ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ




ВВЕДЕНИЕ

Изучение дисциплины «Общая психология» является важнейшей частью системы психолого-педагогической подготовки специалистов психологов, так как данный курс ставит задачу вооружить студентов знаниями основных закономерностей развития и формирования психики и психических явлений человека, на основе этих знаний формируются навыки и умения, необходимые для эффективной профессиональной деятельности специалиста психолога..

В результате изучения данного курса студенты должны овладеть базовыми понятиями и категориями психологической науки, иметь четкое представление о проблемах современной психологии и путях их решения, уметь на практике использовать основные методы психологического исследования.

Данное учебное пособие адресовано студентам специальности «психология» проходящих обязательную государственную аттестацию по истечении его изучения дисциплины. В пособие включено тезисное тематическое лекционное содержание основных представлений о предмете и объекте психологии, методологических основах психологической.науки, принципах психологии, методическом аппарате современных психологических исследований, глоссарий и тестовые задания для студентов. Пособие также может быть использовано преподавателем для осуществления консультационной подготовки студентов.

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология – наука о закономерностях развития и функционировании психики и психических явлений. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.

В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления.

Предметом изучения общей психологии является психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность человека, психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Во первых, психикой обладает та живая материя, которая имеет специфические органы, обуславливающие возможность существования психики, т.е. нервную систему.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяют возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний, общая психология – фундамент всей психологической науки, она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирование психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимаются.

Психология ставит перед собой следующие задачи:

- Изучать качественные структурные особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

- Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

- Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.

- Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях. Которые делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. К психическим процессам относятся: познавательные (ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др), волевые процессы (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.). К психическим состояниям (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние), к психическим свойствам (направленность, темперамент, способности, характер, мастерство).

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. И главная отличительная особенность психических процессов состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т. е обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относятся параметры определяющие деятельность и устойчивость психического процесса.

Наука – это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет систему частных методов, или методик. Под методом науки – в единственном числе можно подразумевать систему ее методов в единстве. Основные методы науки служат раскрытию закономерностей, сами опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую – рациональной, характеризуя таким образом, предмет науки по тому методу, которым он познается. Метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Надежность метода – это характеристика метода, показывающая устойчивость, постоянство результатов, получаемых с его помощью. Валидность метода – важнейший критерий доброкачественности метода, характеризующий точность измерения исследуемого свойства.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов и методик.

Основными методами исследования в психологии по Рубинштейну С.Л., как и в ряде других наук являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделятся на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением. Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии используется ряд промежуточных вспомогательных методов.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черт должна носить и ее методика.

1. Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

2. Поскольку решение психофизической проблемы, из которого исходит наша психология, утверждает единство, но не тождество психического и физического, психологическое исследование, никак не растворяясь в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиологический анализ психологических процессов.

3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, поскольку образ мысли людей определяется их образом жизни, их сознание – общественной практикой, методика психологического исследования, идущего к психологическому познанию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости.

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является не только специальной областью, но и специальным методом психологического исследования.

6. Поскольку продвижение детей с одного уровня психического развития на другой совершается в процессе обучения, генетический принцип в выше раскрытом его понимании требует в качестве существенного своего развития и дополнения применительно к психологии ребенка, помимо индивидуализации, еще педагогизации психологического исследования.

7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности необходимо, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека.

В настоящее время выделяют до 14 различных видов наблюдения.

Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Традиционна интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию, единственным или, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Объективная, поведенческая психология вовсе отвергала самонаблюдение и признала единственным методом психологии «объективное» наблюдение внешнего поведения. В данном вопросе нужно исходить из единства внутреннего и внешнего. На основе единства психического и физического, внутреннего и внешнего, раскрывается единство самонаблюдения и объективного наблюдения. Речь в данном случае идет о единстве дополняющих друг друга методов и взаимопереходе друг в друга.

Самонаблюдение, или интроспекция, т.е наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, непрерывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение в самодавлеющий, единственный метод психологического познания в ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение представляют собой два различных направления в анализе одних и техже исходных данных. Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времен Р. Декарта и Дж. Локка. Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания, как непосредственные переживания. Очень распространенная в современной психологии точка зрения, согласно которой так понятая интроспекция принимается как один из методов психологии, с тем что к ней присоединяется объективное наблюдение, простое и экспериментальное, которое должно ее дополнить и проверить, - никуда не годный компромисс. Но отрицание самонаблюдения в понимании идеалистической психологии не означает, что данные самонаблюдение вовсе не могут быть использованы в психологии и что само понимание самонаблюдения не может быть перестроено на основе тождества, а подлинного единства субъективного и объективного.

Всякое наблюдение неизбежно носит избирательный характер. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях, в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе, при этом всегда необходимо сохранять в поле зрения конкретного испытуемого.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако в данный вариант опроса требует больше времени для его проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя. Одной из разновидностей устного опроса является беседа.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Тест является наиболее широко используемым методом в психологии в настоящее время. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.

Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достаточную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.

Тест-задание – предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Проективные тесты – данная категория тестов считается наиболее объективной, поскольку не использует самоотчеты испытуемых. Они предлагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий.

Эксперимент – метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Основные особенности эксперимента, обуславливающие его силу заключаются в следующем:

1. В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление.

2. Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай

3. Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них, при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.

4. Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия, но и их количественные отношения.

5. основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Моделирование – применяется, когда использование других методов затруднено. Его особенностью является то, что, с одной стороны, оно опирается на определенную информацию, о том или ином психическом явлении, а с другой, при использовании моделирования не требуется присутствие испытуемых.

Кроме того, психологическое исследование включает в себя изучение состояния проблемы, разработку программ исследования. Этот этап исследования предполагает, во-первых выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по теме исследования

Во-вторых, составление программы исследования включающей:

1. формулировку проблемы.

2. определение целей и залач.

3. объяснение и анализ основных задач.

4. предварительный системный анализ объекта исследования.

5. выдвижение рабочих гипотез.

6. составление стратегического плана исследования.

7. составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

На этом этапе психолог исследователь с помощью выбранных методов изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляются описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, факторного анализа.

Интерпритация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, дает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется, может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И наконец может быть составлен прогноз развития изучаемого явления.

Отличие житейской психологии от научной.

Житейская психология – это психология знаний, почерпнутых людьми из обыденной жизни.

Характеризуется:

- конкретностью – привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности.

- Интуитивностью – свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования.

- Ограниченностью – недостатком представлений человека о специфике и сферах функционирования конкретных психических феноменов.

- Основываются на наблюдении и размышлении

Научная психология – устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

Этим знаниям присущи свои особенности:

- Обобщенность- осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его появления у многих людей, во многих условмях, применительно к многим задачам человеческой деятельности

- Рационализм – свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны.

- Неограниченность –

- Основывается на эксперименте – научные, экспериментальные знания исследованы в различных условиях.

- Слабая ограниченность в материале – означающая, что в научных психологических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия в которых он накапливается.

Глоссарий

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.

Беседа — метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод — изучение личности по имеющимся документам биографии.

Бихевиоризм — направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники — Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.

Гештальтпсихология — направление в психологии, возникшее в Германии в XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостностных структур — гештальтов. Основоположники М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер.

Детерминизм — принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.

Единство сознания и деятельности — принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.

Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.

Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности.

Интроспекция — самонаблюдение.

Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.

Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Наблюдение — метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.

Обучающий, или формирующий эксперимент — метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуе мого психического процесса или качества личности.

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.

Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.

Психодиагностика — область психологии, разрабатывающая методы определения и изменения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психоанализ (фрейдизм) — направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник — 3. Фрейд.

Психология — наука о закономерностях формирования и функционирования психики. Включает в себя психологическое изучение отдельных сфер психики, исследование различных сторон жизнедеятельности человека.

Психология гуманистическая — направление в психологии, возникшее в 50-е гг. XX в. в США. Предметом изучения выступает личность как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Возникновение этого направления связано с именем А. Маслоу.

Психология когнитивная — направление в психологии, возникшее в XX в. в США. Исходит из того, что решающую роль в поведении человека имеют знания, поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследований составляют познавательные процессы.

Системный подход (в психологии) — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.

Тест — стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психи­ческий процесс или личность в целом.

Тест проективный — совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.

Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Лабораторный эксперимент требует создания специальных условий и использования специальной аппаратуры.

Естественный эксперимент – включение в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий эксперимент – метод исследования и формирования психических процессов, состояний или качеств личности.

Сравнительный метод – сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, виду деятельности.

Лонгитюдный метод – многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Комплексный метод – изучение, в котором участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

Самонаблюдение – наблюдение человеком за собственными психическими явлениями и процессами.

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе словесной коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.

Интервью – метод, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на заранее сформулированные вопросы

 


&Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является: психоанализ гештальтпсихология +бихевиоризм гуманистическая психология все ответы верные &Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются): средства познания характер целеполагания требования к точности понятийно-терминологического аппарата +постановка целей и задач исследования все ответы верные &Социально-психологические проявления личности ее взаимоотношения с людьми изучает психология: дифференциальная +социальная педагогическая общая все ответы верные &Философское течение акцентирующее роль разума в приобретении знаний называется: персонализмом экзистенциализмом +рационализмом иррационализмом все ответы верные &Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип: единства психики и деятельности единства содержания и формы +единства и борьбы противоположностей всесторонности все ответы верные &Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа: +детерминизма системности развития управления все ответы верные &Методология бихевиоризма тесно связана: с иррационализмом +с механистическим пониманием поведения с футуризмом с эволюционизм все ответы верные &Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним—это: наблюдение эксперимент тестирование +самонаблюдение все ответы верные &Психология — это наука о функциях сознания согласно: +функционализму структурализму бихевиоризму психоанализу все ответы верные Методологические основы для изучения человека («человек как предмет познания») предложены +.Г. Ананьевым. А.Н. Леонтьевым. З. Фрейдом. Э. Фромом. Л.С. Выготским Русский физиолог, психиатр, психолог. Основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию, Психоневрологический институт, первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию Лурия А.Р. Павлов И.П. Рубинштейн С.Л. +Бехтерев В.И. Ланге Н.Н. &Автором работы «Человек как предмет познания» является… Анохин П.К. +Ананьев Б.Г. Выготский Л.С. Фрейд З. Леонтьев А.Н. &Психология как наука о… Так понимали психологию с 17 века, обозначая мысли, чувства, желания. Теле. Мозге. Поведении. +Сознании. Душе. &Наука, изучающая особенности и закономерности процессов обучения и воспитания -.. Социальная психология. Общая психология. Зоопсихология. +Педагогическая психология. Психология искусства.   &Методология: представляет собой результат процесса познания +определяет способы достижения и построения знания является предметной поддержкой учебной деятельности является процессом в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности все ответы верные &К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие: мотива личности темперамента +способностей все ответы верные &Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу: индетерминизма развития +детерминизма системности все ответы верные &Подход к изучению психики определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы выполняющей определенные функции называется: процессуальным историческим +структурно-функциональным динамическим все ответы верные &Анализ общих форм научного мышления относится к уровню: +философской методологии общенаучной методологии специально-научной методологии методики и техники исследования все ответы верные &В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип: +детерминизма развития активности системности все ответы верные &Понятие самонаблюдение является синонимом термина: интроверсии интроверсии +интроспекция интроскопия все ответы верные &&Психология как наука о …Такое определение психологии было дано более 2 тыс. лет назад. Все непонятное в жизни человека, объяснялось наличием … Тела. Мозга. Поведения. Сознания. +Души. &&Психология связана с другими науками. Выберите науку, не связанную с психологией. Педагогика. Философия. Биология. Медицина. +Все перечисленные науки связаны с психологией. В структуре психических явлений выделяют: Процессы и состояния. Состояния и свойства. Процессы и свойства. +Процессы, свойства и состояния. Процессы состояния и свойств Направление в психологии, которое основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным +Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Гуманистическая психология. Феноменологическая психология &Психология связана с другими науками. Выберите науку, не связанную с психологией. Педагогика. Философия. Биология. Медицина. +Все перечисленные науки связаны с психологией &Метод получения необходимой информации от обследуемых путем вопросов и ответов – это… Теоретический анализ. Моделирование. +Опрос. Проективный тест. Наблюдение &Направление в психологии, основывается на положении о том, что психика есть поведение как результат ответа организма на воздействие внешней среды Психоанализ. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. +Гуманистическая психология. Феноменологическая психология. &&Ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, и т.д. Это психические познавательные … Состояния. +Процессы. Свойства. Умения. Навыки. &Критерием научной теории в психологии не является(ются): относительно завершенная логическая структура принципы и основания построения психологических теорий положения доказательства соединяющие теоретические конструкты с имеющимися фактами другими теориями +материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов все ответы верные &Особенности онтогенетического развития психики изучает психология: медицинская социальная +возрастная общая все ответы верные &Принцип требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении движении называется принципом: детерминизма развития +перехода количественных изменений в качественные объективности все ответы верные &Структурно-функциональный подход относится к уровню: философской методологии +общенаучной методологии специально научной методологии методики и техники исследования все ответы верные &Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу: управления развития +детерминизма системности все ответы верные &Методологической основой бихевиоризма является: пантеизм +позитивизм неотомизм редукционизм все ответы верные &Краткое стандартизированное психологическое испытание в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом —это: наблюдение эксперимент +тестирование самонаблюдение все ответы верные &&Метод сбора фактов путем фиксации их непосредственного проявления, точного описания и толкования – это… Теоретический анализ. Моделирование. Опрос. Тест. +Наблюдение. Метод сбора фактов путем фиксации их непосредственного проявления, точного описания и толкования – это… Теоретический анализ. Моделирование. Опрос. Тест. +Наблюдение. Психология как наука о …Такое определение психологии было дано более 2 тыс. лет назад. Все непонятное в жизни человека, объяснялось наличием … Тела. Мозга. Поведения. Сознания. +Души. Наука, изучающая психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям - … +Социальная психология. Общая психология. Зоопсихология. Педагогическая психология. Психология искусства. &Кто из перечисленных ученых создал ''Тематический апперцепционный тест''? З.Фрейд; Ч.Дарвин; Павлов; Мак – Дауголл; +Мюррей. &Русский физиолог, основатель учения о высшей нервной деятельности Лурия А.Р. +Павлов И.П. Рубинштейн С.Л. Бехтерев В.И. Ланге Н.Н. &Проблемы человекознания как науки рассматриваются в работах Фрейда З Лурия А.Р. +Ананьева Б.Г. Выготского Л.С. Леонтьева А.Н.  

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Объект, предмет психологической науки.

2. Задачи психологической науки и её особенности.

3. Соотношение научной и житейской психологии.

4. Вопрос о природе души с точки зрения античных философов.

5. Вопрос взаимоотношения души и тела.

6. Роль Декарта в развитии психологической мысли.

7. Понятие сознания его свойства и элементы.

8. Метод интроспекции преимущества и проблемы.

9. Характеристика основного метода в психологии – наблюдения.

10. Характеристика и виды эксперимента.

11. Вспомогательные методы в психологии.

12. Характеристика методов по Асмолову.

13. Бихевиоризм и его отношение к сознанию.

14. Фрейд и его представления о бессознательном.

15. Сознание и неосознаваемое психическое, методы выявления неосознаваемых процессов.

16. Психоанализ как одно из направлений в психологии.

17. Гуманистическое направление в психологии.

18. История становления отечественной психологии.


Психика

Психология – наука о закономерностях развития и функционировании психики и психических явлений. Ее объектом являются носители тех явлений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: