Государственно-правовое развитие советской Украины.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Тема 10. «Государство и право в период социалистической революции и создание Советского государства».

 

Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения

 

 

Подготовки бакалавра

Направления 030900 «юриспруденция»

 

 

Донецк 2015

Государство и право в период социалистической революции и создание Советского государства.

 

1. Государственно-правовое развитие советской России.

2. Создание Донецко-Криворожской республики.

3. Государственно-правовое развитие советской Украины.

 

1. Государственно-правовое развитие советской России.

 

В сложившемся в стране двоевластии фактическая сила оказалась у Советов. Попытки Правительства в августе-сентябре 1917 г. выработать платформу для объединения демократических сил и создать институт порядка окончились неудачей. Страна продолжала скатываться к анархическому хаосу.

В этой обстановке наиболее организованной из всех политических партий и социалистических группировок выступила партия большевиков – РСДРП(б) (Российская социал-демократическая партия (большевиков) во главе с В.И. Лениным.

Собравшийся в день восстания большевиков II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил низвержение Временного правительства и передачу власти Советам.

Здесь же были приняты обращения к народу, декреты о мире и земле, в которых была изложена демократическая платформа большевиков: власть народу, рабочий контроль за средствами производства, земля крестьянам, справедливый мир без аннексий и контрибуций.

Возведя основные требования народа в правовую основу государственной политики, большевики тем самым получили прочную и массовую поддержку. Вслед за тем, в «декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа», опубликованной 3 января 1918 г., они обнародовали уже часть своей социалистической программы, которая была отвергнута Учредительным собранием (что и послужило причиной его роспуска).

Декларация была принята III Всероссийским Съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, т.е. представительным собранием трудящихся России. Этот же документ стал преамбулой первой Советской Конституции принятой V съездом Советов в июле 1918 г.

К лету 1918 г. Советы как органы власти трудящихся утвердились на большей части бывшей Российской империи.

Но уже с весны 1918 г. их сторонники были втянуты в ожесточенные военные действия с противниками революции.

Социальным содержанием новой власти была диктатура пролетариата и безземельного крестьянства, отмена частной собственности на землю и передача ее в руки крестьянских комитетов.

 

Уже в ноябре 1917 г. был принят первый декрет о суде и революционном трибунале.

Все старые органы суда, прокуратуры, адвокатуры, как и их правовая основа, упразднились. При Совнаркоме был создан Высший Совет народного хозяйства с отделениями на местах для управления промышленными заведениями. При ВСНХ был создан Всероссийский совет рабочего контроля – общественная организация с широкими полномочиями в сфере фабрично-заводского труда.

В декабре 1917 г. при Совнаркоме была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В период гражданской войны ее подразделения имели широкие карательные права, начиная от ареста подозреваемых, следствия, вынесения решения и до приведения приговора в исполнение.

В первой половине 1918 г. была создана система централизованного управления промышленностью, развернулось поземельное устройство крестьян на основе Декрета II съезда Советов, создавалась Красная армия первоначально на добровольческой, а затем на основе всеобщей воинской повинности. Летом 1918 г. вновь созданная Советская милиция сменила старую земскую.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Конституции РСФСР, принятой в июле 1918 г.

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Декларация законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит Советам. Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

Декларация провозгласила, что Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации.

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.

Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства.

Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена.

На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в "Известиях ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы советской демократии.

Статья 10 Основного Закона гласила: «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм.

Конституция исходила также из принципа равноправия женщины с мужчиной.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Все свободы предоставляются только трудящимся.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления.

Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и Совнарком. Конституция упоминает также о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало 18.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

Советское право возникает вместе и одновременно с Советским государством. Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.

В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.

Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты.

Советское государство подобно тому, как оно частично использует старый государственный механизм, пользуется в известных пределах и старым законодательством. Но очевидно, что использование старого права не могло быть продолжительным.

Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что, если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции.

Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов.

Большое значение имели и акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Не являясь по своей природе правовыми, они, в сущности, выступали наравне с актами государственных органов.

Советское право возникло как общероссийское. Акты II Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики и в равной мере.

Форма законодательных актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Впрочем, четкое разграничение между ними провести трудно. Наиболее распространенной была форма декрета.

Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Единственным кодифицированным законом явилась Конституция. Однако появилась необходимость систематизации законодательства.

Первой, простейшей ее формой явилось издание «Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства». Оно содержало в себе не только правительственные акты, но и законы, изданные Всероссийскими съездами Советов и ВЦИК. В нем помещались также важнейшие акты наркоматов.

Гражданское и хозяйственное право. Прежде всего, изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному, вероисповедному принципам. Теперь все граждане получили совершенно одинаковую гражданскую правоспособность. Если в политических правах полного равенства не существовало, то в гражданских оно осуществлялось последовательно. Что касается юридических лиц, то их круг и права заметно менялись по мере национализации различных объектов и других изменений в хозяйственном обороте.

Изменились отношения собственности. Масса объектов, притом наиболее ценных, перешла в государственную собственность. Это земля, большой круг промышленных предприятий, транспорт и т.д. Вместе с тем в силу сохраняющейся многоукладности экономики оставалась в значительном объеме и частная собственность на средства производства.

Переход крупнейших хозяйственных объектов в собственность государства породил новую отрасль, которую впоследствии стали называть хозяйственным правом.

Национализация вывела из гражданского оборота достаточно широкий круг объектов. Они перестали продаваться, покупаться, обмениваться и могли теперь передаваться от субъекта к субъекту лишь в порядке административного распоряжения.

Была введена монополия внешней торговли. В этой сфере любые товары могли покупаться или продаваться только надлежащими государственными органами, что позволило установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозу капиталов за границу.

В апреле 1918 г. был издан Декрет об отмене наследования. Он реализовал давнюю идею марксистов о ликвидации права наследования как способе упразднения частной собственности. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., после смерти собственника переходило в доход государства.

До революции нормы семейного права считались частью гражданского и содержались в Своде законов гражданских.

Марксизм считал семью порождением классового общества, в силу чего она с ликвидацией капитализма должна была отмереть. Однако сразу взять курс на ликвидацию семьи новая власть не решилась.

Был отвергнут феодальный церковный брак и установлен вполне современный светский, гражданский брак.

Уже 18 декабря 1917 г. был принят Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния. Вступающие в брак признавались равноправными сторонами. Они могли сохранить свои фамилии или принять фамилию одного из супругов. Внебрачные дети уравнивались с рожденными в браке по правам и обязанностям как родителей к детям, так и детей к родителям.

Необходимым условием для вступления в брак была добровольность.

Был принят Декрет о расторжении брака. Так же как и заключение брака, расторжение его не входило в ведение церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления в органы загса путем соответствующей отметки в книгах записи актов гражданского состояния.

Трудовое право, прежде всего, коснулось продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Первым советским законом о труде стал Декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне».

Инициативу по регулированию заработной платы взяли на себя профсоюзы. Постепенно сложились общие принципы определения уровня заработной платы. Она устанавливалась тарифными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами и предпринимателями по определенным районам страны и отраслям производства.

Кардинально изменились принципы социального страхования. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности вследствие болезни, увечья, инвалидности, беременности, родов, а также безработицы.

Фонд соцстраха формировался за счет работодателя, в то время как до революции он пополнялся за счет самих рабочих. Застрахованным теперь гарантировалось полное возмещение утраченного заработка.

В земельном праве законодательное закрепление Декретом о земле государственной собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Государство было единственным собственником земли. Право распоряжения землей предоставлялось только надлежащим государственным органам. Земля передавалась пользователям и изымалась у них на основе административного акта.

Недра земли перешли в исключительное пользование государства. Мелкими же реками, озерами, лесами могли пользоваться общины.

Передача во всенародное достояние распространялась и на городские земли. Усадебная городская земля с садами и виноградниками оставалась в пользовании их владельцев в размере, определяемом законом.

Неотчуждаемость земли, ее недр, вод и лесов привела к полному изъятию этих объектов из гражданского оборота, в силу чего все гражданские сделки о земле – купля-продажа, залог, дарение, завещание, обмен и т.п. – объявлялись недействительными.

В Декрете о земле допускались и коллективные формы землепользования.

Наиболее распространенной формой колхозов после Октября стала коммуна. Коммуны образовывались обычно батраками, работавшими прежде у помещика, на базе его имений и объединяли не только производство, но и быт.

В уголовном праве если раньше преступным считалось просто всякое нарушение уголовного закона, то теперь в общем понятии преступления подчеркивалось то, что считалось преступным все, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции.

Сразу же после Октября были объявлены преступными все контрреволюционные деяния: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти, антисоветские выступления в печати, присвоение какими-либо организациями функций государственной власти для свержения Советов, вступление в контрреволюционные войска, продажа оружия контрреволюционной буржуазии, шпионаж, диверсия, вредительство, террористические акты, саботаж государственными служащими мероприятий Советской власти.

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство.

Наиболее тяжким видом воинского преступления считалось использование военными специалистами своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами.

Особая уголовная ответственность устанавливалась также за хищение военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением. К весне 1918 г. было впервые сформулировано понятие дезертирства как самовольного оставления рядов Красной Армии, установлена ответственность за неявку по призыву в тыловое ополчение и др.

В уголовном праве начала складываться идея сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечисливших виды наказаний, была Инструкция от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».

Инструкция устанавливала такие виды наказания, как денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, вынесение общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к обязательным общественным работам. Несколько позже этот перечень был дополнен такими наказаниями, как объявление вне закона, лишение права занимать ответственные должности, объявление общественного бойкота.

На практике высшей мерой стало лишение свободы. Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы – не ниже 10 лет.

Следует особо сказать о таком виде наказания, как объявление врагом народа.

Смертная казнь, как помним, была отменена еще Временным правительством, но восстановлена летом 1917 г. на фронте. Советская власть сразу же отменила эту меру наказания вообще. Однако летом 1918 г. смертная казнь была восстановлена.

Советское уголовное право отказалось и от таких тяжких наказаний, как каторга, ссылка в отдаленные места и некоторых других.

В судебном процессе осуществлялись принципы устности, гласности и непосредственности. Проводился и принцип коллегиального рассмотрения дел.

Специальные процессуальные законы в это время не издавались, но процессуальные нормы содержались в тех декретах, которыми проводилась реорганизация судебной и следственной систем.

Обвиняемый имел право на защиту как на суде, так и в стадии предварительного следствия.

Революционным трибуналам первоначально были подсудны дела о преступлениях против основ нового строя. Декрет СНК о революционных трибуналах от 4 мая 1918 г. расширил их подсудность за счет включения в нее дел о погромах, взяточничестве, подлоге, неправомерном использовании советских документов, хулиганстве и шпионаже.

По Инструкции от 19 декабря 1917 г. дела в трибуналах проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями, создаваемыми при местных Советах, и судебное рассмотрение. Судебные заседания ревтрибуналов были гласными, с допущением защиты и обвинения.

Рассмотрение особо важных дел в Ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли быть обжалованы в кассационном порядке в Народный комиссариат юстиции, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

 

2. Создание Донецко-Криворожской республики.

 

Донецко-Криворожская советская республика была провозглашена 30 января (12 февраля) 1918 года, на IV областным съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове. Многие настаивали на создании автономной Донецко-Криворожской республики, выделении её из состава Украины (Украинской Народной Республики Советов) и включении в состав Советской России. Провозглашённая автономия претендовала на Екатеринославскую, Харьковскую и часть территории Херсонской губернии, а также территорию нынешней Ростовской области с Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Новочеркасском.

В Исполнительный комитет Республики было избрано 11 человек (7 большевиков, 3 эсера и 1 меньшевик). 14 февраля был избран Совнарком республики под председательством Артёма (Сергеева).

Создание Донецко-Криворожской советской республики противопоставлялось Украинской Народной Республике, претендовавшей на территорию Харьковской и Екатеринославской губерний. Украинская Народная Республика создателями Донецко-Криворожской советской республики воспринималась как буржуазная. Создание базировалось не национальной, а на экономической основе.

В республике были произведена территориальная реформа по экономическому признаку, а также судебная реформа введены единые формы судопроизводства. Были введены налоги для крупных предпринимателей, но при этом были возвращены ранее конфискованные деньги частных банков. Были введены бесплатное обучение для детей бедноты и открыты курсы ликбеза.

В республике была национализирована крупной промышленность, в частности, металлургические заводы, ликвидированы акционерные общества, национализированы шахты и рудники.

Местные Советы неоднозначно оценили создание республики. Бахмутский и Юзовский Советы поддержали, в Екатеринославе городской Совет был против создания республики, а районный – «за».

Центральное Советское правительство также неоднозначно отнеслось к созданию Донецко-Криворожской Республики. Ленин требовал «сурового соблюдения суверенитета Советской Украины, невмешательства в деятельность ЦИК Советов Украины, тактичности в национальном вопросе, заботы об укреплении сотрудничества Украинской и Российской Советских республик».

3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный договор, в результате чего австро-германские войска вступили на Украину и начали оккупацию Донецкого и Криворожского бассейнов (то есть фактически стали контролировать почти всю Советскую Украину).

Для сопротивления оккупации из добровольцев собирается Первая Донецкая армия. Из-за неравенства сил войска Донецко-Криворожской республики отступают. Правительство Донецко-Криворожской республики после взятия Харькова 7 апреля переезжает в Луганск, а затем 28 апреля 1918 г. эвакуируется за Дон. В мае 1918 г. германские войска полностью захватывают территорию Донецко-Криворожской Советской республики.

На пленуме ЦК РКП (б) 15 марта 1918 г., прошедшем на фоне разворачивающейся оккупации территории Украины австро-германскими войсками, было обстоятельно рассмотрено положение на Украине. Постановление Пленума свидетельствует об отрицательном отношении ЦК к обособлению Донецко-Криворожской республики. Пленум решительно заявил, что Донбасс является частью Украины, и обязал всех партийных работников Украины, в том числе Донецкого и Криворожского бассейнов: а) принять участие в созывавшемся в Екатеринославе II Всеукраинском съезде Советов, б) создать на этом съезде единое правительство для всей Украины, в) всем партийным работникам Украины сообща работать над созданием единого фронта обороны против наступавших австро-германских оккупантов.

19 марта 1918 г. состоялся II Всеукраинский съезд Советов в Екатеринославе. Съезд постановил объединить все советские образования на территории Украины в единую Украинскую Советскую Республику для создания единого фронта против наступления врага. Артём (Сергеев) и часть представителей Донецко-Криворожской республики присутствовали на съезде и признали решения съезда. 27 августа 1918 г. Россия и Германия подписывают договор, одним из пунктов которого Донбасс объявляется временно оккупированной немецкой территорией. В ноябре 1918 г. договор разрывается и войска Германии покидают Украину.

17 февраля 1919 г. принимается постановление Совета Обороны РСФСР о ликвидации Донецко-Криворожской республики.

Границы республики были заявлены в обращении СНК ДКСР от 6.04.1918.

В состав республики вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний (целиком), часть Криворожья Херсонской губернии, часть уездов Таврической губернии (до Крымского перешейка) и прилегающих к ним промышленных (угольных) районов области Войска Донского по линии железной дороги Ростов-Лихая (фактически всё Левобережье). Сейчас это нынешние Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская области, а также частично Харьковская, Сумская, Херсонская, Николаевская и российская Ростовская.

Столицей республики был Харьков, затем Луганск.

Правительством республики был Совет народных комиссаров сформированный 14 февраля 1918 г.

Первоначальный состав: председатель Совета народных комиссаров, народный комиссар по делам внутреннего управления, народный комиссар по делам финансов, народный комиссар труда, народный комиссар народного просвещения, народный комиссар по судебным делам, народный комиссар по военным делам, народный комиссар госконтроля.

После переезда в Луганск состав СНК расширился: нарком продовольствия, нарком внутреннего управления, нарком юстиции, нарком просвещения, нарком почт и телеграфов, нарком общественных имуществ, управделами СНК.

Главным экономическим органом республики стал Южный Областной Совет Народного Хозяйства (ЮОСНХ).

 

Государственно-правовое развитие советской Украины.

 

I Всеукраинский съезд Советов, который работал 11-12 декабря 1917 г. в Харькове, принял резолюцию «Об организации власти в Украине», в которой указал, что «Украина провозглашается Республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Высшим органом власти провозглашался Всеукраинский съезд Советов. В перерывах между съездами его функции должен был исполнять Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Свою работу ЦИК проводил через отделы: агитационный, хозяйственный, связи, военный. ЦИК из своего состава избирал Президиум.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти советской Украины было правительство – Народный Секретариат. Формирование правительства было компетенцией ЦИК. Центральными органами управления были секретариаты, которые возглавляли народные секретари.

В официальных документах советской власти использовалось название – Украинская Народная Республика.

6 января 1919 г. декретом Временного рабоче-крестьянского правительства Украины устанавливается новое название государства – Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР).

29 января 1919 г. правительство советской Украины стало называться Советом Народных Комиссаров УССР. Центральные органы управления получили название «народные комиссариаты». Их возглавили народные комиссары.

Формирование высших органов власти и управления в советской Украине полностью зависело от Москвы. 25 января 1919 г. в Харькове декларировалась необходимость объединения УССР с РСФСР на принципах социалистической федерации.

11 декабря 1919 г. создается Всеукраинский революционный комитет – фактически высший законодательный и исполнительный орган советской власти в Украине. Всеукрревком аннулировал все декреты правительства УССР, которые касались функционирования органов власти, и заменил их российскими декретами. Свои полномочия Всеукрревком сложил во второй половине февраля 1920 г. Была восстановлена деятельность ВУЦИК и СНК Украины.

По мере распространения советской власти на территорию Украины Народный Секретариат отменял должности губернских, уездных и городских комиссаров, установленные Центральной Радой.

Местными органами власти были провозглашены советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и их исполнительные комитеты.

28 ноября 1918 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины приняло «Временное положение об организации власти на местах».

Создавались чрезвычайные органы власти – ревкомы и военные ревкомы, формирование которых было прерогативой большевистской партии. К концу 1920 г. ревкомы составляли большинство в общей структуре государственных органов власти. В губерниях и уездах создавались специальные «тройки», в волостях – «четверки», которым предоставлялась неограниченная власть на местах.

Юридическим оформлением начала советского судебного строительства в Украине было постановление Народного Секретариата Украины «О введении народного суда» от 4 января 1918 г.

Народные суды уездов и городов были главным звеном судебной системы. Согласно постановлению создавались участковые, уездные и городские народные суды. Постановления и решения народного суда были окончательными и не подлежали апелляционному и кассационному обжалованию.

Постановление от 4 января 1918 г. предусматривало создание революционных трибуналов. Они занимали центральное место и учреждались по одному на губернию. К компетенции трибуналов относились дела о контрреволюционных преступлениях, государственной измене, шпионаже, должностных преступлениях, спекуляции и т.д. В 1920 г. ревтрибуналам были переданы также дела о бандитизме, разбое, грабеже, разворовывании и т.д.

Для рассмотрения дел особой важности в конце мая 1919г. был создан Верховный революционный трибунал, который действовал как суд первой инстанции.

На основе участковых судов создавался единый народный суд.

В Красной армии для борьбы с контрреволюционными, военными и другими преступлениями были созданы революционные военные трибуналы. Положение об особых военных трибуналах было принято 11 декабря 1918 г.

К внесудебным органам следует отнести также Всеукраинскую чрезвычайную комиссию, которая по примеру РСФСР была создана декретом Временного рабоче-крестьянского правительства Украины 12 декабря 1918 г.

5 февраля 1919 г. правительство приняло декрет об организации советской милиции на штатной основе. Постепенно создавались уголовный розыск, общая, судебно-уголовная, промышленная, железнодорожная, речная и морская милиция.

Главными задачами милиции была борьба с преступностью, охрана общественного порядка и др. Всю систему милиции возглавляло Главное управление советской милиции НКВД Украины.

В марте 1919 г. в Харькове на III Всеукраинском съезде Советов принимается Конституция УССР.

Конституция УССР состояла из четырех разделов: I – Общие положения; II – Конструкция советской власти (подразделы: а) организация центральной власти и б) организация советской власти на местах); III – Декларация прав и обязанностей трудящегося и эксплуатируемого народа Украины; IV – о гербе и флаге УССР.

Высшим органом власти Конституция объявила Всеукраинский съезд Советов, а в период между съездами – Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет, который создавался съездом и отвечал перед ним.

ВУЦИК формировал правительство – Совет Народных Комиссаров, состоящий из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. СНК имел право издавать законы.

Органами власти на местах были областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, которые формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селах такими органами были городские и сельские советы и избранные ними исполкомы.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в прямую связь с их обязанностями.

Сфера нового гражданского права формировалась в процессе национализации. Государственная собственность создавалась путем ликвидации частной собственности, национализации земли, банков, фабрик, заводов, транспорта и др. Национализация осуществлялась декретами центральных и местных органов власти.

Одной из первых сфер, где произошло законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. В декретах СНК УССР подчеркивалась законность только гражданских браков. Церковный брак объявлялся частным делом лиц, которые вступали в брак. Отменялись такие ограничения брака, как разрешение родителей, разница в вероисповедании. Провозглашалась свобода развода. Брак разрывался органами ЗАГС по просьбе хотя бы одной из сторон.

10 декабря 1918 г. в РСФСР был принят Кодекс законов о труде. Действие этого кодекса было распространено и на Украину.

Кодекс законов о труде провозглашал общую обязанность работать и право на труд, обязанность выполнять установленную норму труда и право на оплату труда, придерживаться дисциплины труда и советских законов о труде, право на отдых и материальное обеспечение.

Одним из первых нормативных актов по уголовному праву был декрет СНК УССР «О досрочном освобождении» от 21 марта 1919 г. В декабре 1919 г. в России принимаются «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», а 4 августа 1920 г. они официально были введены в действие на территории Украины.

Руководящие начала состояли из введения, разделов о сущности уголовного права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, стадиях осуществления преступления, соучастии, видах наказания, условном осуждении, сфере действия уголовного права.

Система наказаний по Руководящим началам включала следующие: выговор, общественное осуждение, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение вреда, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: