Аристотелевско-птолемеевская картина мира и специфика средневековых гносеологических взглядов.




Тема 3.2. Появление новых наук в XVII в. как появление собственной, классической науки и становление собственной научной картины мира

 

Мы (вместе с многими) считаем, что современная наука возникла в XVII в.

Фундаментальные характеристики и условия существования (социально-культурное окружение) науки XVII в. как первой исторической наукой (формы науки).

Наука XVII в.: уже весьма четко отделена от религии, философии, религиозного, обыденного знания (1); изложена в общедоступном письменном, символическом виде в книге (2); опирается на строгий, всесторонний опыт (3); теория напрямую связана с опытом (4); пусть не прямо, но предполагает свое использование в практической деятельности (5); практическое использование науки, в целом, приветствуется как учеными, так и обществом (6).

(В принципе и при необходимости, указанный краткий список можно продолжать. К примеру указать следующее: изложение науки в четкой письменной форме позволяло науке очень быстро развиваться; не исключено, что характерные для новоевропейской теории общественного договора идеи свободы личности, характерное для XVII-XVII вв. возвеличивание разума тоже способствовало развитию и функционированию науки.)

В плане повторения и напоминания бакалаврского философского курса можно и нужно указать, что указанные базовые характеристики науки взяты у трех классических создателей новой науки – у Ф. Бэкона (1561-1626), Р. Декарт (1596-1650), И. Ньютона (1642). Чуть конкретизируем необходимую информацию об этих мыслителях.

Что касается Ф. Бэкона. Все самое главное в его философии можно свести к трем положениям, и все они прямо нацелены на создание новой, собственной науки. По Ф. Бэкону, во-первых, наука должна приносить практическую пользу, и может спасти мир («знание – сила» в его утопии- произведении научной фантастики? – «Новая Атлантида», где люди перестраивают мир на основе науки, в отличие, кстати, от всех предшествующих утопий). Ф. Бэкон открывает, во-вторых, что ненаучное прошлое людей прямо связано с тем, что в нашей душе, сознании, интеллекте существуют идолы, предрассудки, искажения, которые не допускают мысль к появлению настоящей науки. В нас существуют: идолы пещеры вытекают из особенностей жизненного пути человека; площадей – из общения (навязывающего взгляды толпы); рода – из природы человека (мы видим больше порядка, чем есть); театра – из господствующих схоластических (любых неверных теоретических) взглядов. Избавившись от идолов, человек готов создавать науку, но это очень трудное предприятие, решая эту проблему Ф. Бэкон, в третьих, создает научный метод, истинной дедукции. Индукция (умозаключение от частного к общему) проблематична: вывод о целом делается на основании знания части (обо всех звездах, изучив лишь тысячи их). Истинность вывода в научной индукции Бэкона гарантировалась целенаправленными наблюдениями (записанными в таблицах присутствия, отсутствия, степеней) и интенсивным обсуждением всех возникающих гипотез. Никто до Ф. Бэкона не писал столько об эмпирическом познании мира, поэтому его с полным правом называют родоначальником новоевропейского эмпиризма (все знание из опыта).

Дело Бэкона, критикуя его, продолжил Декарт. Декарт так же начинает с критики, в конце его «методологического сомнения» остается «я мыслю, следовательно, существую». На базе этого (по правилам рационалистического метода: принимать за истинное только очевидное – которое носит во многих случаях врожденный характер, например, базовые математические истины; делить возникающие трудности на понятное число минимальных частей; располагать мысли в порядке движения от простого к сложному; делать подробные описания движения мысли) можно создать истинную, новую науку. Декарт – родоначальник новоевропейского рационализма (мышление – главное в познании мира). Бэкон брал мир в его реальной сложности. Декарт разрабатывает учение о независимых (соединяемых Богом) субстанциях: материальной (ее характеризует протяжение, форма, место) и духовной (душа и ее содержание). Такую упрощенную материальную субстанцию наука могла освоить, создавая механистическое, математическое естествознание.

И. Ньютон представил миру эталон новой науки – «Математические начала натуральной философии» (1687): четко выделенная область научного интереса, обоснованные понятия, выводится из опыта и только из опыта, открывает законы …

 

Нам кажется полезным привести далее проблематику прямого исторического противопоставления между прошлой мыслью и новой, новоевропейский, научной.

Аристотелевско-птолемеевская картина мира и специфика средневековых гносеологических взглядов.

Основные черты средневековой, аристотелевско-птолемеевской (отдавая дань идеям и трудам Аристотеля и Птолемея – античного математика и астронома), качественной (поскольку все на основе различий) картины мира и специфической гносеологии.

Онтология. Мир создан за шесть дней Богом (креационизм), геоцентризм; качественное различи е подлунного и надлунного миров (в первом несовершенство, изменение, гибель; во втором – неизменность, совершенное круговое движение, место жизни ангелов); мир конечен, Бог бесконечен; все из пяти стихий (огонь, вода, земля, воздух, эфир); отличие души от тела; центральное понятие покой и предназначенное место (тяжелое тело падает, поскольку тяжелому положено быть на своем исконном месте, на земле); движение есть изменение вообще; пространство и время на Земле разное (болото и сосновый бор, будни и праздники ведь, очевидно, отличны друг от друга!), земной мир в любой миг открыт для чуда, нарушающее обычный ход вещей.

Гносеология. Философия с гордостью называла себя служанкой богословия, поскольку христианство считалось абсолютной истинной. Информация, данная в откровении, «Библии», полученная на Вселенских соборах и т.д., считалась абсолютной истинной. С одной стороны, продолжались традиции античного рационализма (специалисты пишут, что в средневековье получила дальнейшее развитие формальная логика Аристотеля). С другой стороны, получил мощную поддержку иррационализм: например, для Тертуллиана «после Евангелия не нужны доказательства», т.е. послед открытия христианской Истины все ученые и иные книги потеряли свой смысл; в этом же плане действовала апофатическая/отрицательная теология, с точки зрения которой бог настолько превосходит разум человека, что о боге следует говорить только через отрицания (бог не есть, не добр и т.д.), утверждение, что бога находят в сердце своем.

Уже применительно к античности можно говорить о ценностном делении в области научного знания, то знание более ценно, которое ближе к богу, космосу и более удаленно от практических нужд. В средневековье это ценностное основание уже явно существует. Поскольку задача человека заслужить в этом мире Рай после смерти, то, конечно, теология, философия, говорящие о душе, более ценные знания, чем медицина, которая может спасти только бренное тело.

Новая, современная, настоящая наука появилась в полемике и в отрицании всего этого вы ходе научной революции XVII в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: