ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
Степанов Е.Н. д.п.н., проф., зав. кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО
В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике.
Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в целом, появилось желание создать воспитательные системы в группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:
> ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
> воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
> системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
> в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
> воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
<Осознание возможностей и преимуществ системного построения практики воспитания учащихся несомненно стимулирует желание классных руководителей применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что создать гуманистическую, целостную и эффективную воспитательную систему класса нелегко, особенно в нынешних условиях работы педагогов-воспитателей. Умение моделировать и строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
I. Сущность и структура воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?
. Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
Воспитательная система класса -
это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества
Характеризуя системы различной природы, ученые-системщики всегда обращают внимание на компонентный состав изучаемого объекта, ведь от набора компонентов, их свойств и связей зависят качества и параметры системного образо- - вания в целом. Воспитательная система класса как сложное социально-педаго-гическое явление состоит из большого количества компонентов. Наверное, таких составляющих несколько десятков, а возможно и больше. Все зависит от степени детализации анализа, в процессе которого целое мысленно делится на части.
Однако необходимо подчеркнуть, что при моделировании и построении воспитательной системы проблема выявления всех ее элементов не относится к числу наиболее значимых. Важнее определить, какие компоненты системного образования являются основными. Если это установить, то станет очевидным перечень компонентов, на которых следует сосредоточить внимание при моделировании и построении системы воспитания. Создатели теории воспитательных систем Л.И. Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и связи».
Внимательно изучив научно-методическую литературу, проведя опытно-экспериментальную работу и применив теоретические методы исследования, мы сумели выявить компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:
1) индивидно-групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) пространственно-временной;
5) диагностико-результативный.
Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
Первый компонент - индивидно-групповой, представляющий собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов:
> классного руководителя;
> учащихся класса;
> родителей учащихся;
> педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т. д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменении индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.
Главную роль в построении и функционировании воспитательной сиcтемы класса играет классный руководитель. Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного - руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлекается туризмом, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становится туризм. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система класса.
Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы. Однако не всегда классный руководитель умело реализует свои субъектные полномочия. Нередко отсутствие теоретических знаний и практических умений, недостаточное развитие способностей системно мыслить и действовать не позволяют достичь желаемого результата. При моделировании и построении воспитательной системы класса, а также для управления ею необходима специальная теоретическая и методическая подготовка классного руководителя.
Важнейшей составляющей индивидно-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они -полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному наставнику необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать оптимальные формы и способы построения воспитательной системы. В этой связи понятна нецелесообразность копирования какого-нибудь известного образца системы воспитания или модели, ранее разработанной самим педагогом для осуществления воспитательной деятельности с другими учащимися. Такие случаи, к сожалению, встречаются в практике воспитания.
Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут не волновать родителей, администрацию школы, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в жизнедеятельности класса. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. На наш взгляд, правильно поступают в тех учреждениях образования, где пытаются объединить в одну команду всех учителей класса, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Второй компонент воспитательной системы - ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
> ключевая идея замысла системы;
> цель и задачи воспитания;
> перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
> принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Подчеркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы.
В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие - имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи - вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых.
Именно иерархия ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм поведения и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентации участников воспитательного процесса.
К сожалению, педагоги-воспитатели часто недооценивают важность ценностно-ориентационного компонента, поэтому в планах работы классных руководителей можно обнаружить недостаточно продуманные и обоснованные цели или вовсе их отсутствие. Нередко у педагогов не доходят руки до разработки принципов построения учебно-воспитательного процесса в классе, до определения совместно с учащимися и родителями перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Не подвергаются анализу ценностные ориентации классного сообщества и его членов. В результате педагогическая деятельность носит нецеленаправленный, хаотичный, спонтанный характер и приводит к неутешительным итогам в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея является своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, о содержании, формах и методах совместной деятельности, о построении общения и отношений в классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы
Ключевая идея | Название системы | ||
Овладение младшими школьниками умениями и навыками самообслуживания, самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности | Самоумейка | ||
Формирование экологической культуры учащихся | Экоград | ||
Содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении | Найди себя в себе | ||
Воспитание учащихся на ценностях русской культуры, обычаях и традициях родного края | Звонница | ||
Развитие индивидуальности учащихся | Зажги свою звезду | ||
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Под целью воспитания принято понимать вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности. Она должна носить, по мнению Н.Е. Щурковой, общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости в широком коридоре культуры, но чтобы индивидуальность ни в коем случае не сводилась к варварству пещерного человека. Успешно работающие классные руководители определяют, как правило, не только главный целевой ориентир воспитательной деятельности, но и совокупность задач, решение которых гарантирует достижение поставленной цели. Например, целевой блок плана воспитательной работы псковского учителя начальных классов Т.В. Павловой включает две составляющие:
1) цель - содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника;
2) задачи:
> развитие субъектности ребенка;
> создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;
> педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.
В концепции воспитательной системы класса, в котором классным руководителем является В.А. Андреева, содержатся целевой ориентир (воспитание трудолюбия и любознательности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей) и перечень соответствующих ему задач:
1) воспитание уважительного и ответственного отношения к труду;
2) создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;
3) развитие любознательности и познавательных интересов учащихся;
4) сплочение классного коллектива.
«Воспитать человека, - подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути». Антон Семенович наглядно и убедительно показал большое значение индивидуальных и групповых перспективных линий для развития личности ребенка и формирования детского коллектива. Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по времени их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности (от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга), но должны способствовать росту личности и коллектива. Опираясь на теоретические и методические разработки Антона Семеновича, классные руководители пытаются совместно с учащимися и родителями определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса. В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть следующими:
> близкая (поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия);
> средняя (коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка);
> далекая (успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т. п.)
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса. Чаще всего принципы формулируются в виде заповедей жизни в классе. К примеру, воспитанники С.В. Заваденко вместе с родителями и классным руководителем сформулировали принципы таким образом:
1. Познай себя - это интересно!
2. Сотвори себя - это необходимо!
3. Утверди себя - это возможно!
4. Прояви себя - это реально!
Третий компонент воспитательной системы класса – функционалъно-деятельностный, который складывается из таких элементов, как:
> системообразующий вид деятельности,
> формы и методы организации совместной деятельности и общения;
> основные функции воспитательной системы;
> педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества и самоуправления в нем.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Изучение воспитательной практики классных руководителей, успешно работающих с учащимися, показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо» классного коллектива). Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания» - тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты. Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются:
>> разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом);
> объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено А.В. Караковским);
> систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический (разработано на основе концепции М.С. Кагана);
> формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.
И в классном сообществе. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классной воспитательной системе индивидуально-личностной ориентации, в которой клубная деятельность является системообразующим фактором; совет дела, как правило, становится главным органом самоуправления в воспитательной системе социальной ориентации, в которой коллективная творческая деятельность является приоритетной; институт дежурных командиров или старост нередко встречается в классах, где функционируют воспитательные системы рационально-познавательной ориентации.
Четвертый компонент воспитательной системы класса - пространственно-временной.
Он состоит из таких элементов, как:
> эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
> связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
> место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
> этапы развития воспитательной системы.
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного пространства класса. Правильно поступают те классные руководители, которые пытаются создать в классном коллективе более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу, чем в окружающем социуме. Целесообразность такого подхода объясняется тем, что у ребенка еще не сформирован нравственный иммунитет к аморальным и асоциальным явлениям в обществе, что он еще не убежден в правильности своего ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?
Однако это не означает, что воспитательная система класса должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Нам приходилось неоднократно убеждаться в том, что неоправданное ограничение внешних связей воспитательной системы ведет к кризисным явлениям в функционировании и развитии системного образования. К сожалению, бывают случаи, когда педагоги-руководители классов с высокой степенью организованности и активности учащихся не желают, чтобы их воспитанники принимали участие в совместных делах с представителями классных коллективов, имеющих более низкий уровень сплоченности и развития. Нередко в таких случаях возникший корпоративный дух по отношению к другим учебным группам проникает внутрь своего коллектива и через некоторое время «разъедает» внутренние связи и отношения. В результате ранее благополучный класс становится конфликтным, менее организованным и сплоченным. Для процесса его развития становятся характерными регрессивные тенденции. Поэтому классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. Ими могут быть родители, бабушки, дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда. Хорошими друзьями классных коллективов бывают различные люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии, политическим воззрениям, но схожие по двум очень важным качествам: во-первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интересны учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Часто такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для окружающих и стремятся охватить своей заботой нуждающихся в ней. Формирование внутренней и внешней среды функционирования и развития классного коллектива и его членов неразрывно связано с определением и осознанием места и роли класса в воспитательном пространстве всего образовательного учреждения. Особенно это важно для сельской школы, где при малочисленности учащихся и педагогов десятками нитей переплетены связи и отношения между классными коллективами, отдельными учебными группами и школьной общностью в целом. Поэтому при моделировании и построении воспитательных систем школы и класса необходимо учитывать характер и тенденции взаимодействия в процессе становления и развития этих системных образований. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, процесс развития общешкольной и классных воспитательных систем протекает более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается в более ранние сроки, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений. Классному руководителю и другим членам классного сообщества гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если им будут известны цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общешкольном коллективе.
Успешность развития воспитательной системы класса зависит также от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
> первый этап — проектирование системы;
> второй этап - становление системы;
> третий этап - стабильное функционирование системы;
> четвертый этап - завершение функционирования или коренное обновление системы.
На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.
На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай, как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.
На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай, как большинство из нас!» Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая - искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе.
Пятый компонент воспитательной системы класса
- диагностика-результативный, включающий в себя следующие элементы:
> критерии эффективности воспитательной системы;
> методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. В последние годы классные руководители пытаются отказаться от измерения
результатов воспитательной деятельности «на глазок» и стараются овладеть диагностическими приемами и методами исследования эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако не всегда эти попытки бывают удачными, так как нередко классному руководителю недостает знаний и умений в психолого-педагогической диагностике. Порой ему сложно определить критерии результативности воспитательной работы, найти и корректно использовать методики изучения, правильно обработать, интерпретировать и оценить полученные результаты. Классный руководитель нуждается в помощи ученых и методистов.
Следует также заметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. На наш взгляд, критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:
> воспитанность учащихся;
> защищенность и комфортность ребенка в классе;
> удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
> сформированность классного коллектива;
> репутация класса;
> проявление индивидуальности («лица») классной общности.
: В соответствии с данными критериями подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса.
Таким образом, нами названы и охарактеризованы основные компоненты воспитательной системы класса. Наличие у классного наставника представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Рекомендуемая литература
1. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб., 1996.
2. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. - СПб., 2003.
3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!-М., 1996.
4. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. -М., 2000.
5. Селиванова Н.Л. Класс в воспитательной системе школы // Заместитель директора школы по воспитательной работе. - 2005, № 5.
6. Сезонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М., 2000.
7. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Теория, методика, технология. — М., 1999.