Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию




выражается в том, насколько человек может легко и быстро при­помнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Запоминание — процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Объем памяти — количественные возможности запечатляемой, со­храняемой и воспроизводимой человеком информации.

Память — запечатление, сохранение, последующее узнавание •и воспроизведение следов прошлого опыта.

Память долговременная — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное — от часов до десятилетий — удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.

Память иконическая — память сенсорная.

Память когнитивная (краткосрочная) — процесс сохранения зна­ний. Знания, получаемые при обучении, воспринимаются сначала как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения.

Память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной.

Память образная — подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Их уровень развития у индивидов неодина­ков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти.

Память оперативная — отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов.

Память сенсорная (память эхоическая) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

Прочность запоминания выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.

Скорость запоминания определяется числом повторений, необхо­димых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала.

Сохранение — удержание в памяти полученной информации в течение относительно длительного времени.

Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведенного материала ко всему объему воспроизводимого материала.

Непроизвольная память – информация при таком виде памяти запоминается сама собой.

Произвольная память – информация запоминается целенаправленно при помощи специальных приемов.

Промежуточная память – обеспечивает хранение информации в течении нескольких часов, накапливает информацию в течении дня, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации,

Забывание – может быть полным или частичным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится но и не узнается. Частичное забывание происходит когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

 

&Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, не- сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как: Деятельностная теория памяти Ассоциативная теория памяти Гештальттеория +Психоаналитическая теория памяти Все ответы верны &Новый метод изучения памяти (метод угадывания) был введен: В. Вундтом и С. Холлом Е. Эббингаузом и Э. Крепелином +Г. Мюллером и А. Пельцекером Э. Мейманом и ф. Шуманом Все ответы верны &Память о своей памяти называется: Оперативной памятью +Метапамятью; Автобиографической памятью Кратковременной памятью Все ответы верны &Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную. об-- разную и вербальную является: Ведущий анализатор +Предмет отражения Активность субъекта Вид деятельности Все ответы верны &&Генетически первичной считается память: +Двигательная Образная Эмоциональная Вербальная Все ответы верны &&Высшим видом памяти считается память: Двигательная Образная Эмоциональная +Вербальная Все ответы верны &&Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется: Долговременной Эмоциональной Произвольной +Механической Все ответы верны &&Оперативную память как вариант кратковременной памяти под опреде— ленным углом зрения рассматривает: Б.Е Ананьев С.Л. Рубинштейн АМ. Леонтьев +М.С. Роговин Все ответы верны &&Модель оперативной памяти разработал(и) +А. Бэддли и А. Хитч; Р. Аткинсон и М. Шиффрин; Дж. Гилфорд; Дж. Сперлинг. Все ответы верны &&Структура долговременной памяти: +Ассоциативна; Неассоциативна; Алогична; Не выяснена. Все ответы верны &&Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид: Трапеции; +Параллелограмма развития; Квадрата развития; Треугольника. Все ответы верны &&Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования: +П.И. Зинченко; А.А. Смирнова; А.Н. Леонтьева; А.А. Леонтьева. Все ответы верны &&Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как: Быстрота; Прочность; Точность; +Интенсивность. Все ответы верны &&Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители: Психоанализа; +Гештальтпсихологии; Бихевиоризма; Ассоционизма. Все ответы верны &&Характеристики запоминания того или иного материала не определяются: Мотивами деятельности личности; Целями деятельности личности; Способами деятельности личности; +Гендерными различиями субъектов. Все ответы верны &&Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является: Ведущий анализатор; Предмет отражения; Активность субъекта; +Вид деятельности. Все ответы верны &&Два противоположных явления связывает ассоциация: По смежности; По скорости; +По контрасту; По смыслу. Все ответы верны &&Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы: С. Холла; +Ф. Гальтона; Е Мюллера; Е Эббингауза. Все ответы верны &&К факторам забывания относится(ятся): Возраст субъекта; Неиспользование усвоенного материала; Характер материала; + Гендерные особенности субъекта. Все ответы верны &&Г Эббингауз не изучал влияние на запоминание: Количества запоминаемого материала; Числа повторений; Близости и направленности ассоциативных связей; +Характера деятельности. Все ответы верны &&Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого,—это память; +Эйдетическая Наглядно-образная Эмоциональная Словесно-логическая Все ответы верны &&Модель оперативной памяти разработал(и) +А. Бэддли и А. Хитч; Р. Аткинсон и М. Шиффрин; Дж. Гилфорд; Дж. Сперлинг. Все ответы верны &&Основной характеристикой оперативной памяти является: Кратковрменность сохранения; Действия на уровне рецепторов; Неустойчивость к помехам; +Лабильность. Все ответы верны &&Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития изучал: А.А. Смирнов; А.Р. Лурия; +А.Н. Леонтьев; В.П. Зинченко. Все ответы верны &&Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является: П. Жане; Д. Норман; +Е Эббингауз; А. Бэддели. Все ответы верны &&Прочность запоминания не зависит: От степени участия соответствующего материала в деятельности субъекта; От значимости соответствующего материала для предстоящих целей; От эмоциональнг состояния субъекта; +От объема памяти. Все ответы верны &&Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как: Быстрота; Прочность; Точность; +Интенсивность. Все ответы верны &&Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод: Удачных ответов; Антиципации; +Заучивания; Удержания следов ряда. Все ответы верны &&Метод двойной стимуляции разработан В.П. Зинченко; +АР. Лурией и А.Н. Леонтьевым; С.Л. Рубинштейном; БЕ Ананьевым. Все ответы верны &&Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является: Ведущий анализатор; Предмет отражения; Активность субъекта; +Вид деятельности. Все ответы верны &&Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят: От важности запоминаемого материала; От характера материала; От предшествующего опыта +От объема кратковременной памяти Все ответы верны &&То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект: Ореола; Плацебо; +Зейгарник Недавности. Все ответы верны &&Выбор объёктивных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для: +Г. Эббингауза; Ф. Гальтона; Е Мюллера; Э. Меймана. Все ответы верны &&Г Эббингауз не изучал влияние на запоминание: Количества запоминаемого материала; Числа повторений; Близости и направленности ассоциативных связей; +Характера деятельности. Все ответы верны &&Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является: М. Шиффрин; Р. Аткинсон; +Г. Эббингауз; Э. Мейман. Все ответы верны &&На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет: Род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением; Временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением; Степень первоначального заучивания; +Скорость проговаривания материала при заучивании. Все ответы верны &&Что есть непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить? Это первоначальная, биологически исходная форма запоминания, присущая как человеку так и животным. эмоциональная; образная; двигательная; +непроизвольная; смысловая &Назовите форму амнезии, при которой забываются события, предшествующие заболеванию. +ретроградная амнезия; афазия; атероградная амнезия; ипохондрия; аллолия. &&Отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, переработки материала, его систематизации. воспроизведение; запоминание; удержание; +сохранения; забывания. &Последовательное применение принципа деятельности в изучении процессов памяти характерно для исследований: Б.Е Ананьева А.В. Запорожца; +П.И. Зинченко С.Л. Рубинштейна Все ответы верны &Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был(а): Б.В. Зейгарник +Е. Эббингауз Г. Мюллер А.Н. Леонтьев Все ответы верны &В отличие от других представителей гештальтпсихологии подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти: В. Кёлер +Коффка М. Вертхеймер К. Левин Все ответы верны &Репрезентация информации в сенсорном регистре—это: +След сенсорного воздействия В основном семантическая память Акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая, память В основном логическая память Все ответы верны &&Опосредованная и непосредственная память различаются: По ведущему анализатору; +По использованию вспомогательных средств в процессе запоминания; По степени активности субъекта По видам деятельности Все ответы верны &&Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся цережитьге человеком чувства, известен как память: Наглядно-образная Феноменальная +Эмоциональная Словесно-логическая Все ответы верны &&Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого,—это память; +Эйдетическая Наглядно-образная Эмоциональная Словесно-логическая Все ответы верны &&Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью: +Оперативной; Иконической; Кратковременной; Эхонической Все ответы верны &&Ранней генетической формой памяти является запоминание: +Непроизвольное; Произвольное; Послепроизвольное; Оперативное. Все ответы верны &&Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития изучал: А.А. Смирнов; А.Р. Лурия; +А.Н. Леонтьев; В.П. Зинченко. Все ответы верны &&Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем: Мобилизационной готовности; Объема памяти; +Запоминания; Забывания. Все ответы верны &&Прочность запоминания не зависит: От степени участия соответствующего материала в деятельности субъекта; От значимости соответствующего материала для предстоящих целей; От эмоциональнг состояния субъекта; +От объема памяти. Все ответы верны &&Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод: Удачных ответов; Антиципации; +Заучивания; Удержания следов ряда. Все ответы верны &&Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод: Парных ассоциаций; Пиктограмм; Двойной стимуляции; +Бессмысленных слогов. Все ответы верны &&Объем хранящейся информации в кратковременной памяти: +7- 2; Неограничен; Предел неизвестен; В среднем 10. Все ответы верны &&Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются: Аккомодациями; +Ассоциациями; Ассимиляциями; Акцентуациями. Все ответы верны &&То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект: Ореола; Плацебо; +Зейгарник Недавности. Все ответы верны &&Выбор объёктивных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для: +Г. Эббингауза; Ф. Гальтона; Е Мюллера; Э. Меймана. Все ответы верны &&В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело: С деятельностью усвоения или заучивания; С интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием); С Деятельностью воспроизведения (или узнавания); +С гендерными различиями субъектов. Все ответы верны &&Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью: +Оперативной; Иконической; Кратковременной; Эхонической Все ответы верны &&Оперативную память как вариант кратковременной памяти под опреде— ленным углом зрения рассматривает: Б.Е Ананьев С.Л. Рубинштейн АМ. Леонтьев +М.С. Роговин Все ответы верны &&Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид: Трапеции; +Параллелограмма развития; Квадрата развития; Треугольника. Все ответы верны &&Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования: +П.И. Зинченко; А.А. Смирнова; А.Н. Леонтьева; А.А. Леонтьева. Все ответы верны &&Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он: Включается в условия достижения цели; +Входит в содержание основной цели деятельности; Включается в способы достижения цели; Предъявляется в свободном порядке. Все ответы верны &&Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал: Ф. Бартлетт; +Дж.Миллер; Д. Ргельхарт; А. Бэддели. Все ответы верны &&Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод: Парных ассоциаций; Пиктограмм; Двойной стимуляции; +Бессмысленных слогов. Все ответы верны &&Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид: +0-образного типа; Инвертированнного Ы-образного типа; Монотонно возрастающий; Монотонно убывающий. Все ответы верны &&Два противоположных явления связывает ассоциация: По смежности; По скорости; +По контрасту; По смыслу. Все ответы верны &&Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы: С. Холла; +Ф. Гальтона; Е Мюллера; Е Эббингауза. Все ответы верны &&К факторам забывания относится(ятся): Возраст субъекта; Неиспользование усвоенного материала; Характер материала; + Гендерные особенности субъекта. Все ответы верны &&От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала: Только полнота; Только точность; Только прочность; +Полнота, точность и прочность. Все ответы верны &&Критерием сохранения информации в памяти является(ются): Скорость запоминания; Эрудированность субъекта; Образованность субъекта; +Воспроизведение и узнавание. Все ответы верны &Процесс памяти, который обеспечивает непреднамеренное, сознательное и преднамеренное запоминание материала. сохранения; +запечатления; забывания; узнавания; воспроизведения &&Назовите вид памяти, при котором запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем, этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков - практических, профессиональных и др. эмоциональная; +образная; двигательная; структурная; смысловая &Процесс памяти, который обеспечивает произвольное и непроизвольное припоминание информации, есть… +воспроизведение; запоминание; удержание; забывание; сохранения материала &&Назовите вид памяти, при котором запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представлений, звуков, запахов и др.), в соответствии с модальностью определяются как зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. эмоциональная; +образная; двигательная; структурная; смысловая. &&&Выделите вид памяти, при котором заученная информация непродолжительное время хранится в виде «следов памяти» +кратковременная; долговременная; двигательная; структурная; смысловая &Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был: +Трактат Аристотеля Классический труд Галена «О частях человеческого тела» Трактат Сократа Трактат Платона Все ответы верны &Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках: Гештальтпсихологии Ассоциативной психологии Бихевиоризма +Когнитивной психологии Все ответы верны &Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал: В.М. Бехтерев +А.Р.Лурия П.И. Зинченко Т.С. Выготский Все ответы верны &Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти был: Е Мюллер А. Пельцекер +Э. Мейман Э. Крепелин Все ответы верны &Истинное искусство памяти есть искусство внимания по словам: Д. Нормана +С. Джонсона Г. Эббингауза А. Бине Все ответы верны &В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций новый вид ассоциативного эксперимента—метод навязанных ассоциаций—был введен К. Юнгом Ж. Пиаже П. Жане +В. Вундтом Все ответы верны &&Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью: Механической +Логической Эмоциональной Аудиальной Все ответы верны &&Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образьт, цвет, лица и т. п.,—это память: Эйдетичсская +Наглядно-образная Феноменальная Эмоциональная Все ответы верны &&Сенсорная память: Продолжительна Лежит в основе отдельных образов Многоуровневая +Действует на уровне рецепторов Все ответы верны &&В течение четверти секунды функционирует память: +Сенсорная Кратковременная Долговременная Оперативная Все ответы верны &&Основной характеристикой оперативной памяти является: Кратковрменность сохранения; Действия на уровне рецепторов; Неустойчивость к помехам; +Лабильность. Все ответы верны &&У. Найссером было введено в научный аппарат: Эхоническая память; +Оперативная память; Автобиографическая память; Метапамять. Все ответы верны &&Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является: П. Жане; Д. Норман; +Е Эббингауз; А. Бэддели. Все ответы верны &&Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом: +Запоминания; Точности запоминания; Ошибок; Забывания. Все ответы верны &&Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он: Включается в условия достижения цели; +Входит в содержание основной цели деятельности; Включается в способы достижения цели; Предъявляется в свободном порядке. Все ответы верны &&Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал: Ф. Бартлетт; +Дж.Миллер; Д. Ргельхарт; А. Бэддели. Все ответы верны &&Метод двойной стимуляции разработан В.П. Зинченко; +АР. Лурией и А.Н. Леонтьевым; С.Л. Рубинштейном; БЕ Ананьевым. Все ответы верны &&Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид: +0-образного типа; Инвертированнного Ы-образного типа; Монотонно возрастающий; Монотонно убывающий. Все ответы верны &&Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят: От важности запоминаемого материала; От характера материала; От предшествующего опыта +От объема кратковременной памяти Все ответы верны &&Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел: Г Лейбниц; Б. Спиноза; Р Декарт; +Дж. Локк. Все ответы верны &&Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация: +По смежности; По скорости; По контрасту; По смыслу. Все ответы верны &&Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется: Долговременной Эмоциональной Произвольной +Механической Все ответы верны &&Сенсорная память: Продолжительна Лежит в основе отдельных образов Многоуровневая +Действует на уровне рецепторов Все ответы верны &&В течение четверти секунды функционирует память: +Сенсорная Кратковременная Долговременная Оперативная Все ответы верны &&У. Найссером было введено в научный аппарат: Эхоническая память; +Оперативная память; Автобиографическая память; Метапамять. Все ответы верны &&Структура долговременной памяти: +Ассоциативна; Неассоциативна; Алогична; Не выяснена. Все ответы верны &&Ранней генетической формой памяти является запоминание: +Непроизвольное; Произвольное; Послепроизвольное; Оперативное. Все ответы верны &&Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом: +Запоминания; Точности запоминания; Ошибок; Забывания. Все ответы верны &&Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем: Мобилизационной готовности; Объема памяти; +Запоминания; Забывания. Все ответы верны &&Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители: Психоанализа; +Гештальтпсихологии; Бихевиоризма; Ассоционизма. Все ответы верны &&Характеристики запоминания того или иного материала не определяются: Мотивами деятельности личности; Целями деятельности личности; Способами деятельности личности; +Гендерными различиями субъектов. Все ответы верны &&Объем хранящейся информации в кратковременной памяти: +7- 2; Неограничен; Предел неизвестен; В среднем 10. Все ответы верны &&Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются: Аккомодациями; +Ассоциациями; Ассимиляциями; Акцентуациями. Все ответы верны &&Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел: Г Лейбниц; Б. Спиноза; Р Декарт; +Дж. Локк. Все ответы верны &&Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация: +По смежности; По скорости; По контрасту; По смыслу. Все ответы верны &&В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело: С деятельностью усвоения или заучивания; С интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием); С Деятельностью воспроизведения (или узнавания); +С гендерными различиями субъектов. Все ответы верны &Укажите одну из форм амнезии, при которой забываются события, происходящие после начала заболевания. ретроградная амнезия; +афазия; антероградная амнезия; ипохондрия; аллолия. &&&Какая из перечисленных форм является формой запоминания, которая характеризуется наличием определенной цели запомнить и специальных средств для ее осуществления? эмоциональная; образная; двигательная; +непроизвольная; Произвольная &Определите, какой из указанных видов памяти осуществляет характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. эмоциональная; +образная; долговременная; двигательная; кратковременная &Нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях головного мозга. +амнезия; аллолия; афазия; ипохондрия; синхрозия &&&Укажите вид памяти, при котором запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. +эмоциональная; образная; двигательная; структурная; смысловая.

Вопросы для обсуждения

1. Определение и общая характеристика памяти

2. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

3. Нарушения памяти.

4. Память и мотивация (объяснение забываяия)

5. Ассоциативная теория памяти

6. Гештальпеория памяти

7. Смысловая теория памяти

8. Психоаналитическая теория памяти

9. Деятельностная теория памяти

10. Информационно кибернетическая теория памяти

11. Теория филогенетического развития развития памяти П.П.Блонского

12. Явление реминисценции

13. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С.Выготского

14. Факторы влияющие на развитие памяти

15. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека

16. Основные виды памяти

17. Основные процессы и механизмы памяти

18. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

19. Значение памяти в жизни человека

20. Эффект - Зейгарник и его психологическое объяснение.

21. Понятие об ассоциациях

22. Кратковременная память и ее особенности

23. Долговременная память и ее особенности.

24. Законы памяти

25. Специфические эффекты памяти

26. Направления формирования и развития памяти человека

27. Анатомо — физиологические основы памяти человека

28. Количественные показатели, по которым оценивается память человека

29. Формирование памяти в филогенезе

Мышление

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс – процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Основные формы логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия проявляются в качествах мышления:

- широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;

- глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;

- самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

- гибкость – нескованность закрепленными в прошлом приемами и способами решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки;

- быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

- торопливость – поспешное решение вопроса без вс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: