МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте
Институт Педагогики, психологии и инклюзивного образования
Образовательная программа подготовки магистра
Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
Учебная дисциплина Современные проблемы науки и образования
Вопросы для промежуточного контроля знаний:
- Понятие науки, культуры, образования, цивилизации. Значение науки в современном мире.
- Классификация современных наук.
- Современная наука, ее организация, особенности представления научного знания в образовании.
- Образ науки в современном обществе.
- Общие закономерности развития науки. Структура научного знания.
- Циклы развития науки по Т. Куну.
- Формы организации научного знания.
- Компьютеризация современного научного знания.
- Главные проблемы современной российской науки.
- Идеалы и нормы научной деятельности как факторы становления научной позиции, как условие ответственности учёного. Этика исследователя.
- Наука как специфическая деятельность людей. Характеристики научной деятельности.
- Социокультурные требования к научному исследованию. Проблема методов получения нового знания. Специфика гуманитарного научного исследования.
- Представление результатов исследований в публикациях. Жанры публикаций. Специфика отдельных жанров.
- Современные представления о предмете и структуре педагогической науки. Классификации педагогических наук.
- Человек как основной феномен познания в педагогике. Представление результатов исследований в публикациях. Жанры публикаций. Специфика отдельных жанров.
- Основные направления развития современной педагогической науки.
- Типы научных исследований в педагогической науке.
- Развитие образования в современном мире как условие развития науки. Модели образования.
- Основные теории образования как основа государственной политики в области образования.
- Актуальные проблемы современного высшего образования в России.
- Компетентностный подход к построению образования в зарубежных странах и в России.
- Основные тенденции развития образования в России.
- Сравнительный анализ тенденций развития образования в нашей стране и за рубежом.
- Научные исследования высшего образования в России и за рубежом.
- Проблемы педагогического образования в России и за рубежом.
- Подготовка педагогов в европейских странах. Изменение профессиональной деятельности педагога в современных условиях.
- Научные исследования школьного образования в России и за рубежом.
- Проблемы стандартизации в общем образовании.
- Модернизация российского образования. Изменение технологий образования.
- Взаимосвязь основного и профессионального образования. Проблемы развития образовательной среды.
- Проблемы реформирования образования в современной России.
Семинар № 1
Тема: Смена научных парадигм - закон развития науки
Задания:
1. Подготовьте доклад с презентацией по одной из тем: «Циклы развития науки по Т. Куну», «Научные выводы Т. Куна и современность».
2. Подберите по интернет ресурсам и проанализируйте статью по актуальным проблемам современного высшего образования.
Литература:
1. Абанкина, И.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов [Текст] / И.В. Абанкина // Форсайт. – 2013. – Т. 7. – № 3.
2. Алимова, Н.К. Экономика образования: развитие взглядов// К.Алимова, В.Н.Пугач // Экономика образования. –2010. – №1. –С.4-29.
3. Гребнев, Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов/Л.С.Гребнев//Высшее образование в России.-2011.-№11.-С.29-41.
4. Джуринский, А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2014.
5. Кузьминов, Я.И. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» [Текст] / Я.И. Кузьминов, Д.С. Семенов, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. – 2013. – № 4.
6. Ищук, Т.Л. Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы /Т.Л.Ищук//Экономика образования.-2010.-№3.-С.87-100.
7. Лондонский рейтинг репутации лучших вузов мира. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.uci-asa.com/rejting-the6. Html
8. В.А.Садовничий, О стратегии модернизации высшего образования. Постановление Ⅶ сьезда российского союза ректоров высших учебных заведений [J]. Интеграция образования. 2002.- №4.
9. Салми, Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России [Текст] / Д. Салми, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. – 2013.-№ 1.
10. Яо Л.М. ПРОБЛЕМЫВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-2. – С. 28-31;
11. Юревич, А. В. Наука в современном российском обществе / А. В. Юревич, И. П. Цапенко. – Издательство: Институт психологии РАН, 2010.
12. Лемпинен, П. Европа модернизирует профессиональное образование/ Петри Лемпинен// Проф. образование. Столица. – 2011. – №11. – С. 12–15.
13. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза// Высшее образование в России. -2006.-№6.- С. 111-120.
14. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Н.М. Аксѐнова Обеспечение качества профессионального образования и обучения в Европе: современное состояние и основные тенденции. – М.: АНО Центр ИРПО, 2011. – 100 с.
Семинар № 2