факторах.

В подразделе «факторы операционного окружения» приводится информация в соответствии с п. 4.2.3. и заключение о «сильных» и «слабых» сторонах организации, угрозах со стороны окружения.

5.4. Характеристика структурного подразделения и анализ функционирования системы управления процессом (ами).

В подразделе «Производственные подразделения и его характеристика» дается описание выбранного объекта: название, организационная структура управления, подразделения внешнего окружения, с которыми взаимодействует объект: цели и функции, которые выполняет подразделение в соответствии с «деревом целей» предприятия.

В подразделе «Основные предметные понятия» дается описание основных понятий, используемых в процессе деятельности. Например, в организации ОАО «Гарант» используется понятие «примещик». Описание можно дать такое: «Приемщик» – квалифицированный работник, который принимает аппарат у заказчика, определяет неисправность и направляет аппарат соответсвующему радиомеханику.

«Аппарат» – телевизоры, плейеры, аудио, видиомагнитофоны и т.д.

«Радиомеханик» – рабочий, устраняющий неисправность.

В подразделе «Основные части и их функции» описывается из каких крупных частей состоит подразделение, какую роль каждая часть играет, характер основных связей. Основные части и связи между ними могут быть представлены структурной схемой.

В подразделе «Основные процессы в системе» приводятся основные и вспомогательные процессы. Подробно описывается процесс, который выбран для исследования по дисциплине «Исследование систем управления».

Процесс – можно определить как поток работы, переходящей из одного состояния в другое. Процессы имеют начало – вход определенное количество промежуточных шагов и четко очерченный конец – выход.

Основные процессы – это процессы текущей деятельности, результатом которых является производство выходов, требуемых внешним клиентом. Вспомогательные процессы обеспечивают существование основных процессов. Например, процесс материально-технического снабжения обычно включает поиск поставщика, заключение договора, погрузка, транспортировка, разгрузка, складирование и хранение, подача потребителю.

Необходимо отразить условия осуществления: главные факторы, возможные неопределенности и случайности, документацию, сопровождающую процесс (если она есть).

В подразделе «Стадийность, скачки, смены состояний в функционировании», описываются факторы, влияющие на изменение состояния объекта, например сезонность, курс доллара, поступление ресурсов, заказа и т.д. Приводятся статистические данные, закономерности, графики, отражающие смену состояний. В подразделе «Управляющая и управляемая система» следует описать управляющую систему (субъект управления) и управляемую, а также организацию управления выбранным основным процессом. Описывается в каких точках системы, в какие моменты управляющая система взаимодействует на управляемую, какие элементы и в каких пределах изменяются для достижения желаемого результата. Описываются слабые, по мнению студента, стороны функционирования объекта.

Приводятся числовые данные, необходимая для разработки моделей управления в зависимости от содержания основного (выбранного) процесса, полученные в результате прохождения практики.

Для управления запасами: - накладные расходы связанные с размещение заказа и поставкой партии;

- издержки содержания единицы запаса (например в тоннах) в единицу времени;

- характер спроса (например равномерный);

- Фактическая периодичность поставки и размер (ы) партии поставок. Более подробно состав данных можно уточнить, например, в книге Ю.И. Рыжиков «Управление запасами» М. Наука. 1970.

Данные по задачам распределения.

 

Первого вида. Данные представляются в виде таблицы:

Таблица 2

Ресурсы Работа (изделие, детали и т.д.) Объем ресурса
J1 J2 Jj Jm
R1 R2 Rj Rn C11     C1n       Cij   Cnm b1   bi bn
Показатель работ   a1   a2   aj   am  

 

где J1 – Jm – работы выполняемые в подразделении (детали, изделия, услуги);

R1….Rn – используемые ресурсы (материалы, время, финансы и т.д.);

Cij – коэффициент, показывающий затраты i-го ресурса для выполнения j-той работы (например затраты на одну деталь материала, времени и т.д.);

b1 – bn – имеющиеся объемы ресурсов в подразделениях (например на неделю);

a1 – am – показатели, связанные с эффективностью работ, например прибыль и т.д.

Второго вида. Данные представлены в виде таблицы 3.

Таблица 3

Исполнитель Работы
1………………………….j………………………………m
. . . i . . n   C11 ………………………………………………………. C 1m ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. …………………………..Cij……………………………… ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. Cn1…………………………………………………………Cnm  

 

Cij – затраты (производительность) i–го работника для выполнения j–ой работы.

Третьего вида. Данные представляются в виде таблицы 4.

 

Таблица 4

Поставщик Потребители
1………………………….j………………………………m
. . i . . n C11 ………………………………………………………. C 1m ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. …………………………..Cij……………………………… ……………………………………………………………. ……………………………………………………………. Cn1…………………………………………………………Cnm

 

Cij – удельные затраты (доходы) при размещении ресурса потребителю (на единицу ресурса).

для задачи перевода объекта в новое состояние представление данных описано в подразделе 4.4.1.

5.5. Описание технологии обеспечения качества продукции (услуги) на предприятии (подразделении, цехе, участке).

5.5.1.1. Оценка возможностей предприятия для обеспечения качества выпускаемой продукции (оказываемой услуги).

Анализируется система обеспечения качества, принятая на предприятии: наличие комплексной системы управления качеством (КСУК), отдела контроля (его структура, обязанности, численность), наличие обратной связи в системе контроля, варианты управляющих воздействий, наличие методик оценки качества продукции (услуги), качества труда, качества технологических процессов.

5.5.2. Оценка качества продукции (услуги), выпускаемой на предприятии.

Для одного из видов продукции (услуги), выпускаемой на предприятии приводится описание:

а) ее назначения, области потребления или использования;

б) комплекса требований и показателей качества;

в) технологического процесса изготовления или оказания услуги.

Приводится оценка продукции (услуги) с точки зрения ее новизны, перспектив реализации и позиционирования на рынке.

Дается описание методики оценки качества товара (услуги), или оценки качества труда исполнителя (подразделения), используемой на предприятии.

5.5.3. Оценка затрат, связанных с обеспечением качества продукции, услуги.

Приводится доля затрат «на качество» в % от оборота (объема продаж). датся описание методики учета затрат «на качество»:

а) затраты «на брак» (затраты, связанные с исправлением, списанием негодной продукции, затраты на рекламации и т.д.;

б) затраты «на контроль» (заработная плата контролеров, материалы, используемые при контроле);

в) затраты «на предупреждающие мероприятия» (затраты на разработку и функционирование КСУК.

5.6. Описание технологии осуществления управления инновациями. Описать функции подразделения, занимающегося управлением внедрением новых проектов, новой техники. Привести пример (фрагмент) план-графика внедрения нового изделия, товара, услуги. Описать, по - возможности, распределение ресурсов по стабильным процессам и инновационным проектам на предприятии.

 

 

Список использованной литературы

1. Программа производственно-экономической практики (спец. 0611 «Менеджмент», 6 семестр). Составитель Павленко В.Л., Глухова К.А., Ижевск, 2001.

2. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Стратегическое планирование». Составитель Кузнецов А.Л., Ижевск, 1997.

3. Исследование систем управления. Методическое пособие по курсовому проектированию (для студентов спец. 0611). Составитель Иванов В.А., Ижевск, ИжГТУ, 2000.

4. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Управление качеством». Составитель Глухова К.А., Ижевск.

5. Программа организационной практики для студентов специальности 0611. Методические указания. Составитель Иванов В.А., Ижевск, 1998.

 

 

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: