При выполнении заданий с кратким ответом ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.




В1. В приведённом списке указаны черты сходства науки и искусства и черты отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт отличия.

1)характерна наибольшая свобода творчества

2)результат связан с получением нового знания

3)осмысление и преобразование жизни

4)использование специальной терминологии, приборов, инструментов,

экспериментальных установок

Черты сходства Черты отличия
       
       

 

В2. Установите соответствие между примерами нор­мативных актов и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Примеры нормативных актов Виды нормативных актов
А) Приказ Министерства внутренних дел РФ Б) Конституция Республики Башкортостан В) Гражданский кодекс РФ Г) Указ Президента РФ Д)Устав Санкт-Петербурга Е)Постановление Правительства РФ 1) законы 2) подзаконные акты

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
         

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(А) Заработная плата – это денежное вознаграждение, получаемое работником за свой труд. Б) Ёе размер определяется законодательством и трудовым договором. В) Скорее всего, работник будет доволен своей зарплатой только тогда, когда она позволит удовлетворять все его потребности.

Определите, какие положения текста

5) отражают факты

6) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А Б В
     

 

 

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В 4 – В 5.

В 1995 и в 2010 г. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им за­давали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?».

Результаты опроса представлены в таблице.

 

Мнение % выбравших это мнение
1995 г. 2010 г.
Полное (среднее) образование    
Среднее профессиональное образование    
Высшее профессиональное образование    
Успех в жизни вообще не зависит от образования    

 

В 4. Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры(не менее трёх), под которыми они указаны.

1) Процент тех, кто связывает успех в жизни с наличием полного (среднего) образования, увеличился в 2010 г. по сравнению с 1995 г..

2) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2010 г. по сравнению с 1995 г..

3) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1995 и 2010 г..

4) Доля тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, значительно уменьшилась в 2010 г. по сравнению с 1995 г..

5) Среднее профессиональное образование популярнее полного (среднего) образования в обоих опросах.

Ответ: _____________________________.

В 5. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

 

1) За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос.

2) За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза.

3) Граждане в стране Z не доверяют системе профессионального образования

4) в стране Z необходимо провести реформу средней школы.

5) На рынке труда выросло предложение труда специалистов с высшим образованием

Ответ: _________________________________.

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (C1 — С6) исполь­зуйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.

«Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть населения не может найти работу <…>.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически ак­тивного населения в рассматриваемом периоде, в про­центах.

Различают несколько видов безработицы: фрикцион­ную, структурную и циклическую. Считается, что совре­менная рыночная экономика может иметь определённый уровень естественной безработицы, допустимый размер которой составляет 5,5—6,5% трудоспособного населе­ния страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости. Превышение естественного уровня безработи­цы приводит к отставанию роста общественного производства <...>.

Кроме очевидных экономических потерь, безработица приводит и к социальным проблемам: падают мо­ральные устои в обществе и т. д. Это грозит социальной напряжённостью, поэтому государство воздействует ни безработицу.

Государство решает проблему безработицы по таким направлениям, как: проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации; выплата пособий по безработице; установление уровня минимальной зарплаты.

Эти мероприятия государство проводит в рамках ры­ночного механизма» (Адаптировано по книге: Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008. С. 298, 300.).

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. На основании текста раскройте сущность безрабо­тицы. Чем определяется её уровень?

СЗ. В каком случае, согласно тексту, говорят об эко­номике полной занятости?

С4. Используя содержание текста и обществоведче­ские знания, заполните таблицу.

Виды безработицы Их сущность
1.  
2.  
3.  

С5. Рассказывая на уроке о безработице, ученица ут­верждала, что государство, решая проблему незанятости населения, проводит политику, воздействуя на рыноч­ный механизм прежде всего через денежное регулирова­ние, через осуществление своей предпринимательской деятельности, развивая некоторые необходимые общест­ву отрасли, через различного рода субсидии и налоговые льготы, например, для поддержки малого бизнеса. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С6. Согласны ли вы с тем, что безработица обладает только негативными экономическими и социальными последствиями? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Вариант 6.

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа этой час­ти обведите кружком номер правильного ответа в экза­менационной работе.

А1. Меры помощи пенсионерам относятся к сфере жизни общества

1)экономической 2)социальной 3)политической 4)духовной

А2. Михаил — высокий подросток, блондин, с серы­ми глазами, обладает спокойным, ровным характером, является «душой» ученического коллектива. Всё это ха­рактеризует Михаила как

1)личность 2)индивида 3)индивидуальность 4)профессионала

A3. Верны ли следующие суждения о научно-техни­ческой революции?

А. Научно-техническая революция представляет собой этап в развитии научно-технического прогресса.

Б. Сущность научно-технической революции связана с превращением науки в непосредственную производи тельную силу общества.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. К видам искусства относится (-ятся)

1)эстрада 2)кино 3)архитектура 4)все перечисленные

А5. Пословица «Жаден, как волк, а труслив, как за­яц» относится к сфере

1)искусства 2)морали 3)образования 4) науки

А6. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм — это готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны.

Б. Патриотизм — это признание роли и интересов своего парода в жизни всего человечества в ущерб интересам и запросам других народов.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Государственный бюджет становится дефицит­ным при условии

1)уравновешивания государственных доходов с расходами

2)увеличения налогов

3)сокращения налогов

4) превышения государственных доходов над расходами

А8. Государство создаёт и реализует систему соци­альных пособий беднейшим гражданам. Этот пример иллюстрирует деятельность государства

1)по смягчению неравенства доходов и богатства

2)по противодействию монополизации рынка

3) по созданию общественных благ

4)по защите конкуренции

А9. Гражданка Е. заказала в итальянском фирмен­ном магазине мебельный гарнитур. Когда его достави­ли, выяснилось, что зеркало от гарнитура одного цвета, «шкаф, сервант и стол — другого. Какое право гражданки Е. как потребителя нарушено?

1)на достоверную необходимую информацию о товаре

2)на качество товара

3)на безопасность товара

4) на обращение за защитой в суд

А10. Верны ли следующие суждения о статусе безра­ботного?

А. Безработным является 75-летний гражданин Д., кото­рый обладает отменным здоровьем и хочет работать.

Б. Безработным является 30-летний гражданин Ф., имеющий первую группу инвалидности и желающий приносить пользу людям.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

A11. К основным направлениям социальной полити­ки в Российской Федерации относится (-ятся)

1)охрана труда и здоровья граждан

2)установление государственных пенсий и пособий

3)установление гарантированного минимума размера оплаты труда

4)все перечисленные

А12. В семье Л. практически отсутствуют отношения между близкими людьми. Господствует безразличие к делам и чувствам другого. Преобладают холодное отчуж­дение и отстранённость. Какой стиль взаимоотношений существует в семье Л.?

1)демократический 2)попустительский 3)традиционный 4)авторитарный

А13. Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?

А. Межнациональному сотрудничеству способствует уважительное отношение к культурным традициям и интересам различных наций.

Б. Межнациональному сотрудничеству способствует распространение национализма.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. В Российской Федерации путём выборов избира­ется (-ются)

1)члены Конституционного суда РФ

2)депутаты законодательных органов субъектов РФ

3)Патриарх Московский и всея Руси

4)все перечисленные

А15. Государство А. обладает единой законодатель­ной, исполнительной и судебной властью, издает зако­ны, которые действуют на его территории. В каждой про­винции, входящей в состав государства, существуют свои властные органы, конституции и законы. Какова форма государственно-территориального устройства го­сударства А.?

1)федерация 3) унитарное государство

2)конфедерация 4) светское государство

А16. Верны ли следующие суждения о многопартий­ности?

А. Многопартийность представляет собой деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирую­щих в борьбе за голоса избирателей.

Б. Многопартийность формируется в странах с тотали­тарным политическим режимом.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Конституция определяет

1)основы государственного строя 2)организацию государственной власти

3) отношения гражданина и государства 4)всё перечисленное

А18. В России осуществляет руководство всеми ос­новными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельностью

1) Правительство РФ 2) Государственная Дума 3) Совет Федерации 4) Президент РФ

А19. Укажите, в каких случаях наступает уголовная ответственность

1)семья И. самовольно собирала грибы в запрещённом месте

2)гражданин Л. проводил агитацию в поддержку канди­дата от партии «К.» в период её запрещения

3)гражданин Д. перед Новым годом срубил ёлку в заказ­нике

4)гражданин Н. уклонялся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

А20. Верны ли следующие суждения о субъектах Рос­сийской Федерации?

А. Субъектом Российской Федерации является респуб­лика, имеющая свою Конституцию.

Б. Субъектом Российской Федерации является край, имеющий свой устав.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Часть 2 (В).

При выполнении заданий с кратким ответом ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В1. В приведённом списке указаны черты сходство рыночной и командной экономики и черты отличия рыночной экономики от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а и во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) господство государственной формы собственности

2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов

3) производство товаров и услуг

4) конкуренция производителей

Черты сходства Черты отличия
       
       

В2. Установите соответствие между примерами нор­мативных актов и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК Формы правления
А) единоличный глава государства Б) источником власти признаётся народ В) бессрочная пожизненная власть главы государства Г) коллегиальный принцип принятия важнейших политических решений Д) принцип выборности высших органов власти 1) монархия 2) республика    

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
         

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(А) Экономисты определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой страх и риск и направленную на получение прибыли. (Б) Вряд ли нужно сочувствовать всем разорившимся предпринимателям. В) Их необоснованный риск не может вызывать одобрения.

Определите, какие положения текста

7) отражают факты

8) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А Б В
     

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В 4 –

В 5.

Учащиеся 9 А и 9 Б классов решали обществоведческую задачу: «Трое 14-летних подростков украли компьтер из школьного кабинета информатики, чтобы затем продать его. Преступление было раскрыто по горячим следам: школьников задержали при выходе из школы. будут ли школьники привлечены к уголовной ответственности?».

Результаты опроса представлены в таблице.

Мнение % выбравших это мнение
9 А 9 Б
Да, будут, потому что лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за кражу    
Да, будут, потому что они совершили преступление в составе группы лиц по предварительному сговору    
Нет, так как уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста    
Нет, так как школьники не успели до конца осуществить свой план    

В 4. Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Ученики 9 б выполнили лучше, чем ученики 9 А, квалифицировав деяние подростков как кражу.

2) лишь каждый десятый из учащихся обоих классов правильно обосновал свой ответ.

3) Больший процент учащихся 9 Б, чем в 9 А, дал правильный ответ.

4) Ученики 9 А выполнила работу лучше, чем ученики 9 Б, указав, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

5) Наименьший процент учеников в каждом из классов выбрал правильный ответ.

Ответ: _____________________________.

В 5. Результаты опроса, отраженные в таблице, были проанализированы администрацией школы. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

 

1) Большинство учащихся обоих классов не знают особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

2) Большинство учащихся обоих классов склонны к совершению противоправных поступков.

3) Девятиклассники интересуются вопросами права в курсе обществознания.

4) Учащиеся девятых классов не знают признаков преступления.

5) В обоих классах необходимо уделить дополнительное время для разговора об уголовной ответственности несовершеннолетних

.

 

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (C1 — С6) исполь­зуйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.

Семья - клеточка общества, его как бы мини-модель. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми - семья всегда оставалась.
Утописты-революционеры всех времен почему-то метачли уничтожить семью, брачные отношения, выступали за свободную любовь и за то, чтобы функции семьи передать государству, построив огромные фабрики-кухни, фабрики-прачечные и освободив женщину от домашнего труда.
Семья исторически изменялась. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были беспорядочна половые отношения. Затем власть перешла к мужчине, и отец стал заинтересован в том, чтобы точно знать, кто его дети, кому передать дом и хозяйство. Возникла парная семья. Она еще была скреплена законами, легко распадалась и вновь образовывалась. С появлением государства появились и законы о браке, и постепенно в Европе начала складываться моногамная семья – один мужчина и одна женщина. Однако в мусульманских странах приняты, особенно в деревнях, полигамные браки. По мусульманским законам, мужчине разрешается иметь до четырех жен. В Непале еще в первой половине нашего века семья строилась противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохраняется моногамная семья.
Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу. Семья, живущая в одном доме, - это социальная система.
Еще в начале века типичной для России была большая семья. Все жили вместе: родители, родители родителей, дяди, тети, кузены, кузины и т. д. В настоящее время типична малая семья - родители (отец и мать) и один - два, максимум три ребенка. Дети, едва став взрослыми, стараются как можно раньше уйти из семьи и завести свой дом, жить самостоятельно. В странах Западной Европы это вообще стало правилом: сын или дочь, достигнув совершеннолетия, отделяются и живут, стараясь экономически не зависеть от родителей, и родители не рвутся им помогать, считая, что те должны сами пробить себе дорогу в жизни.
(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие типы семьи названы в тексте? Кратко объясните сущность каждого типа семьи.
3. Каковы положительные и отрицательные последствия принятого в Западной Европе и США раннего отделения совершеннолетних детей от родителей? Используя содержание текста и личный социальный опыт, укажите два положительных и два отрицательных последствия.
4. Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста: «Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу».
5. Объясните мысль текста: семья – как бы мини-модель общества». Используя содержание текста и знания курса, дайте три объяснения.
6. Выскажите свое отношение к упомянутым в тексте мечтам социалистов-утопистов. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: