Общественный строй Речи Посполитой.




Общественная организация на восточнославянских землях, находившихся в составе Польской Короны, сложилась под влиянием процессов, присущих средневековой Европе. Речь идет о формировании закрытых общественных слоев – сословий. Сначала правовые различия между сословиями были малозаметными, и разрешался переход из одного сословия в другое. Впоследствии право такого перехода сделалось невозможным.

Магнаты по своему происхождению они были разных национальностей, но вместе они составляли польскую политическую элиту. По постановлениям сейма и королевским универсалам магнаты получили огромные землевладения на Волыни, Брацлавщине, Киевщине и Левобережной Украине. Здесь создавали крупные латифундии, где практически бесконтрольно хозяйничали управляющие.

Правовое положение магнатов получило оформление в привилегиях 1492 и 1506 гг. После Люблинской унии в сословной среде магнатов-землевладельцев возник самый высокий слой – сенаторы (депутаты сейма). С ними согласовывал свою деятельность король. Каждые два года сенат назначал из своего состава 16 сенаторов-резидентов при главе государства.

Магнаты имели право издавать правовые акты, действие которых распространялось на всех их подданных.

Из средних и мелких феодалов сформировалась шляхта. В Речи Посполитой шляхта составляла почти 10 % населения, что было самым высоким показателем в Европе.

В Галиции на местную шляхту распространялись привилегии польского права, а привилегия 1434 г. окончательно уравняла ее в правах с поляками.

После реформ 50-60-х годов XVI в. политическая роль шляхты в государстве усилилась, что привело к установлению так называемого режима шляхетской демократии. Его суть заключалась в том, что: шляхетство передавалось по наследству; право предоставлять лицу благородное звание имел только сейм; шляхта освобождалась от уплаты пошлины; устанавливались повышенные санкции за убийство, покушение на здоровье, честь и достоинство шляхтича; присягу шляхтича в суде считали неопровержимым доказательством.

Благодаря постановлениям сейма шляхта впоследствии сравнялась с магнатами относительно своего правового статуса, хотя состояние имела менее значительное.

На местах были введены уездные сеймики, на которых шляхта выбирала органы местного самоуправления, суды и депутатов сейма.

Духовенство делилось на римо-католическое, греко-католическое (с 1596 г.) и православное. Православная церковь утратила привилегированное положение и попала под власть и произвол администрации. Священники на правах держания имели землю, их содержали прихожане. Православным запрещалось иметь частную собственность.

Постепенно православные священники были частично уравнены в правах с католиками. Им предоставлялось право частной собственности, были отменены любые наказания без решения суда.

Мещане по сравнению с горожанами в западноевропейских государствах в Польше имели значительно меньший политический вес. Показателем этого является то, что они не были представлены в сейме как отдельный общественный слой (в Западной Европе образовывали отдельную палату в сословно-представительных учреждениях).

Городским жителям запрещалось иметь в частной собственности землю, занимать государственные посты, им ограничивали доступ к высоким церковным должностям. В целом правовое положение мещан зависело от статуса города (королевского, частного или самоуправляющегося), а также от рода занятий и имущественного состояния.

Горожане были основными плательщиками налогов и выполняли повинности в пользу государства и города. Хотя магдебургское право предусматривало равенство всех граждан города перед законом, фактически городскими делами занимался местный патрициат, состоявший преимущественно из поляков, немцев и евреев.

Крестьяне становились все более однородной массой. По Третьему Литовскому статуту, крестьянин, который прожил на земле феодала 10 лет, становился крепостным. Феодал получил право разыскивать и возвращать беглых крестьян в течение 10 лет.

Барщина достигала шести дней в неделю. Кроме того, крестьяне платили десятину в пользу церкви, а галицкие крестьяне к тому же, облагались налогом в пользу казны.

Судопроизводство над крестьянами осуществлял собственник-феодал. Смерть крестьянина оценивали в четыре раза дешевле, чем шляхтича. Относительно крестьян польское право нередко применяло такой вид наказания, как «покорность». Оно заключалось в том, что убийцу ставили на колени перед родственниками жертвы, которые по своему усмотрению могли или казнить его, или помиловать. Фактически это был самосуд.

Крепостное право в Польше было узаконено постановлением Петриковского сейма 1496 г., а в Речи Посполитой – фактически введено Третьим Литовским статутом 1588 г.

Казачество возникло как реакция на усиление крепостничества, притеснения национальных и религиозных прав восточных славян. Одной из его групп было низовое казачество, которое сформировалось стихийно из крестьян-беглецов, которые поселялись в безлюдных степях у нижнего течения Днепра и Южного Буга. Они считали себя свободными людьми и по сравнению с крепостными крестьянами были куда богаче. Общественной организацией казачества была «община», которая базировалась на демократических принципах.

Вторым слоем казачества было реестровое казачество, состоявшее из принятых на государственную службу казаков, которых заносили в отдельный список (реестр). Численность их была небольшой, ее постоянно меняло польское правительство. Реестровых казаков освобождали от юрисдикции польской администрации, они подлежали исключительной юрисдикции реестрового войска. Во главе казаков стоял гетман, которого назначал польский король. За службу они получали денежное жалование и некоторые привилегии (право на землю, на промыслы и торговлю, освобождение от налогов).

 

Право Речи Посполитой.

 

Период польского господства на восточнославянских (украинских и белорусских) землях в правовой сфере имел следующие признаки: во-первых, длительное время сохранялось нормативное регулирование, основанное на древнерусском праве; во-вторых, сохранялись положения литовского права.

Собственно польское право не имело системности, хотя и были попытки его кодификации, однако безуспешные. Зато в государстве создавали сборники правовых норм, в которых входили выданные ранее уставы и конституции (постановления сейма), соединенные с нормами обычного права.

После Люблинской унии появилась потребность привести литовское законодательство в соответствие с польскими правовыми нормами. В итоге была создана Уставную комиссия, результатом работы которой стало появление Третьего Литовского статута 1588 г.

Главным правовым институтом гражданского права является право собственности, нормы которого обеспечивали преимущества и привилегии высших слоев. Объектами собственности были имения с зависимыми крестьянами, пахотные земли, сенокосы, озера и реки, продукты сельскохозяйственного и ремесленного производства, здания, скот и тому подобное.

Существовало деление имущества на движимое и недвижимое. К последнему принадлежало все, что касалось землевладения.

Большое внимание уделено регулированию феодальной земельной собственности. В зависимости от способа приобретения имения делились на: вотчины (полученные в наследство родовые владения); имения выслуженные или полученные в пользование на определенных условиях; имения купленные. Только владельцы последних могли распоряжаться ими на свое усмотрение, остальные были ограничены в праве владения и распоряжения.

Правовой основой феодального землевладения была соответствующая грамота, или владения приобретали за давностью времени (10 лет). Право владеть землей, как правило, предусматривало обязанность отбывать военную службу.

Подробную регламентацию получило наследственное право. Существовали три вида наследования: по закону, по завещанию и на основе обычая. Получать наследство могли как дочери, так и сыновья.

Лишали права на наследство: девушек, вышедших замуж против воли родителей; вдов-шляхтянок, которые без согласия родственников вышли замуж за простолюдинов; незаконнорожденных детей; детей государственных преступников.

Различали наследование отцовского и материнского имущества. Недвижимое имущество, а также драгоценности и движимое имущество отца переходили только к сыновьям. Дочери не получали отцовского имущества. Материнское имущество распределяли между детьми поровну.

Свобода завещания распространялась преимущественно на движимое имущество и купленную недвижимость, которая не была семейной собственностью.

При отсутствии прямых наследников имущество доставалось близким родственникам мужа, а материнское – родственникам матери.

Обязательственное право касалось преимущественно договорных отношений: обмена, дарения, купли-продажи. Закон определял форму и порядок заключения договоров, устанавливал срок исковой давности (5, 10 лет), условия прекращения обязательств и их наследования.

Все сделки заключали, как правило, в присутствии свидетелей, нередко – с выполнением определенных обрядов.

Письменная форма была обязательной при заключении договора займа на сумму свыше 10 коп. Еще более строгие требования предъявлялись к заключению соглашений относительно землевладения.

Уголовно-правовые нормы имели откровенно сословно-классовый характер. Усиленными санкциями защищались жизнь, имущество, честь и достоинство шляхтича.

Понятие преступления менялось в процессе развития государства. Сначала под преступлением понимали причиненную лицу физическую, моральную или материальную «обиду». Позже – нарушение правовых норм, установленных государством.

Субъектами преступных действий считали как свободных, так и феодально-зависимых лиц с 14-16-летнего возраста.

Законодательство и судебная практика различали умышленную вину и неосторожность. Не предусматривали уголовную ответственность за случайное причинение вреда. Четко различали умысел и неосторожность, покушение и завершенное преступление, детально регламентировали соучастие в совершении преступления. Были также известны такие институты, как необходимая оборона и крайняя необходимость.

Самым тяжелым преступлением считали обиду или преступное покушение на жизнь и здоровье короля.

Особую группу составляли преступления государственного характера: предательство, выдача государственной тайны, мятеж, помощь врагам государства и т. п.

Опасными считали преступления против порядка управления (фальсификация государственных документов, печатей, фальшивомонетничество, подделка ювелирных изделий), преступления против религии и церкви (богохульство, колдовство, вероотступничество).

К преступлениям против личности принадлежали убийство в различных формах, оскорбление, нанесение телесных повреждений.

Преступлениями против собственности считали кражу, поджог, повреждение или уничтожение чужого имущества. Отдельно рассматривали ограбление (открытое нападение с целью завладения имуществом) и разбой – (умышленное нападение на чужой дом, поместье, замок, двор). При убийстве при таких обстоятельствах всех участников независимо от их роли карали смертью.

Преступлениями против семьи и морали считали женитьбу против воли, двоеженство, сводничество, изнасилование и т. п.

Целью наказания были: изоляция преступника от общества, возмещение потерпевшему причиненных убытков, пополнение государственной казны и причинение преступнику морального и физического вреда. Но самое важное было запугать, о чем свидетельствуют особая жестокость и публичный характер его исполнения.

Самым тяжелым наказанием считали смертную казнь, которую предусматривали за государственные преступления, убийство, разбой и др. Литовский статут различал простую смертную казнь (повешение, отсечение головы) и квалифицированную (сожжение, закапывание живьем в землю, четвертование, посадка на кол).

В отношении государственных преступников действовал принцип объективной вменяемости. Так, в случае государственной измены, в которой обвиняли отца, его взрослых сыновей, которые знали о родительском преступление, казнили или лишали чести (утрата привилегий). Сыновей, которые понятия не имели об измене или были несовершеннолетними, пожизненно лишали всех родительских имений – те переходили к государству.

Тюремное заключение было двух видов: легкое – в верхней части замка и тяжелое – в подземелье, с цепью на шее. На содержание невольника деньги должен был давать он сам и его близкие или потерпевшие, по обвинению которых преступник был приговорен к тюремному заключению.

К телесным наказаниям принадлежали болезненные (избиение плетьми, палками, розгами) и приносящие увечья (их применяли преимущественно в непривилегированных слоев).

Имело место и наказание по принципу талиона.

Особым карательным мероприятием, которое применяли только к привилегированным, было публичное объявление приговора. Оно приводило к гражданской смерти осужденного: такой человек переставал существовать для закона, он терял шляхетство, права на имущество, должен был скрываться за границей, потому что в случае поимки ее полагалось убить.

Лишение чести и привилегий (прав) – мера наказания только для шляхты, которую применяли преимущественно как дополнительное наказание. Например, за государственную измену в придачу предполагалось, что преступник «почтивость тратит». Дело о лишении чести рассматривал сейм.

Система имущественных наказаний включала: конфискацию всего или части имущества, головщину (плата за убийство, взимавшаяся в пользу родных убитого), возмещение убытков. В отдельных случаях, например за оскорбление хозяина, могли конфисковать всю усадьбу.

Система наказаний во многих случаях не была четкой. Часто норма предусматривала вид казни, но не определяла ее размера. Это давало широкие возможности для судейского произвола и использования уголовного права как средства репрессии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: