Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Тема № 9 «Государство и право России в период буржуазно-демократической республики».

 

 

Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения

 

 

Подготовки бакалавра

Направления 030900 «юриспруденция»

 

Донецк 2015

Государство и право России в период буржуазно-демократической республики.

 

1. Государственный строй России.

2. Право России.

3. Возрождение Советов.

4. Создание Центральной Рады. I-IV Универсалы.

 

1. Государственный строй России.

 

В результате Февральской буржуазно-демократической револю­ции произошли существенные изменения в государственном строе России.

На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая факти­чески установилась с первых дней после свержения самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сен­тября 1917 г. буржуазным Временным правительством, но оконча­тельно решить этот вопрос надлежало Учредительному собранию.

Правые партии еще надеялись при помощи Учредительного собра­ния восстановить монархическую форму правления. Об абсолютной монархии в условиях развития революции не могло быть и речи, саму буржуазию это также не устраивало. Однако надежды на установле­ние в России конституционной монархии у лидеров буржуазных пар­тий сохранялись на протяжении всего периода от февраля к октябрю.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собра­ния, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления.

Функции и полномочия Вре­менного правительства никем не определялись, фактически оно вре­менно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой после по­беды революции отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемником старой власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Се­ната приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы про­должало дело царского Совета министров. Возглавил Временное пра­вительство князь Львов, назначенный на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отре­чении.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы.

Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат. Оно установило правило, согласно которому каждый новый министр пред­ставлялся на утверждение Сенату.

Оформление членов правительства через Сенат представляло со­бой формальность. Он не имел никакого значения в созда­нии механизма новой власти и управления. Реальное влияние на оформ­ление правительства оказывали Петроградский Совет рабочих и сол­датских депутатов, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов.

Положение Временного правительства на протяжении всего пе­риода отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, все время шли поиски наибо­лее приемлемых форм приспособления правительства к продолжав­шемуся революционному движению народных масс.

Крайняя неустойчивость правительственных органов лишала буржуазию возможности проводить в жизнь то, что соответствовало ее интересам, революционная ситуация в стране вынуждала идти на компромиссы, ей приходилось считаться с интересами и требованиями трудящихся классов. Буржуазия панически боялась боль­шевиков и руководимого ими движения народных масс.

Вре­менное правительство хотело сохранить в неприкосновенности царский государственный аппарат, который в основном устраивал буржуазию, поскольку в его организации на­шел отражение многовековой опыт подавления эксплуатируемых масс. Пролетариат же начал ломать царский государственный ап­парат, и в первую очередь полицию и жандармерию.

Взамен Департамента полиции Временное правительство созда­ло в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те, которые занима­лись политическим сыском, оставались работать в новом учрежде­нии. Революционные элементы (особен­но большевики), представители трудящихся классов не допускались в Главное управление по делам милиции.

Временное правительство было вынуждено немедленно ликвиди­ровать министерство императорского двора и канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, даже не собирались, но были упразднены только 6 октября 1917 г.

После свержения царизма бывший император Николай II с семьей содержался во дворце Царского Села, хотя народ требо­вал, чтобы его поместили в Петропавловскую крепость. Под давлением народа Временное правительство вынуждено было сослать царскую семью в Тобольск.

Проблема правового регулирования трудовых отношении вызвала необходимость появления Министерства труда. Ос­новная функция этого министерства состояла в том, чтобы прими­рять рабочих с предпринимателями. В этом направлении готовились проекты нового законодательства.

Среди новых министерств создаются Министерство продоволь­ствия и Министерство призрения (ведало благотворительными уч­реждениями). Был создан Экономический совет – для выработки общих планов организации народного хозяйства, Главный экономический комитет – для регу­лирования хозяйственной жизни страны.

В августе 1917 г. был упразднен Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. По существу сохраня­лось прежнее учреждение, только под другим названием.

В марте 1917 г. при Министерстве юстиции учреждается так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание. Совещание преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов; 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до окончания войны.

Совещание избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики или Предпарламент – для осуществле­ния контроля за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. Подавляющее большинство там имели буржуазные и мелко­буржуазные партии. Этот орган не имел никакого значения. Бур­жуазия и Временное правительство рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет и Парламент.

Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников.

Вместо них органами государственного управления ста­ли губернские, городские и уездные комиссары Временного прави­тельства. Формально губернские комиссары наделялись примерно такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действитель­ности же их положение было крайне неустойчивым, так как им при­ходилось преодолевать сопротивление органов местного самоуправ­ления, Советов и других революционных организаций. Комиссары комплектовались из буржуазных и мелкобуржуазных элементов. На эти должности подлинно револю­ционные деятели не назначались.

После победы буржуазно-демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправле­ния. Идет процесс их дальнейшей демократизации. Создаются волост­ные земские собрания и управы. В городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные думы и управы, руководили этими учреждениями советы дум этих городов.

Некоторые изменения произошли в судебной системе. Прежде всего, последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными представителями, но в целом судебная система остава­лась почти прежней, в ее основе лежали Судебные уставы 1864 г.

Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и санкционировать создание революционных судов, возникших по инициативе трудящихся масс. Приказом министра юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде учреждались временные суды, которые действо­вали в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей от армии и рабочих.

Все вопросы в суде решались большинством го­лосов. Су­дебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступа­ли в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали. Одна­ко министр юстиции в порядке надзора мог отменить любой приго­вор временного суда. Просуществовали временные суды недолго, поскольку их деятельность противоречила интересам буржуазии.

В связи с ростом массового движения крестьян, которые требо­вали решения аграрного вопроса и захватывали помещичьи земли, в апреле 1917 г. Временное прави­тельство сделало попытку утихомирить крестьян путем создания системы земельных комитетов.

Их главная за­дача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рас­смотрение Учредительного собрания. Большевики поддер­живали эти комитеты, которые возглавляли борьбу крестьян за землю.

Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов, выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное правительство в мае 1917 г. создало широкую сеть продовольственных органов на местах (губернские, уездные, городс­кие и волостные продовольственные комитеты), в которых преобла­дали представители буржуазии.

Несмотря на огромное количество продовольственных органов, их полезная деятельность равнялась нулю. Функционировал развет­вленный бюрократический аппарат, который не был способен к каким-либо полезным действиям. Только в европейской части России функционировали 49 губернских, 501 уездный, 627 городских, 1052 волостных комитета. Создавалась только видимость забо­ты о продовольственных нуждах населения. А продовольственный кризис все больше обострялся и усугублялся.

 

2. Право России.

 

У буржуазии не было намерений коренным образом ломать пра­во, действовавшее во времена царизма. Идеологи буржуазии в обоснование отказа Временного правительства от существенных шагов по изме­нению законодательства выдвинули идею непрерывности правопо­рядка, согласно которой в государстве должно сохраняться действие старых законов вплоть до созыва Учредительного собрания. Только оно правомочно внести те или иные изменения в законодательство.

Оставались в силе основные источники права, которые действо­вали при царизме. Все же в области государственного права произош­ли существенные изменения.

Прежде всего, последовала отмена Основных государственных законов 1906 г., которые подробно регламентировали права импера­тора, имущественные и другие права императорской семьи, закреп­ляли сложившуюся при царе организацию государственного аппара­та, права и обязанности важнейших центральных государственных органов.

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов все­общего равного прямого и тайного голосования.

В первые дни и месяцы после победы Февральской буржу­азно-демократической революции российские граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати, собра­ний, демонстраций и др. Некоторые из политических свобод предус­матривались еще царским законодательством, но в условиях цариз­ма они осуществлялись с большими препятствиями.

Временное правительство создало специальный орган – Юриди­ческое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наи­более важных законодательных актов, в том числе и к предстояще­му, но все время откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось подго­товкой положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был создан специальный орган – Особое совещание. Юриди­ческое совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, име­ющие значение для законодательства.

Юридическое совещание образовало комиссию, состоящую из специалистов в области государственного права для подготовки тек­ста проекта конституции.

По проекту Россия объявлялась рес­публикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двухпалатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думу. Но проект не был реализован.

Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной ка­торгой. 12 июля 1917 г. последовало введение смертной казни на фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно создавались так называемые военно-революционные суды для применения немедленной репрессии в отношении револю­ционно настроенных военнослужащих.

В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту, устанавливалась чрезвы­чайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных дел, приго­воры не подлежали обжалованию.

С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного пра­ва и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике следственным органам и су­дам рекомендовалось применять эти документы в прежних редак­циях.

В июле-августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились при­зывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность (каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к дезорганиза­ции, анархии.

4 августа 1917 г. Временное правительство приняло еще один за­кон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или сроч­ная каторга) за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Этот закон предусматривал, прежде всего, расправу с большевиками.

 

3. Возрождение Советов.

 

Почти одновременно с возникновением Временного правитель­ства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали соби­раться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правитель­ство стремилось обеспечить юридическую преемственность с цариз­мом, советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах еще в 1905 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти.

Вслед за ним по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьян­ских и других депутатов.

Первоначально Петроградский Со­вет выполнял функции руководителя советской системы. Советы возникали в отдель­ных населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на фронте, хотя носили порой разные наименования. В конце концов, были созваны всероссий­ские съезды советов.

В мае 1917 г. был созван Все­российский съезд крестьянских советов, а в июне – советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы – исполнитель­ные комитеты. Это касалось и съездов советов. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнитель­ный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и со­лдатских депутатов, избранные названными съездами.

Все советские органы были выборными. Пер­воначально выборы проходили без каких-то особых правил. Постепенно сложилось более или менее упорядоченное избирательное право.

Первые советы рабочих депутатов обычно избирались по предприятиям, на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не участвовали служащие. Солдатские коми­теты избирались по воинским подразделениям и частям, крестьянс­кие советы – на сельских сходах. При этом происходила большевизация советов.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фак­тическая. Сложилось известное двоевластие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: