Глава 2. Опыт организации социального сопровождения семей в социально – опасном положении в «Комплексном центре социального обслуживания населения» г. Зуевки




Содержание

Введение …………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

1.1. Семья в социально – опасном положении: причины и факторы формирования

1.2. Нормативно правовые основы организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении

1.3. Институциональные основы социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении

Глава 2. Опыт организации социального сопровождения семей в социально – опасном положении в «Комплексном центре социального обслуживания населения» г. Зуевки

2.1. Характеристика семей находящихся в социально – опасном положении Зуевского района

2.2. Анализ кейсов по организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении

 

Введение

Семейное неблагополучие – это сложный социально – психологический феномен. Его трудно измерить экономическими категориями, и оно не сводится только к уровню материальной обеспеченности, жилищно-бытовым условиям жизни семьи. Причины и факторы, ведущие к формированию ситуации семейного неблагополучия, весьма разнообразны. Оно может быть обусловлено системой ценностей, отношений, разностью семейных образов жизни. Так или иначе, это проявляется в изменении качества семейных отношений.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как семья в социально – опасном положении, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в семье в социально – опасном положении.

Социально – опасное положение семей порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.

Проблема семей, находящихся в социально – опасном положении, существовала всегда и эта проблема имеет тому массу причин: изменение социально – экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.

Многофакторность влияния на изменение качества семейных отношений определяет проблему семейного неблагополучия, как комплексную, требующую участия в ее разрешении специалистов разных ведомств и организации.

В системе социальной защиты населения г. Зуевки одно из направлений – работы с семьями находящимися в социально – опасном положении, в которых наряду с экономическими проблемами, возникают психологические, юридические, педагогические, медицинские, бытовые. Все эти проблемы стремиться решать специалист по социальной работе.

Проблема исследования: каков алгоритм организации сопровождения семей в социально – опасном положении в условиях Центра.

Объект исследования: социальное сопровождение семей в социально – опасном положении.

Предмет исследования: организация сопровождения семей в социально – опасном положении в условиях Центра.

Цель исследования: обобщить опыт организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие, причины, и факторы семей в социально – опасном положении.

2. Проанализировать нормативно правовые основы организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении.

3. Раскрыть институциональные основы социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении.

4. Охарактеризовать семьи находящиеся в социально – опасном положении Зуевского района

5. Проанализировать кейсы по организации социального сопровождения семей находящихся в социально – опасном положении.

В ходе исследования были использованы методы:

• теоретические – анализ литературы;

• обобщение;

• эмпирические – метод анализа документов;

• кейс – стади.

Новизна исследования: проанализировать опыт деятельности «Комплексного центра социального обслуживания населения» по сопровождению семей в социально – опасном положении г. Зуевки.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны, для работы специалистов отделения по работе с семей и детьми, «Комплексного центра социального обслуживания населения» г. Зуевки.

Теоретическая база исследования: изучением данной проблемы занимались следующие отечественные ученые: Т. И. Шульга М. И. Буянов, Л. И. Алексеева, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В.М. Целуйко, В.М. Шакурова, Ю. В. Василькова, В. И. Дубровина и многие другие.

Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Т. И. Шульги.

Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели семей в социально – опасном положении рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов.

Однако, существуют противоречия между необходимостью оказания социальной помощи неблагополучной семье и недостаточной степенью разработанности этого направления социальной работы, как в теории, так и на практике.

База исследования: КОГАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Зуевки.

 

Глава 1. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении1. 1. Семья в социально – опасном положении: причины и факторы формирования

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

· неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

· отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

· вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество т.д.);

· жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

· отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

· семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Выделяются следующие типы семей, находящихся в социально – опасном положении:

конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьей, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

Основания, по которым семьи могут быть признаны находящимися в социально опасном положении:

— наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

— привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;

— совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение;

— привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Основные причины семей в социально опасном положении:

· семья имеет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· родители или законные представители не выполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетних;

· родители или законные представители не выполняют обязанности по содержанию несовершеннолетних;

· родители или законные представители не выполняют обязанности по обучению несовершеннолетних;

· родители или законные представители жестоко обращаются с детьми;

· родители или законные представители вовлекают несовершеннолетних в занятия бродяжничеством и попрошайничеством;

· родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками, принимают наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества;

· отсутствует постоянное место жительства семьи;

· семья проживает в антисанитарных условиях.

Факторы социально – опасного положения семьи

· трудная жизненная ситуация,

· отсутствие мотивации родителей выполнять свои воспитательные функции,

· структура семьи,

· низкая педагогическая компетенция,

· проблемы межличностных отношений и социальные,

· личностные и социальные причины.

Многие из них связаны между особой и являются следствием, например, трудной жизненной ситуации или личностных особенностей родителей.

 

1. 2. Правовой основой выявления и последующей организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
— Конституция Российской Федерации;
— Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
— Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
— Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995;
— иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство
субъектов Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: