Практические занятия 1-5




Тема 1: Воспитательная работа психолога с детьми раннего и дошкольного возраста

1. Охарактеризуйте психологические особенности личности ребенка (от 0 до 1года, от 1 года до 3 лет, 3-7 лет).

2. Опишите кризисы развития характерные для раннего и дошкольного возраста.

3. Особенности социализации в раннем и дошкольном возрасте.

4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

5. Основные направления работы психолога с воспитателями ДОУ.

Задание:

Разработайте краткий план проведения занятия, направленного на оказание психологической помощи родителям дошкольников / воспитателям, используя для этого методы психодиагностики, информирование, активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга).

Основная литература

 

1. Авдеев Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М., 1991.

2. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М., 1992.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

4. КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000.

5. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997.

6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

7. Урунтаева Г. А. Детская психология. М., 2006.

8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Дополнительная литература

 

9. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

10. МасаруИбука. После трех лет уже поздно. М., 1991.

11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

12. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000.

Тема 2: Воспитательная работа психолога с младшими школьниками

1. Охарактеризуйте психологические особенности личности младшего школьника.

2. Опишите симптомы кризиса 7 лет.

3. Особенности социализации в младшем школьном возрасте.

4. Психологическая помощь родителям в воспитании детей младшего школьного возраста.

5. Основные направления работы психолога с учителем начальной школы.

Задание:

· Разработайте рекомендации для родителей первоклассников или пятиклассников, направленные на эффективную адаптацию к школе, к обучению в среднем звене.

· Подберите методики и приемы (игры, упражнения) развития произвольности у младших школьников.

 

Основная литература

 

1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

  1. КрайгГ.. Психология развития. СПб., 2000.
  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  3. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М.,2008.
  4. Савенков А.И. Педагогическая психология. М., 2012.
  5. Урунтаева Г. А. Детская психология. М., 2006.

Дополнительная литература

 

7. Бурменская Г.В. и др., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  2. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
  3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  5. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000.

Тема 3: Воспитательная работа психолога с подростками

1. Охарактеризуйте психологические особенности личности младшего и старшего подростка (от 11 до 13лет, и от 14 до 15 лет).

2. Опишите кризис развития в подростковом возрасте.

3. Подростковая субкультура.Референтная группа как фактор воспитания подростка.

4. Взаимоотношения подростков с родителями и учителями.

5. Обозначьте основные направления работы психолога в среднем звене школы.

6. Психологическая помощь родителям в воспитании подростков.

Задание:

· Сформулируйте тему занятия для подростков, отражающую проблемы и ресурсы этого возраста, укажите возраст (класс) и форму проведения.

· Подберите методики и приемы(игры, упражнения)развития коммуникативных навыков у подростков.

 

Основная литература

 

1. КрайгГ.. Психология развития. СПб., 2000.

2. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М.,2008.

3. Практическая психология образования/Под ред.Дубровиной И.В.. М., 2007.

4. Савенков А.И. Педагогическая психология. М., 2012.

5. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.,2005.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

Дополнительная литература

 

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков. М., 2000.

2. Бурменская Г.В. и др., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

4. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

5. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

Тема 4: Воспитательная работа психолога со старшеклассниками

1. Охарактеризуйте психологические особенности личности в период ранней юности.

2. Опишите причины и проявления кризиса17 лет.

3. Взаимоотношения старшеклассников со сверстниками и взрослыми.

4. Роль самовоспитания в развитии личности.

5. Обозначьте основные направления работы психолога в старшем звене школы.

6. Психологическая помощь в подготовке к экзаменам.

Задание:

· Подберите методики диагностики и коррекции экзаменационного стресса у старшеклассников.

· Опробуйте и продемонстрируйте несколько психологических приемов саморегуляции, техник релаксации.

Основная литература

1. Крайг Г.. Психология развития. СПб., 2000.

2. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М.,2008.

3. Савенков А.И. Педагогическая психология. М., 2012.

4. Практическая психология образования/Под ред.Дубровиной И.В.. М., 2007.

5. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.,2005.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

Дополнительная литература

 

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков. М., 2000.

2. Бурменская Г.В. и др., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.

3. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

Тема 5: Возрастная специфика воспитательной работы психолога

Подготовка к занятию осуществляется в микрогруппах (2-4человека) по следующим темам:

· Группа1: Воспитательная работа психолога с дошкольниками

· Группа 2: Воспитательная работа психолога с младшимишкольниками

· Группа 3: Воспитательная работа психолога с подростками

· Группа 4: Воспитательная работа психолога со старшеклассниками

Задание:

· Теоретический этап – устный доклад с презентацией. Группа готовит презентацию (10-15слайдов) в которой тезисно и наглядно раскрывает свою тему.

· Практический этап –проведениевозрастно-ориентированной методики, приема, техники (игры, упражнения) для развития личности.

· Методический этап – подготовьте по5 тестовых вопросов с вариантами ответов и ключом (отдельно), касающихся тематики других групп, оформите тест для каждой группы на своем листе.

Основная литература

 

1. Крайг Г.. Психология развития. СПб., 2000.

2. Пастернак Н.А. Психология воспитания. М.,2008.

3. Савенков А.И. Педагогическая психология. М., 2012.

4. Практическая психология образования/Под ред.Дубровиной И.В.. М., 2007.

5. Урунтаева Г. А. Детская психология. М., 2006.

6. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.,2005.

7. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Дополнительная литература

 

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков. М., 2000.

2. Бурменская Г.В. и др., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

4. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

5. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: