Границы и территория муниципальных образований: критерии установления, изменение




Семинар 3. Территориальная организация местного самоуправления

План

1. Понятие территориальных основ местного самоуправления. Муниципальное образование: понятие, формы, виды.

2. Границы и территория муниципальных образований: критерии установления, изменение.

3. Преобразование и упразднение муниципальных образований.

Понятие территориальных основ местного самоуправления. Муниципальное образование: понятие, формы, виды

 

При подготовке к первому вопросу необходимо изучить учебную литературу и нормативные правовые акты: Конституцию РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава 2 указанного закона закрепляет принципы территориальной организации местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения (О. Е. Кутафин)

Обязательным условием для признания территориальной единицы в качестве территории муниципального образования, т.е. территориальной основы местного самоуправления, является наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил новые подходы к территориальному устройству местного самоуправления. Он устранил неопределенность и разноголосицу в федеральном и региональном регулировании этого устройства, приводивших на практике к противоречивым и необоснованным решениям и усложнению выполнения функций местной власти.

Вся территория субъекта Федерации, за исключением сельской территории с низкой плотностью населения, должна разграничиваться между поселениями.Территории всех поселений, за исключением территории городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. За исключением этой территории, территории с низкой плотностью населения могут не включаться в состав территории поселения.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Теперь не может быть территории – поселенческой или межселенной, которая не была бы разделена либо между поселениями и городскими округами (в местностях со средней и высокой плотностью населения), либо между муниципальными районами (в местностях с низкой плотностью населения). В муниципальных районах с низкой плотностью населения межселенная территория возможна как территория, находящаяся вне границ поселений. На этой территории могут располагаться небольшие населенные пункты, не входящие в состав сельских или городских поселений.

В концепции Федерального закона № 131-ФЗ заложена идея двухуровневой системы сельского местного самоуправления, при максимальном сохранении действующих на момент принятия закона муниципальных образований. Объясните что это такое?

Вне границ муниципальных образований существуют административно-территориальные единицы. Например, в Свердловской области созданы административные округа, включающие несколько муниципальных (административных) районов. Организационно-правовые институты «административно-территориальное деление» и «территориальное устройство местного самоуправления», хотя и тесно связаны, не являются идентичными. В этой связи необходимо уяснить, как соотносятся между собой термины «район» и «муниципальный район», «город» и «городской округ», «сельский населенный пункт» и «сельское поселение», «поселок городского типа» и «городское поселение».

В Федеральном законе № 131-ФЗ нет определения этого соотношения. Решение данной задачи должно содержаться в законодательстве об административно-территориальном делении субъектов Федерации. Существует ли такой закон в Свердловской области?

Дайте определения следующим терминам: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения как муниципальные образования.

Например, по замыслу законодателя муниципальный район является производным муниципальным образованием по отношению к сельским и городским поселениям - базовым территориальным единицам местного самоуправления. Он создается в целях обеспечения эффективного решения вопросов межпоселенческого характера. Теоретически решение этих вопросов возможно также путем объединения усилий поселений на договорной основе и создания, если это необходимо для выполнения конкретных договоров, временных единых управленческих органов.

На территории Свердловской области расположены 94 муниципальных образования, среди них 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских поселений, 16 сельских поселений.

На Официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области // https://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/ найдите перечень муниципальных образований Свердловской области. Что означает аббревиатура ОКТМО?

Границы и территория муниципальных образований: критерии установления, изменение

«Содержательная» сторона территориального устройства местного самоуправления связана с определением различных критериев создания территориальных единиц. Этот сложный вопрос до последних дней принятия Федерального закона N 131-ФЗ, да и после его принятия, вызывал и вызывает неодинаковые суждения.

Установление и изменение границ муниципального образования отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

Какие обстоятельства следует принимать в расчет при формировании муниципальных территориальных единиц? Конституция РФ указывает, что необходимо учитывать исторические и иные местные традиции. А какие еще критерии существуют?

Статья 11 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет требования к установлению и изменению границ муниципальных образований, внимательно прочитайте ее содержание.

Например, по отношению к сельским поселениям Закон установил количественные требования численности их населения; по отношению к муниципальным районам определил в качестве предпосылки их образования создание условий для решения вопросов межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на территории района отдельных государственных полномочий.

По отношению к городским поселениям какие-либо количественные параметры, характеризующие их территорию и население, отсутствуют. Зато городские округа должны обладать сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой, находящейся в определенном соотношении с инфраструктурой прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов).

Вопрос о выработке оптимальных размеров сельских районов давно обсуждается в научной литературе. Федеральный закон исходит из того, что другой инфраструктуры у муниципальных районов, кроме той, которая досталась им по наследству от административных районов, нет. И пока новая инфраструктура не будет создана (разумеется, с использованием имеющейся), границы муниципальных и административных районов будут, как правило, совпадать.

Изменению границ муниципального образования посвящена ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ.

Конституционное предписание об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к самому существу конституционно-правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Данный императив ограничивает свободу усмотрения законодателя и правоприменителя при принятии ими решений, касающихся территориальной организации местного самоуправления; при этом в любом случае изменение территориальной организации местного самоуправления не может приводить к отказу от него.

Каким образом, можно учесть мнение населения при изменении границ территории муниципального образования?

Какой порядок изменения границ муниципального образования?

Кто может выступать с инициативой изменения границ муниципального образования?

Какие особенности в порядке изменения границ муниципальных образований разных типов?

Например, изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: