Государственный строй Речи Посполитой.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Тема 4. «Государство и право юго-восточных земель Руси в литовско-польский период».

 

Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения

 

 

Подготовки бакалавра

Направления 030900 «юриспруденция»

 

Донецк 2015


Государство и право юго-восточных земель Руси в литовско-польский период.

 

1. Государственный строй Речи Посполитой.

2. Общественный строй Речи Посполитой.

3. Право Речи Посполитой.

Государственный строй Речи Посполитой.

 

В 1569 г. произошло объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую посредством заключения Люблинской унии.

Речь Посполитая была конституционной, сословной монархией, во главе с избиравшимся королем.

Законодательным органом был двухпалатный парламент – Вальный сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы.

Сенат был высшей палатой сейма, в него входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства. Количество сенаторов не превышало 150 человек.

Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.

Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых сеймиках, которые созывались за шесть недель до Вального сейма. В Посольскую избу входило 200-236 депутатов.

Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они созывались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались три сейма: конвокационный, на котором определялось время и место выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол; элекционнный, на котором проводились выборы и заключалось соглашение с кандидатом на престол; коронационный, на котором проходила коронация и король приносил присягу.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно.

Сейм избирал маршалка (председателя). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в Литве – литвин. После этого сейм заслушивал отчет правительства о своей работе за два года.

Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Компетенция Вального сейма была широкой. Он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны. Однако следует отметить, что если даже один депутат накладывал «вето» на какое-то решение, то оно не принималось. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период с 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван.

Чтобы избежать срыва сейма депутаты объявляли сейм конфедерацией и тогда решение принималось простым большинством голосов.

Решения сеймов Речи Посполитой можно разделить на три группы:

1) те решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги и т.д.).

2) решения, которые касались Польши.

3) решения, которые касались Литвы.

Свои решения сейм оформлял постановлениями (конституциями).

До середины ХVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве Литовском новый орган – Генеральный сеймик. Он обычно созывался перед Вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд, выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Исполнительную власть в Речи Посполитой возглавлял король, который с конца XVI в. избирался.

Значительное влияние на статус монарха оказали «Генриховы артикулы», принятые сеймом с учетом избрания королем государства ревностного католика, участника Варфоломеевской ночи (массового физического уничтожения протестантов во Франции), французского принца Генриха Валуа в 1572 г. Не пробыв и шести месяцев королем Речи Посполитой, он вернулся в Париж, где занял пустой французский престол.

Принимая польскую корону, Генрих Валуа обязался:

1) не решать вопросов войны и мира и не созывать народного ополчения без согласия сената;

2) объявить Речь Посполитую дворянской республикой во главе с выборным королем;

3) признать свободные выборы главы государства и не вмешиваться в них;

4) отменить любое наследования престола;

5) созывать каждые два года сейм, который длился две недели. При короле постоянно находился совет из 16 сенаторов.

В случае невыполнения правителем взятых на себя обязательств шляхта имела право отказаться повиноваться королю.

Правовое положение короля регулировалось также другими законодательными актами.

«Пакта конвента» – разновидность избирательной капитуляции (документ, подписываемый кандидатом на выборный государственный пост) в Речи Посполитой, с 1573 по 1764 г. заключаемая между «обоими народами» (т.е. шляхтой Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и новоизбранным монархом перед его вступлением на престол.

«Пакта конвента» юридически закрепляла обязанность избранного короля уважать законы Речи Посполитой и определяла его обязательства и обещания в сферах международных отношений, налогов, государственного долга, вооружённых сил и т. д. Документ составлялся на элекционном сейме и его подписание являлось условием избрания монарха на трон.

На территории Литвыположение короля регулировалось еще и Статутом 1588 г.

В этих документах подтверждались все права и привилегии шляхты, гарантировалось свободное избрание короля, сейм должен был созываться раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение. По закону король имел право созывать Вальный сейм и определять время его созыва; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; вел международные переговоры и т.д. За свою деятельность король нес ответственность перед Вальным сеймом. Фактически вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма.

Центральное управление совместно с королем осуществлял и ряд должностных лиц. Королевским двором руководил коронный маршалок, канцелярией – канцлер, казной – коронный казначей, армией – коронный гетман.

Во второй половине XVII в. отношения между Польшей и Великим княжеством Литовским обострились и все чаще на Вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий. Послы Польской Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы Вального сейма собираться на особые совещания – «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные правам интересы своего государства.

Однако ущемление суверенных прав осуществлялось медленно, но постоянно, на протяжении ХVII-ХVIII вв. Так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вводилось делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Посполитой войско Литвы было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.

Большое распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос.

Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги.

В каждом из двух государств – Великом княжестве Литовском и Короне – создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Вальная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую, что и привело к трем разделам этого многонационального государства.

Система местных органов управления строилась в соответствии с административно-территориальным делением Речи Посполитой. Государство делилось на воеводства, волости и земли.

В каждом воеводстве были свои сеймики. Местное управление было в руках воевод, старост и других общественных и земских деятелей. К низшим органам местного управления относились волостные и сельские органы. Делами волости ведал королевский волостной староста, а в деревне все вопросы решал деревенский сход, которому был подчинен староста деревни.

На землях, которые находились в частном владении, систему местного управления определял сам собственник.

В городах также действовала система самоуправления на основе магдебургского права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: