Подготовила учитель-дефектолог Бородина Н.В.




В развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, так как дети еще во многом зависят от него.

Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат и т. п.

Называйте предметы, описывайте и объясняйте ребенку происходящие события.

Без помощи взрослого ребенок еще не может справиться со многими бытовыми проблемами. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем.

Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить его. Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то без посторонней помощи.

Ключ к самоуважению ребенка этого возраста – продолжительные контакты с любящим взрослым. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте уважение к ребенку нормой.

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого только в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Речь ребенка только формируется, и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые речевые конструкции и короткие предложения.

В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин - ребенка так же вводят взрослые. Как можно больше читайте и рассказывайте детям. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни. Не бойтесь многократно повторять с ребенком одно и то же, это дает ему возможность овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Познавательное развитие.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе манипулирования с различными предметами. Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам.

Дети этого возраста могут по несколько раз вкладывать и вынимать, открывать и закрывать, выдвигать и задвигать.

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются: каталки на палочке, с веревкой, заводные, с пультом управления.

Игрушки со звуковыми эффектами дают представление о разных способах получения звуков: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану.

Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры, деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной.

Предоставляйте детям разнообразные материалы для изобразительной деятельности – краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумага различной фактуры, кисти, штампы.

К трем годам ребенок осваивает операцию сериации – упорядочения по размеру. Этому способствуют игры с пирамидками, матрешками, формочками-вкладышами.

Формирование представлений о цвете, форме, размере требует использования соответствующих развивающих игрушек.

Одно из направлений действий ребенка с окружающими предметами – изучение их внутреннего устройства. Малыша привлекают предметы, которые имеют отверстия и полости, куда можно что-то положить. Ребенку нравится разбирать на части или конструировать что-то из деталей самостоятельно.

Овладение орудийной деятельностью и навыки самообслуживания.

Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и ножик (разрезать картофелину, котлетку), самостоятельно пьет из чашки.

В ходе формирования навыков самообслуживания ребенок осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой и т.п.

Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику, хочет мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья и т.п. Важно помнить, что для ребенка главное не результат (чистая посуда), а сам процесс (намыливать тарелку и смывать). Он стремится, прежде всего, имитировать само действие с предметами.

Эмоциональное развитие.

Ребенок 2-3 лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по свой воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если чувства малыша слишком сильны и буквально захватили ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие. Малыша 2-3 лет легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.

Причины негативных эмоций в этом возрасте часто связаны с физическим состоянием. Малыш не выспался, проголодался, ему давит тесная обувь – он хнычет, ноет. Дети с неврологическими заболеваниями могут реагировать плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления и т.п.

После начала кризиса трех лет вспышки негативных эмоций у детей сопровождают так же попытки взрослых навязать ребенку свою волю.

В этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи – темноты, вымышленных чудовищ, больших и лохматых собак и т.п.

Положительные эмоции у ребенка часто связаны с требованиями его организма: вкусная любимая еда, приятный физический контакт со взрослым, пение, веселая музыка, для некоторых детей купание.

Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры с взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т.п.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог Бородина Н.В.

 

Реабилитационное отделение для детей

и подростков с ограниченными возможностями

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: