Экономические и социально-политические факторы политической децентрализации и ее формы в период феодальной




раздробленности
Тенденция децентрализации власти и переход к новой системе управления были неразрывно связаны с изменениями в структуре поземельной собственности. Формирование крупных феодальных землевладений за счет превращения вассалами условного держания земли за службу в частную собственность и закрепощение свободных общинников привели к упадку власти великого князя и образованию множества государств-поместий.
Единственным способом организации и поддержания политического порядка становятся договорныеотношения, основанные на принципе сюзеренитета-вассалитета, однако иного свойства: «вассал моего вассала — не мой вассал». Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности, при которой бояре получили право свободного «отъезда», т.е. право менять сюзеренов.
Предпосылки удельного политического порядка стали складываться еще в недрах раннефеодальной монархии. Стремление киевских князей к централизации своей власти привело к ликвидации племенных князей, скорому устранению князей-наместников и, как следствие, раздаче земель сыновьям князя, которые стремились закрепить их в родовую собственность. В сложной системе династических правил принцип старшинства переход власти от старшего брата к младшему приходил в противоречие с принципом «отчины». Часто при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой, некоторые из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Для урегулирования подобных коллизий уже в XI—XII вв. стали заключаться междукняжеские договоры, в которых определялись условия господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепление «отчины» вотчины в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельнуюсобственность. Князья в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход со службы.

7 Внешнеполитические факторы политической децентрализации и ее формы в период феодальной раздробленности
Внешнеполитические факторы сыграли важную роль в процессе распада относительно единого Киевского государства Ослаблением княжеской власти воспользовались иностранные завоеватели.
К исходу XII в. Киев, некогда восхищавший всех своею красотою и богатством, неуклонно стал приходить в упадок, беднеть и пустеть. Население города, спасаясь от межкняжеских усобиц и половецких набегов, уходит на запад, в сторону Карпатских гор, или же на север, в лесную зону, в так называемое «Залесье», в верховье Волги. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «изваряг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, в XIII в. довершили распад древнерусского государства.
После этого Киевское княжество утрачивает свое значение славянского политического центра. Одновременно на окраинах Русской земли на смену старому Киеву к XIII в. возникают три различных центра государственной жизни, вокруг которых начинает сосредоточиваться древнерусская народность. Такими центрами стали Владимирская земля, Великий Новгород и Галицко-Волынская земля.
В этот период изменяется система государственного управления: происходит переход от числовой десятичной к дворцово-вотчинной системе управления. Все придворные чины кравчий, постельничий, конюший и др. одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и пр. Структура органов власти и управления была аналогична системам органов раннефеодальных монархий княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Система власти становится дуалистической, формируются два центра управления — дворец и вотчина. Вотчинный принцип в этот период вытесняет старые родовые отношения и укрепляет частноправовые, владельческие начала. Крупное боярское землевладение разрушает древнюю общинную систему. Понятие «волость», прежде означавшее территориальную общину, приобретает иной смысл, обозначая административный округ, включающий в себя боярские и дворянские имения, монастырские земли и т.п. в пределах старинной волостной территории. Параллельно широко происходит процесс закладничества, когда за удельного князя или боярина «закладывались», переходили под его контроль целые села и волости.
Период феодальной раздробленности на Руси характеризовался существованием различных политических форм правления, которые обусловили особенности партикулярных систем управления. Так, если в Новгороде развилось вечевое управление, приведшее к созданию феодальной аристократической республики, то во Владимире был учрежден княжеский абсолютизм, а в Галиче сложилась боярская олигархия.

8 Государственное управление в сеньориальных монархиях Владимиро-Суздальское княжество
Государственное управление в сеньориальных монархиях Владимиро-Суздальское княжество.?

После Любечского съезда 1097 г. Суздальская земля выделилась в особое княжество — Владимиро-Суздальское. По соглашению князей оно было отдано Владимиру Мономаху, который начал устраивать ее для младшего своего сына Юрия Долгорукого.
С этого времени начинается строительство городов Тверь, Кострома, Балахна, Городец, Нижний Новгород и др. и усиливается приток русских поселенцев. Сам Мономах, его сын Юрий и дети Юрия — Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо приложили немало сил, чтобы Суздальская земля превратилась в сильное княжество и позже стало центром объединения Русских земель.
Механизм государственного властвования и управления во Владимиро-Суздальском княжестве отличается спецификой, которая обусловлена установлением режимакняжеской автократии— единодержавной власти князя.
Режим автократии складывался в результате дальновидной политики первых суздальских князей — Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, которые не только одними из первых добились политической и экономической самостоятельности от Киева, но и стали самыми могущественными во всей Русской земле.
Уже во время своего княжения Юрий Долгорукий перестал посылать в Киев «суждальскую дань», что означало прекращение вассальных отношений с верховным сюзереном — великим киевским князем.

9 Княжеская автократия — становление и упадок Владимиро-Суздальское княжество
Укреплению княжеского единовластия способствовал ряд факторов:
Первые князья сумели сформировать крупный домен. Значительная часть земель княжества была завоевана и освоена в процессе колонизации. Новые земли становились собственностью князя. Свои огромные земельные владения князья раздавали служилым боярам и дворянам, создавая тем самым в их лице прочную социальную опору собственной власти в борьбе с крупными местными землевладельцами. Основной формой феодального землевладения становилосьпоместноеземлевладение.
Князья не испытывали сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств, поскольку в княжестве отсутствовали старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины. Это было обусловлено тем, что феодальные отношения во Владимиро-Суздальской земле стали развиваться позднее, чем в других землях Руси. Ко времени распада Древнерусского государства в том крае еще не успело сложиться сильное местное дворянство за исключением ростовского, способное

противостоять усиливавшейся княжеской власти.
Социальной опорой князя и важным фактором усиления княжеской власти стал рост новых городов. В то время как старые города Ростов и Суздаль слабели, в XII в. в связи с экономическим подъемом края быстро стали расти новые города — Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Звенигород, Дмитров, Балахна, Городец и др.
Князья опирались на поддержку православной церкви. Часть земли из княжеского домена была отдана церкви. Монастыри в процессе колонизации способствовали освоению свободных земель. В XII—XIII вв. на территории Владимиро-Суздальской земли было основано 48 монастырей, шло активное распространение христианства на окраинах Суздальской земли. Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита.
Таким образом, режим княжеской автократии во Владимиро-Суздальской земле стал следствием влияния экономических, политических и идеологических факторов, умело использованных суздальскими князьями.
Опираясь на свою дружину, двор и растущие города, князья подавляли оппозицию старого ростово-суздальского боярства и укрепляли свою власть.
Однако предотвратить закономерный процесс учреждения удельного порядка и феодальной раздробленности Суздальской Руси не удалось.
После смерти Всеволода в 1212 г. начался распад Владимирского княжества, вызванный борьбой за наследство между его сыновьями Константином и Юрием. Междоусобица привела к распаду княжества на два удела — Ростовский и Владимиро-Суздальский. Одновременно с этим княжество подверглось нашествию монголо-татарских полчищ.
Зимой 1237 г. важнейшие центры княжества были разрушены и оно было покорено завоевателями.

10Социальная среда и объекты государственного управления во Владимиро-Суздальском княжестве
В качестве социальной среды управления выступало население Владимиро-Суздальского княжества, которое не было однородным по своему классовому, правовому и социальному положению. Это обусловливало различия в интересах социальных групп, потребности которых необходимо было согласовывать в деятельности органов власти и управления.
Высшую ступень в социальной иерархии занимал правящий класс — класс феодалов.
Он включал две группы феодалов:
светских князей, бояр, слуг вольных, дворян, детей боярских
духовных феодалов.
Положение светских феодалов, в частности князей, характеризуется рядом черт:
владением княжескими вотчинами — доменами наследственными земельными владениями по праву собственности

соединением верховной власти князя над своим княжеством с его собственностью на крупнейшие земельные вотчины, многие села и города

выделением вотчин князя, сливающихся сначала с государственными землями, в дворцовые земли.
Церковные феодалы представляли важную категорию феодального класса. Церковь становится крупным земельным собственником. Собственность церквей и приходов возникает из княжеских пожалований, земельных вкладов бояр, захвата монастырями и церквами крестьянских общинных земель.
Другой категорией класса феодалов выступали бояре. Их правовой статус включал следующие права и обязанности:
вассальную зависимость от князя, военную служба у него

наличие у бояр в собственности земельных вотчин, образующихся в результате княжеских пожалований и захвата общинных земель

наличие права у боярина на разрыв служебной связи с князем по своему усмотрению при сохранении вотчин

развитие иммунитетов, т.е. освобождение боярских вотчин от княжеских налогов и повинности

осуществление боярами права суверенных правителей в своих вотчинах право самостоятельно управлять населением своих владений, суда над ним, получение дани от него

наличие у бояр собственных вассалов в лице средних и мелких феодалов.
Самую многочисленную часть феодального класса Владимиро-Суздальского княжества составляли слуги вольные. Они обязаны были несением военной службы владимирским князьям, им предоставлялось право свободного перехода от одного князя к другому.
Бывшие потомки оскудевших боярских родов и знати были отнесены к «детям боярским». Наконец, во второй половине XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве возникает новый класс феодалов — дворяне. Для этой низшей социальной группы феодального класса характерны следующие черты правового положения:
несение дворянами военной и другой службы у князя

наделение их князем за службу землями и правом эксплуатации крестьян, находящихся на этих землях

собственность дворян на землю носила условный характер и право дворянина на пожалованную землю терялось в случае прекращения им службы. У дворян отсутствовало право свободного перехода от одного князя к другому.
Классом, противостоящим феодалам-собственникам, были зависимые крестьяне.
Для правового положения зависимых крестьян характерно:
наличие у них права перехода от одного феодала к другому

обязанность крестьян при уходе от феодала выплатить задолженность и другие обязательства, вытекавшие из их зависимости.
Крестьяне несли повинности в виде натурального оброка, отработочной ренты барщины, государственных повинностей. Однако зависимое население включало различные категории, отличающиеся по своему правовому положению. В XII—XIII вв. во Владимиро-Суздальском княжестве, наряду с известными ранее смердами, закупами, изгоями, холопами, появляются другие категории зависимого крестьянства.
Половники представляли собой крестьян, которые, будучи беспомощными в хозяйственном отношении, шли в кабалу к феодалам,уплачивая им долю урожая.
Закладники — бывшие смерды-общинники, которые «закладывались» феодалам в поисках сносных условий жизни, попадая в зависимые от них отношения.
Страдниками называли холопов, посаженных на землю. Их труд находил применение в княжеских, боярских, церковных владениях.
Промежуточное положение между двумя полюсами социальной лестницы занимало городское население, состоявшее из ремесленников, купцов, духовенства белогоимеющего право на вступление в брак и черного лишенного такого права. По имущественному признаку городское население во Владимиро-Суздальском княжестве делили на две группы — «лучших» верхний слой и «черных» нижний слой.

11 Последствия татаро-монгольского ига
Последствия ига были поистине страшны, приведем основные из них:
Разрушение городов. Такой город, как Рязань, вообще перестал существовать на старом месте. Современная Рязань — это древний городок Переяслав-Рязанский, основанный еще в XI в. Он становится новей столицей княжества, и на него переносится название. Ныне на месте некогда цветущего города — поросшее кустарником городище. По подсчетам археологов, из известных по расколкам 74 городов Руси ХII-ХIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 24 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села.
Исчезновение целых ремесленных специальностей. В древней Руси знали, например, стеклоделие. В Руси Московской его возрождают только в конце XVII в. с помощью итальянских и немецких мастеров. Причина упадка ремесла — увод многих русских умельцев в Орду, гибель их при штурме монголами городов. Как известно, секреты мастерства в средние века составляли тайну и передавались от отца к сыну. Убитым или умершим на чужбине некому было их передавать.
Сожжение многих сел и деревень, а как результат — запустение полей, сокращение посевных площадей.
Нарушение традиционных торговых путей в сочетании с разорением городов дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеэкономической изоляции Руси.
Над Русью было установлено иго созданного завоевателями государства — Золотой Орды. Это иго оказало свое влияние на систему управления древнерусскими землями.

12 политический строй княжеств в период монголо-татарского ига и Золотой Орды
В основе государственного управления древнерусскими княжествами а они не были едиными и в эпоху Золотой Орды была княжеская власть. Основным фактором, способствующим ее сохранению, был отказ монголотатар от прямого включения древнерусских земель в состав Золотой Орды в отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья.
Кроме того, захватчики не создавали на территории Руси своей постоянно действующей администрации. Поэтому в Древней Руси было сохранено то государственное и местное управление, которое существовало до монгольского нашествия.
Спустя годы и даже десятилетия после опустошительного нашествия Батыя оставшееся в живых население Руси возвращалось на родные пепелища. Постепенно заселялись села и деревни, поднимались из руин города. С XIV в. начался медленный подъем сельского хозяйства. В нем так же, как и в домонгольскую эпоху, преобладало крупное феодальное землевладение, тесно связанное со всей структурой государственного и местного управления. Эта структура в рассматриваемую эпоху выглядела следующим образом:
Система русской управленческой иерархии XIV в. включала в себя четыре нисходящие ступени.
На верхней ступени возвышались великие князья – верховные правители Русской земли.
Вторую ступень занимали вассалы великого князя — удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов.
На третьей ступени находились вассалы удельных князей — бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупнейшие феодалы-землевладельцы.
На низшей ступени управленческой иерархии стояли слуги под дворским — управляющим княжеским хозяйством, оставлявшие княжескую и боярскую администрацию. Они получали от князя или боярина небольшие участки земли за службу, В конце XIV в. их стали называть дворянами и детьми боярскими.

Ранее сложившийся на Руси политический строй княжеств существенно не изменился в ХIII-ХIV вв. По-прежнему князьям принадлежала в их княжествах судебная и административная власть над населением.
Во главе управления княжескими землями и хозяйством стоял дворский. В его ведении находились все прочие слуга княжеского двора, руководившие отдельными отраслями хозяйства. Казной князя ведал казначей, а его архивом — печатник. С появлением в суде, дипломатии и управлении хозяйством письменной документации у князя сложился штат дьяков и подьячих. Позднее этот бюрократический штат вошел в систему великокняжеских государственных приказов. Следует заметить, чтоотличительной чертой управления в княжествах XIV в. являлось слияние дворцового управления с государственным. Во всех делах управления князья опирались на духовенство, которое обычно поддерживало княжескую власть.
Монголо-татары не посягали на духовный образ жизни русских людей и прежде всего на их православную веру, хотя и варварски разрушали церкви. Они вообще были терпимы к любому вероисповеданию и даже у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов.
Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своим союзником. Во-первых, русская православная церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала, ради сохранения всей системыгосударственного управления в русских княжествах, князей, выступавших за сосуществование с Ордой.
В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Все это, вместе взятое, позволило русской православной церкви сохранить известную самостоятельность и независимость от монголо-татарского ига и в последующем сыграть значительную роль в собирании русских земель, в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

13 Порядок сбора дани в период монголо-татарского ига и Золотой Орды

Встав на путь предоставления известной самостоятельности в своих землях русским князьям и церкви, монгольские правители, тем не менее, пытались переместить политический центр русских княжеств в Золотую Орду. Об этом свидетельствуют получение русскими князьями ярлыков на княжение и система сбора дани в интересах монголо-татар. Этим монгольские ханы давали понять, где находится политический центр Руси, и откуда исходят истоки государственной власти и управления. Эта система ярлыков на власть просуществовала во взаимоотношениях Руси и Орды с 1242 по 1434 гг. Первым туда в 1242 г. отправился Александр Невский, а последним—в 1434 г. Василий Юрьевич Косой.
С получением ярлыков на княжеский престол русские князья в проведении внутренней политики сохраняли свою независимость от ханской власти. Эволюция власти проходит в плане изменения порядка сбора дани, а затем и в направлении усиления московских князей и превращения их в правителей Московского государства.
С установлением монголо-татарского ига порядок сбора дани был следующим. Ее собирали ордынские сборщики-баскаки. Они приезжали на Русь в сопровождении вооруженной охраны. Для раскладки дани проводилась специальная перепись число. Ею занимались ордынские численники, которые ходили по домам и устанавливали размер дани, используя старые русские единицы обложения — соху. Одновременно с переписью численники приступили к созданию на Руси баскаческой военной организации. Они принудительным набором образовывали из местного населения военные отряды, во главе которых ставили своих десятников, сотников, тысячников и темников. Эти отряды не подчинялись русским князьям и полностью поступали в распоряжение баскаков, которые строго следили за выполнением установленных повинностей и вообще за всей жизнью русских княжеств.
Отряды баскаков располагались в Суздальской, Муромской, Рязанской, Тверской, Курской и Смоленской землях. Великий баскак, которому подчинялись все местные баскаки, находился при Александре Невском во Владимире и связывал князя по рукам. Военная организация баскаков заменяла собой оккупационные войска. Однако во внутреннюю жизнь русских княжеств она не вмешивалась. Ее интересовал только размер собранной дани. Во всем остальном княжеская власть была самостоятельной.
В первой трети XIV в. система сбора дани из русских княжеств была изменена. В царствование Ивана Калиты 1325-1340 гг., который заслужил полное доверие Орды, русские князья получили право сами собирать дань и отправлять ее в Орду. В последующем во взаимоотношениях Руси и Орды важным фактором являлся уже не сам процесс сбора дани, а ее размер, который, по мере роста могущества Московского государства, уменьшался.
В первой трети XIV в. система сбора дани из русских княжеств была изменена. В царствование Ивана Калиты 1325-1340 гг., который заслужил полное доверие Орды, русские князья получили право сами собирать дань и отправлять ее в Орду. В последующем во взаимоотношениях Руси и Орды важным фактором являлся уже не сам процесс сбора дани, а ее размер, который, по мере роста могущества Московского государства, уменьшался.
Крупной удачей для московских князей было подавление народного антизолотоордынского восстания в Твери в 1327 г. Воспользовавшись этим предлогом для устранения своих соперников, московский князь Иван Калитасамолично возглавил карательный поход ордынцев против Твери. В награду он получил и великокняжеский престол, и право собирать дань с русских земель и доставлять ее ханам.
Назначение Ивана Калиты главным сборщиком дани явилось большим политическим выигрышем для московского княжества. Сосредоточение в руках московского князя значительных средств открывало ему дополнительную возможность оказывать политическое давление на другие русские земли.

14 Объединение русских земель вокруг Москвы в период монголо-татарского ига и Золотой Орды
Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Его называют первым собирателем Русской земли, положившим начало возвышению Москвы. Ивану Калите татаро-монголы передали также и судебную власть над всеми князьями, чем занимались ранее сами. Отныне Иван Калита и его преемники могли воздействовать на своих политических противников среди других русских князей как силой от имени золотоордынских ханов, так и бить рублем.
Династические интересы московских князей, округливших свои владения, где военными захватами, где прикупом новых территорий, в силу логики исторических событий поставили их во главе объединения русских земель. Установилась гегемония Москвы в Северо-Восточной Руси, и этим закладывалась политическая основа создания единого Русского государства.
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило, таким образом, в первую очередь под влиянием внешнеполитических факторов — необходимости обретения полной национальной независимости от Золотой Орды.
Создание единого Русского

государства не было в достаточной мере подготовлено экономически, как это было при образовании централизованных государств в Западной Европе. Процветающие города и торговые связи не являлись и отличие от Западной Европы той цементирующей основой, на которой велось строительство единого государства. И чем меньше проявляли себя в объединительном процессе стихийные экономические силы, тем большую роль играла в нем сила военная.
Территориальный и национальный рост Московского княжества сопровождался политическим подъемом московского князя — того, кто был старшим в княжеской семье. В то время, когда Московское княжество вбирало в себя разъединенные части Русской земли, этот старший князь собирал в своих руках раздробленные элементы верховной власти и превратил, в конечном итоге, Московское княжество в национальное Русское государство, а следовательно, и сам превратился в русского государя. В то время, когда Москва поднималась, поглощая другие русские княжества, ее великий князь возвышался, подчиняя себе удельных московских князей.
Следуя за возвышением Москвы, мы видим на первом плане деятельность московского великого князя. Но московский великий князь был не единственным, а только старшим из московских князей. Вотчина московских князей не была цельной владельческой единицей: подобно вотчинам других княжеских линий, ока представляла группу независимых удельных княжеств. В то время, когда начиналась объединительная роль Москвы, в семье ее князей еще вполне действовали старые удельные отношения. Но по мере того, как расширялись владения, и возрастало внешнее значение Москвы, изменялись и внутренние отношения между московским великим князем и его младшими удельными родичами.

15. Становление российской государственности XV-XVI вв
16. Органы власти в XV-XVI вв
17. Административное деление московского княжества в XV-XVI вв
18. Социально-экономические и политические процессы в ХVI в
19. Реформы Ивана IV в середине XVI в
20. Разрушение российской государственности в период смутного времени конец XVI — начало XVII вв.
21. Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке

22. Утверждение сената при Петре I
В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из девяти человек, назначаемых царем, независимых от происхождения. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы.
Главную роль в Сенате играло общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы. Также в Сенат входили президенты коллегий.
При Сенате имелись:
разрядный стол позднее его сменила герольдическая контора во главе с герольдмейстером, который ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности,
расправная палата — для расследования служебных преступлений.
При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное значение в области госуправления, среди которых были фискалы. Они должны были тайно доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших, следить за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами. Во главе фискалов находился генерал-фискал, назначавшийся царем со своим помощником обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.
Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором. Должность обер-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. Все дела, поступавшие в Сенат, проходили через руки генерал-прокурора Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой руководство центральными и местными органами государственного управления, и его решения не подлежали обжалованию.
После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться. До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы. Количество приказов колебалось в зависимости от государственных потребностей. В середине XVII в. насчитывалось более 40 постоянных приказов, а в 1699 г. действовало 44 приказа. Приказы имели недостаток в том плане, что они часто дублировали друг друга.

23 Приказная система действовавшая при Петре I
Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства в основном военным.
В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков. Просуществовал Преображенский приказ до 1729 г. Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.
В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения войска продовольствием и обмундированием. В 1700 г. Рейтарский и Иноземный приказы объединяются в один, получивший название Приказ военных дел.
Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что она все же выполняла свою роль по централизации Российского государства.

24 Перестройка приказной системы в период с 1718 по 1720
Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии.

Преимущество коллегий перед приказами состояла в том, что их компетенция была строго ограничена в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом коллегий.
Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.
Три коллегии являлись финансовыми:
камер,
штатс-контор
ревизион-коллегия.
Берг-коллегия управляла горнорудной и металлургической промышленностью.
Мануфактур-коллегия руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой.
Коммерц-коллегия осуществляла руководство внешней торговлей. В ее ведении был экспорт корабельного леса, мехов и др. товаров, вывоз которых составлял монополию государства.
Юстиц-коллегия ведала судом, назначением на судебные должности
Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия. Затем она была переименована в Святейший правительственный Синод.
В 1720 г. был образован Главный магистрат. Состав его назначался царем из купечества, имел коллегиальное устройство и предназначался для руководства деятельностью городской торговли.
В результате проведения петровских реформ большое количество приказов было заменено несколькими коллегиями, что позволяло установить повседневный контроль за их деятельностью. Деятельность коллегий простиралась на всю территорию Российского государства. Это являлось положительными сторонами коллегий.
Однако реформы не были до конца последовательными. Отраслевой принцип не был до конца выдержан. Так, Берг, Мануфактур и Коммерц коллегия подчас выполняла судебные и финансовые дела занимались сбором таможенных пошлин, сбором налогов и т.д..

25. Преобразование местных органов при Петре I
Преобразование местных органов началось с городов.
В 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которая ведала управлением посадского населения всех городов. Возглавлял Бурмистерскую палату президент, и с 1700 г. она стала называться Ратушей и подчиняла себе учрежденные в городах бурмистерские избы. Бурмистерская изба являлась также центральным казначейством, куда поступали доходы с городов.
Административные, судебные и финансовые функции в городах осуществляли выборные из купечества бурмистерские избы, которые были независимы от воевод.
Воеводы осуществляли в городах военные и политические функции. По указу 1702 г. были отменены губные старосты и их функции переданы в руки воевод. Вместе с тем воеводы должны были управлять совместно с особыми дворянскими советами, члены которых по три-четыре человека избирались дворянами из своей среды.
Таким образом коллегиальное начало было введено Петром I в сферу местного управления.

26. Административно-территориальное деление с 1708 г
С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление. В соответствие с указом Петра I от 18 декабря 1708 г. вся территория России была разделена нагубернии. До 1714 г. количество губерний увеличилось до 11. Во главе губерний стояли губернаторы, а Петербургскую и Азовскую губернии возглавляли генерал- губернаторы. Помощником губернатора являлся вице-губернатор.
В 1713 г. при губернаторе были учреждены ландраты советники по 8-12 человек из местных дворян. Исполнительным органом губернатора являлась губернаторская канцелярия, занимавшаяся рекрутскими наборами, обеспечением армии провиантом и обмундированием. Губернская канцелярия была основным административным, финансовым и судебным органом губернского управления.
Губернии разделялись на уезды, во главе их стояли коменданты. Вскоре создаются новые административные единицы-провинции, возглавляемые оберкомендантами. К1715г. вся территория России делилась на губернии, губернии на провинции, провинции на уезды. В 1715г. Были ликвидированы уезды.
С 1719 г. территория государства уже делилась на 11губерний, 50 провинций. Провинции делились на дистриктыокруга. Провинции стали основными единицами управления. Наиболее крупные возглавлялись генерал-губернаторами, помельче — губернаторами остальные — воеводами, обладавшими широкими полномочьями в административной, финансовой, судебной отраслях. Свои полномочия они осуществляли через провинциальную канцелярию и целый штат помощников. Управление дистриктами осуществляли земские комиссары.

27. Формирование вооруженных сил страны во второй половине ХVII в
В ХVII в. происходит создание регулярной армии, поскольку абсолютная монархия нуждалась в единой организации вооруженных сил.
Во второй половине ХVII в. большая часть вооруженных сил страны формировалось путем набора рекрутов из крестьян и посадских людей. Падает значение дворянского ополчения. В 1687 г. были созданы потешные полки – Преображенский и Семеновский, составившие ядро будущей армии. Восстание стрельцов ускорило реорганизацию армии. Часть стрелецких полков было Петром I расформирована и было создано 27новых пехотных полков. В 1708 г. армия уже имела 52 пехотных полка и 33 кавалерийских.
Значительное внимание уделялось созданию военно-морского флота. К 1710 г. Балтийский флот уже насчитывал 56 крупных кораблей и большое число мелких судов. Рекрутская система 1705 г. разрешала проблему комплектования армии. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, а офицеры из дворян.
До 1723 г. существовала подворнаяраскладка при наборе рекрутов, т.е. определенное количество дворов должно было выставить одного рекрута. Вся тяжесть рекрутских наборов падала на крестьян и посадских людей. В период с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 рекрутских набора. Кроме полевой армии, которая создавалась для борьбы с внешним врагом, создавалась гарнизонные войска для борьбы с эксплуатируемыми массами России.
Основная часть внутренней армии была создана в период с 1705 по 1712 гг., т.е. во время крупных восстаний народа.
Армия являлась частью государственного аппарата, и как совершенствовался государственный аппарат, так и совершенствовалась армия. Упразднились Иноземный и Рейтарский приказы, управление войсками осуществлял Разрядный приказ, Приказ военных дел и ряд специальных военных приказов.

28. Совершенствование армии при Петре I
С созданием Сената и военной коллегии управление армией перешло к ним.
Руководство флотом осуществляла Адмиралтейская коллеги<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: