Общественный строй Древней (Киевской) Руси.




Феодальное общество древней Руси, как и в других европейских государствах, было строго стратифицировано, т.е. поделено на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус.

Все население Киевской Руси делится на три категории: свободные, несвободные и полусвободные люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружинники (княжеские мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. В XI в. выделилось боярство. Бояре принимали участие в боярских советах князя, в глаза, в администрации, где занимали высшие должности. Бояре были привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, по Русской правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (уголовный штраф за убийство свободного человека). По церковному уставу Ярослава, честь жен и дочерей бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, а простых людей - в 1 гривну серебра. Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было замкнутой общностью. За определенные заслуги в боярство мог попасть смерд и даже иностранец-варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев.

К свободным людям принадлежало также духовенство, составлявшее отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В это время значительную роль в государстве играло черное духовенство – монахи. В монастырях жили и работали лучшие ученые, врачи, художники. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, пономари.

Среднюю группу свободных людей составляли жители городов. Юридически они были свободными, даже равноправными с боярами, но фактически зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения составляли крестьяне – смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли большую часть населения Киевской Руси, платили определенные налоги и отбывали воинскую повинность. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская правда охраняла личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против боярина. Постепенно распространяется боярское землевладение и в связи с этим уменьшается число независимых смердов.

Полусвободными в Киевской Руси были закупы. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали свою свободу, но могли ее вновь обрести. Смерд брал в долг «купу», к которой могли принадлежать деньги, зерно, скот, и до тех пор, пока он не вернет эту «купу» был закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, наложенное господином на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда господин нес ответственность. В случае кражи, совершенной закупом или его побега, он превращался в холопа.

Несвободные люди назывались сначала челядью, а затем холопами. Основными источниками холопства были: плен на войне, брак с невольным, рождение от холопов, продажа обанкротившегося купца, бегство или кража, совершенная закупом.

Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. За преступление, совершенное холопом, нес ответственность хозяин. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью.

С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношении к холопам, советовала отпускать их на волю. Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относили людей, которые по разным причинам выбыли из той группы, в которую входили, но не вступили в другую.

 

Право Древней (Киевской) Руси.

 

Источники права.

Первым источником были правовые обычаи – нормы доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принципы талиона – «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы, называют «Законом русским».

Первыми писаными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы«Закона русского».

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда.

Этот правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную.

В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Составление ее текста относится к середине XI в.

Со второй половины XI в. стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан статус различных категорий населения.

К XIII – XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

В Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которого пошла история церковного законодательства.

Гражданское право.

Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи – лошадей, тягловой скот, инвентарь, холопов и пр. Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, хранения (поклажи), личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей. Купля-продажа земли в большинстве случаев требовала письменной формы договора. Наиболее полно в Русской Правде был регламентирован договор займа. Закон в виде объекта займа называл не только деньги, но и продукты питания – хлеб, мед, зерно.

Наследственное право Древнерусского государства долгое время сохраняло черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестру замуж.

Наследство чаще всего между сыновьями делилось поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочери.

Брачно-семейное право.

Это право развивалось в древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты, другой – ее покупка. Довольно широко было распространено многоженство. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерной поддержкой. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14 – 15 лет для мужчин и 12 – 13 лет для женщин). Церковь требовала венчания, как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери.

Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе (тяжелая и длительная психическая болезнь одного из супругов, постоянные ссоры и драки в семье и др.).

Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственность на свое приданое и могла передавать его по наследству.

Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Уголовное право.

В Древнерусском государстве преступление называлось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала понятий преступления и гражданско-правового нарушения.

Уголовное право рассматриваемого периода было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. За убийство феодала устанавливался штраф в 80 гривен, а за смерда только 5 гривен. Холопы субъектами права не признавались. За ущерб, причиненный холопом, должен был в двойном размере рассчитываться его хозяин. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправляться с холопом-обидчиком, не обращаясь в государственные органы, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности, а также понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде уже было известно понятие соучастие. Все соучастники преступления должны были нести ответственность в равной степени.

Русская правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. Она не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла – прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания – потоком и разграблением (первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее – преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению); убийство же в драке – только вирой (штрафом).

Состояние аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается только путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления (группа охраняемых уголовным законом однородных общественных отношений) – личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно женщины. В уставах князей Владимира Святославовича и Ярослава можно встретить упоминание и о половых преступлениях.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Известно и преступление уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемого потоком и разграблением. В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно.

Суд и судопроизводство.

В Древнерусском государстве, суд не был отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом.

Процесс носил состязательный характер, в нем стороны были равноправны, причем обе назывались истцами.

Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела – гонение следа и свод. Гонение следа – это отыскание преступника по его следам. Если след приводил к дому конкретного человека – значит, он и преступник, если в село – ответственность несет община, если потерялся на большой дороге – поиск преступника прекращается.

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевший объявляет на торговой площади все сведения о пропавших вещах и призывает всех присутствующих, подключиться к поиску пропавшего имущества. Человек, у которого обнаружиться утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника – сборщика торговых пошлин.

Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелейвидоки и послухи. Видоки – свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи – более сложная категория свидетелей. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, т.е. имеющие сведения из вторых рук.

В Древнерусском государстве появляется целая система формальных доказательств – ордалии. Среди ордалий следует назвать судебный поединок («поле») и испытание железом и водой. Победивший в судебном поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что на его стороне бог, а бог – всегда помогает правому.

Другим видом «суда божьего» были испытания железом и водой. Русская правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Однако, по более поздним источникам можно заключить, что ордалии применялись тогда, когда не хватало иных доказательств, и приносили подсудимым страшные физические страдания и увечья. Особым видом доказательств была присяга – «рота».

За основную массу преступлений наказанием была «продажа» – уголовный штраф.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: