Семинарское занятие № 6.




Общая психология, курс 1

Семинарское занятие № 1, 2

 

ТЕМА: Предмет психологии в основных психологических направлениях.

Цель: Раскрыть сущность предмета психологии в разных подходах; проанализировать этапы становления психологии и дать характеристику донаучного и научного периодов.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие предмета психологии, цели и задачи курса.

2. Соотношение житейской и научной психологии.

3. Становление психологии как науки, этапы развития психологии.

4. Характеристика донаучного периода развития психологии.

5. Возникновение научной психологии.

6. Основные направления западной психологии:

- бихевиоризм;

- психоанализ;

- гештальтпсихология;

- когнитивная психология;

- генетическая психология Ж.Пиаже;

- гуманистическая психология.

7. Развитие отечественной психологии.

8. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

9. Отрасли психологии.

ЗАДАНИЕ СРС

Изучить указанную литературу, подготовиться к ответам на вопросы.

Написать реферат по одному из указанных направлений.

Законспектировать: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. – С. 206-222 (культурно-историческая концепция Л.С.Выготского).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000. – С. 12-69.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 13-78.

Дополнительная литература:

Воробьева Л.И. Гуманистическая психология: предмет и задачи //Вопросы психологии. 1995. №2.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. – С. 9-98.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. – 22-84.

Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992. Т.1. Гл. 2.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1999. – С.5-33.

 

 

Семинарское занятие № 3

 

ТЕМА: Методы исследования в психологии.

 

ЦЕЛЬ: Раскрыть сущность понятия «метод», «методология». Дать классификацию методов исследования. Охарактеризовать методы объяснительной, описательной и практической психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о методах и методологии.

2. Классификация методов исследования (по Орлову, Ананьеву).

3. Охарактеризовать методы познания человека (по Слободчикову):

- объективные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности, опрос;

- методы описательной психологии: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира человека, интуиция, герменевтика;

- методы практической психологии.

4. Этапы психологического исследования.

5. Статистическая обработка результатов психологического исследования:

- первоначальная обработка результатов психологического исследования: упорядочивание данных, группировка данных, табулирование, графическое представление статистического распределения;

- основные виды средних значений и их вычисление: средняя арифметическая величина, медиана:

- коэффициент корреляции, коэффициент ранговой корреляции.

ЗАДАНИЕ СРС:

1. Изучить указанную литературу.

2. Подготовиться к ответам на вопросы 1, 2, 3,4,5.

3. Законспектировать статью А.Б.Орлова.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Орлов А.Б. Основные исследовательские методы в психологии //Вопросы психологии. 1981, № 1 (конспект).

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000.

Дополнительная литература:

Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. – М., 1992. С. 110-117.

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. С. 101-142.

Семинарское занятие № 4.

ТЕМА: Деятельность.

Цель: Раскрыть психологическую структуру деятельности, выделить ее основные компоненты. Охарактеризовать основные виды деятельности и закономерности ее развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «деятельность», многомерность категории «деятельность».

2. Отличие деятельности от активности животных.

3. Психологическое строение деятельности (уровневое и фазное) по А.Н.Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.

4. Закономерности развития деятельности (В.В.Давыдов).

5. Психологическая характеристика основных видов деятельности.

6. Автоматизированные компоненты деятельности: умения и навыки.

Задание СРС

Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.

Знать основные понятия по теме.

Основная литература:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: 2001. С.99-134.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 200. С.122-135.

Дополнительная литература:

Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. – М.: 1994. С.124-148.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 1999. С. 465.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: 1995.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1982

 

Семинарское занятие №5

Тема: Общение

Цель: Раскрыть ключевые понятия темы. Рассмотреть основные функции, виды, этапы и способы общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскрыть понятие общения. Подходы к пониманию общения в психологии.

2. Функции общения:

- интерактивная функция;

- коммуникативная функция;

- перцептивная функция.

3 Виды общения в зависимости от контингента, по продолжительности, по включенности, по завершенности.

4.Способы общения: вербальные, невербальные

5.Способы воздействия в процессе общения.

6.Стратегия общения.

7.Этапы общения.

 

Задание:

Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.

Изучить задания и решить следующие проблемные ситуации:

1. При каких условиях объем информацией приобретает характер общения? Какие причины могут стать препятствием в этом процессе?

2. Общаясь между собой, собеседники иногда не могут найти единого мнения относительно предмета общения. Определите вероятные причины, которые могут осложнить процесс взаимопонимания.

3. Тождественны ли в психологическом и содержательном отношении понятия «отсутствие тактичности в общении» и «бестактность»? Обоснуйте свой ответ.

 

Основная литература:

Максименко С.Д. Общая психология. – М., 1999. С. 146 – 159.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека – М.,1995. С.137 – 152.

Дополнительная литература:

Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

Коломенский Я.Л. Психология общения. М., 1974

 

Семинарское занятие № 6.

Тема: Сознание и самосознание человека.

Цель: Раскрыть сущность категории сознания; выделить уровни развития сознания и формы проявления самосознания; дать характеристику механизмам психологической защиты.

Вопросы для обсуждения:

1. Категория сознания в психологии.

2. Психологическая структура сознания:

2.1. Сознательное и бессознательное;

2.2. Уровни сознания.

3. Характеристика самосознания.Формы самосознания (самопознание; самооценка; самоконтроль; самопринятие).

4. Понятие о механизмах психологической защиты.

Задание СРС:

Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.

Самостоятельно изучить 5 вопрос: «Механизмы психологической защиты».

Законспектировать статьи: В.И.Журбина //Вопросы психологии. 1990. №4; Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания.//Вопросы психологии. 1991. № 2.

Основная литература:

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000. С. 88-105.

Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса. //Вопросы психологии. 1990. №4.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания.//Вопросы психологии. 1991. № 2.

Дополнительная литература:

Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. – М.6 1991.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: 1999. С.134-150.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: 1992. С. 52.

СтоляренкоЛ.Д. Основы общей психологии. – Ростов н/Дону, 2002.- С. 220-230.

 

Семинарское занятие № 7

Тема: Личность

Цель: раскрыть содержание понятия «личность», «индивидуальность»; проанализировать теории личности и рассмотреть структуру и механизмы развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о личности.

2. Теории личности.

3. Структура личности.

4. Системный подход к изучению личности.

5. Психологические образования личности.

6. Формирование и развитие личности.

Задание СРС:

Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.

Подготовить реферат по теме (Теории личности в психологии).

Основная литература:

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 365-405.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. 2000. С. 470-510

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб. 1999.

Дополнительная литература:

Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х т. – Самара, 1999.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.- С.332-360.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. С. 634-644.

СтоляренкоЛ.Д. Основы общей психологии. – Ростов н/Дону, 2002.- С. 264-273.

Семинарское занятие № 8.

Тема: Потребности, мотивы и мотивация человека.

Цель: Разносторонне охарактеризовать потребностно-мотивационную сферу человека и основные подходы к ее изучению, а также ее роль в психической жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Дать характеристику и классификацию потребностей человека.

2. Раскрыть понятие мотива и мотивации поведения человека.

3. Структура и особенности мотивации.

4. Психологические теории мотивации.

5. Охарактеризовать осознаваемые мотивы.

6. Охарактеризовать неосознаваемые мотивы.

7. Раскрыть понятие направленности. Установка в направленности личности.

 

Задание СРС

Подготовиться к ответам на вопросы.

Изучить указанную литературу.

Основная литература:

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: 2000. С.21-045, 46-64.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2000. С. 511-534.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 129-172.

 

Дополнительная литература:

Слободчитов В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.:1995. С.255-262

Занюк С. Психология мотивации.- Киев, 2001. – С. 5-27, 144-152.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: