Организационные принципы




1. Принцип защиты временем предполагает сокраще­ние до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасности.

2. Принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности.

3. Принцип несовместимости заключается в простран­ственном и временном разделении объектов реального мира, основанном на учете природы их взаимодей­ствия с позиций безопасности.

4. Принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометри­ческие, психофизические и психологические свойства человека.

 

Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где на­ходится человек в процессе рассматриваемой деятель­ности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) времен­ном разделении гомосферы и ноксосферы. Это дости­гается средствами дистанционного управления, авто­матизации, роботизации, организации и др.

Метод В состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность меропри­ятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и т.п. средствами коллек­тивной защиты.

Метод В включает гамму приемов и средств, направ­ленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности. Данный ме­тод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, СИЗ. В реальных условиях реализуется комбинация на­званных методов.

Средства обеспечения безопасности

Средства обеспечения безопасности делятся на сред­ства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ. В широком понимании к средствам безопасности сле­дует относить все то, что способствует защищенности человека от опасности, а именно: воспитание, образова­ние, укрепление здоровья, дисциплинированность, здра­во­охранение, государственные органы управления и т.п.

 

7. Основы управления БЖД

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему «человек – среда» с целью дости­жения желаемых результатов.

Управлять БЖД – значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное).

Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается, в конечном счете, правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях.

Функции управления БЖД:

1) анализ и оценка состояния объекта;

2) прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

3) организация, т.е. непосредственное формирование управляемой и управляющей систем;

4) контроль, т.е. система наблюдения и проверки ходом организации управления;

5) определение эффективности мероприятий;

6) стимулирование, т.е. формы воздействия, побуждающие участников управления творчески решать проблемы управления.

Средства управления БЖД

Выделяют следующие аспекты в БЖД: мировоззрен­ческий; физиологический; психологический; социальный; воспитательный; эргономический; экологический; меди­цинский; технический; организационно-оперативный; правовой (юридический); экономический.

 

8. Роль здоровья в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

Здоровье –это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье –состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию. Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Признаками здоровья являются:

– устойчивость к действию повреждающих факторов;

– показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

– функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

– наличие резервных возможностей организма;

– отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

– высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Признаки психического здоровья:

– уважение к себе;

– умение переживать неудачи;

– независимость;

– эффективная борьба со стрессом;

– забота о других людях;

– качество взаимоотношений с другими людьми.

 

9. Характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности жизнедеятельности

Зрительная

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение. Зри­тельный анализатор позволяет получить представление о предмете, его цвете, форме, величине, о том, находится ли предмет в движении или покое, о расстоянии его от нас, потенциальной опас­нос­ти, которую он несет. Поле зрения – это пространство, обозреваемое человеком при непод­вижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электро­магнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. Для переработки световых сигналов любого вида важ­но, чтобы зрительный анализатор обладал способностью приспосабливаться к внешним условиям. Поэтому глав­ной особенностью человеческого глаза является способ­ность к аккомодации и адаптации. Способность зри­тельного аппарата к приспособлению обеспечивает ост­роту зрения, контрастную чувствительность, скорость узнавания.В диапазоне воспринимаемого зрением происходит качественная оценка зрительного ощущения, обусловленного цветом. Цвет –это результат аналитической оценки зрением светового потока. У людей наблюдаются от­клонения от нормального восприятия цвета. К этим от­клонениям относятся: цветовая слепота, дальтонизм, «куриная слепота».Зрительное восприятие цвета, переработка получае­мой зрительной информации в большой мере зависят от освещения. Поэтому необходимо уделять особое внима­ние формированию светового климата.

Слуховая

Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Ухо человека состоит из трех «основных» частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наруж­ное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но более высокого давления. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятие звука. Слуховой анализатор обладает высокой чувствитель­ностью, позволяет человеку воспринимать широкий ди­апазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направ­ление прихода звука.

Рассмотрим лишь одну из замечательных особеннос­тей слуховой сенсорной системы, имеющую прямое отношение к безопасности – ее способность распознавать местонахождение источника звука без поворота головы. Это явление называется бинауральным эффектом. Бинауральный слух имеет и иную, более важную, чем ориентация в пространстве, функцию: он помогает ана­лизировать акустическую информацию в присутствии посторонних шумов.

Вестибулярные

Данная система обеспечивает поддержание нужного положения тела и соответствующие глазодвигательные реакции. Равновесие поддерживается рефлекторно, без принципиального участия в этом сознания.

Выделяют статические и статокинетические рефлек­сы. Статические реф­лексы обеспечивают адекватное взаиморасположение конечностей, а также устойчивую ори­ентацию тела в пространстве, то есть позные рефлексы. Статокинетические рефлексы – это реакции на двига­тельные стимулы, выражающиеся в движениях.

Сильные раздражения вестибулярного аппарата час­то вызывают неприятные ощущения: головокружение, рвоту, усиленное потоотделение, тахикардию и т.д. Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил вследствие несоответствия психических и физи­ческих возможностей человека требованиям работы. Та­кое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация вни­мания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, по­нижение трудоспособности, ухудшение состояния здо­ровья, стресс, алкогольное опьянение).При нарушении функций вестибулярного аппарата в той или иной мере снижается работоспособность челове­ка, а следовательно, снижается и безопасность движе­ния, если речь идет о водительском составе (пилоты, водители, моряки, космонавты).

Тактильная, температурная, болевая

Кожа является тем органом, который отделяет внут­реннюю среду человека от внешней, надежно охраняя ее постоянство. Ощущения, обеспечиваемые кожей, со­здают связь с внешним миром. Посредством осязания мы узнаем о трехмерных осо­бенностях нашего окружения; терморецепция – это вос­приятие тепла и холода; чувство боли – ноцицепция – служит для распознавания потенциально опасных сти­мулов.

Снаружи кожа покрыта тонким слоем покровной ткани – эпидермисом, состоящим из нескольких слоев довольно мелких клеток, постоянно обновляемых. За эпидермисом следует собственно кожа – дерма. Здесь находятся многочисленные рецепторы, воспринимающие давление (прикосновение), холод и тепло, боль. 1 функция кожи – механическая. Она пре­дохраняет глубже лежащие ткани от повреждений, вы­сыхания, физических, химических и биологических воз­действий и, как уже отмечалось, выполняет барьерную функцию. 2 функция кожи связана с процессами термо­регуляции, благодаря которым сохраняется постоянная температура тела.

Под тактильной чувствительностью понимают ощу­щение прикосновения и давления. Абсолютный по­рог тактильной чувствительности определяется по тому минимальному давлению предмета на кожную поверх­ность, при котором наблюдается едва заметное ощуще­ние прикосновения. Наиболее развита чувствительность на дистальных частях тела. Ощущение боли воспринимается специальными ре­цепторами. Чувство боли возникает в результате раздражения не только кожи, но и ряда внутренних органов. Часто един­ственным сигналом, предупреждающим о неблагополу­чии в состоянии того или другого внутреннего органа, является боль.

В отличие от других сенсорных систем боль дает мало сведений об окружающем нас мире, а скорее сообщает о внешних или внутренних опасностях, грозящих нашему телу. Биологический смысл боли в том, что, являясь сиг­налом опасности, она мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала пере­страивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.

 

10. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности

Важнейшую роль в сохранении здоровья населения играет информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз критериев безопасности и показателей негативной среды обитания как в производственных помещениях, так и в регионах техносферы. Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т.п.), поэтому необходим постоянный контроль над параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

– регулярную информацию об опасностях среды обитания;

– регулярную информацию о токсикологических выбросах производства в окружающую среду;

– регулярную информацию о негативных факторах производства и их влиянии на здоровье работающих;

– информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

– информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

– информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.

Внедрение указанных подходов является актуальным, так как человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей.

 

11. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям

Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. Процесс приспособления организма к общеприродным климатогеографическим, а также к производственным, соци­альным условиям представляет собой универсальное яв­ление. Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, ко­торые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, орган­ном уровнях. Защитно - при­способительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реак­циях принадлежит высшей нервной деятельности.

Процесс саморегуляции является циклическим и осу­ществляется на основе «золотого правила» – всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функцио­нальной системы, вновь восстанавливающих этот жиз­ненно важный приспособительный результат.

Поскольку в организме человека существует множе­ство полезных приспособительных результатов, обеспе­чивающих различные стороны его жизнедеятельности, работа целого организма строится из совокупной дея­тельности многих функциональных систем. Функциональная система включает в себя рецепторные образования, являющиеся своеобразными живыми датчиками, динамически оценивающими вели­чину регулируемого показателя. Она имеет централь­ный аппарат структуры мозга, анализирующие все многообразие поступающих сигналов, принимающие ре­шение и программирующие ожидаемый результат. На­конец, в функциональной системе действуют исполнительные механизмы периферические органы, реали­зующие поступающие команды. Взаимодействуя по принципу иерархии результатов, различные функциональные системы составляют в ко­нечном счете слаженно работающий организм. Причем наблюдается доминирование той или иной функциональ­ной системы, имеющей в данный момент наиболее важ­ное значение для организма.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз– относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организ­ма человека, поддерживаемое механизмами саморегуля­ции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Для нас наибольший интерес представляют внешние раздражители факторы окружающей среды, контак­тирующие с человеческим организмом температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и другие) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых уча­ствуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. По­стоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды организма человека является не абсолютным, а относительным и динамическим; оно постоянно коррелируется в зависимости от изменения внешней среды и в результате жизнедеятельности орга­низма. Диапазон колебаний параметров факторов окру­жающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, от­носительно невелик. При отклонении параметров фак­торов окружающей среды от оптимальных уровней ме­ханизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза в процесс включаются механизмы адаптации.

 

 

12. Совместимость элементов системы «человек – среда»

Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внеш­него пространства, положения (позы) оператора в процес­се работы. Сложность обеспечения этой совместимости заклю­чается в том, что антропометрические показатели у лю­дей разные. Сиденье, удовлетворяющее человека средне­го роста, может оказаться крайне неудобным для человека низкого или очень высокого.

Для более правильного использования антропомет­рических данных человека при проектировании машин применяют метод соматографии или метод моделирова­ния. Соматография – рабочий метод, заключающийся в конструировании схематических изображений челове­ческого тела в разных положениях во взаимосвязи с теми операциями, которые он должен выполнять. Моде­лирование – метод, в основе которого лежит ис­пользование объемных или плоских моделей человечес­кой фигуры. Биофизическая совместимость подразумевает созда­ние такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиоло­гическое состояние человека. Энергетическая совместимость предусматривает со­гласование органов управления машиной с оптимальны­ми возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений. Информационная совместимость имеет особое значе­ние в обеспечении безопасности.

В сложных системах человек обычно непосредствен­но не управляет физическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения на значительные рас­стояния. Объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Человек видит показания при­боров, экранов, мнемосхем, слышит сигналы, свидетель­ствующие о ходе процесса. Все эти устройства называют средствами отображения информации (СОИ). Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики сенсорных систем орга­низма человека.

Социальная совместимость предопределена тем, что человек существо биосоциальное. Социальная совместимость органически связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психоло­ги­чес­кой совмести­мости, которая особенно ярко проявляется в экстре­мальных ситуациях в изолированных группах. Но зна­ние этих социально-психо­логии­чес­ких особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в производствен­ных коллективах, в сфере обслуживания и т.д. Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, от процесса труда. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных тех­нико-эстетических задач эргономика привлекает худож­ников-конструкторов, дизайнеров.

Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности. Это один из разделов безо­пасности жизнедеятельности. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, психические свойства и особенно под­робно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятель­ности. Особенностями психики обусловлены такие явле­ния, встречающиеся у некоторых людей, как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств.

 

13. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ.

Психология –это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, пси­хология безопасности.

Психология труда изучает психологические аспек­ты трудовой деятельности.

Инженерная психология изучает процессы информа­ционного взаимодействия человека с техническими сис­темами, а также требования, предъявляемые к конст­рукции машин и приборов с учетом психических свойств человека.

Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.

Психические процессы составляют основу психичес­кой деятельности и являются динамическим отражени­ем действительности.

Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы

Психическое состояние человека – это относитель­но устойчивая структурная организация всех компонен­тов психики, выполняющая функцию активного взаи­модействия человека с внешней средой.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое НАЗЫВАЕТСЯ СТРЕССОМ.

Выделяют шесть групп производ­ственных стрессоров: 1.интенсивность работы;2. давление фактора времени;3.изолированность рабочих мест и недостаточные меж­личностные контакты между рабочими − однообразная и монотонная работа 4. недостаточная двигательная активность 5.различные внешние воздействия.

Можно выделить два типа запредельного психичес­кого напряжения тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса.

Умеренное напряжение –нормальное рабочее со­стояние, возникает под мобилизирующим влиянием тру­довой деятельности. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия –условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы. Экстремальный режим –это работа в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие группы:

физиологический дискомфорт, 2) биологический страх;3) дефицит времени на обслуживание;4) повышенная трудность задачи;5) повышенная значимость ошибочных действий;6) наличие релевантных помех;7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;8) дефицит информации для принятия;9) недогрузка информацией 10) перегрузка информацией;11) конфликтные условия,

 

Интеллектуальное напряжение –напряжение, выз­ванное частым обращением к интеллектуальным про­цессам при формировании плана обслуживания, обус­ловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания. Сенсорное напряжение –напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и персептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации. Монотония –напряжение, вызванное однообрази­ем выполняемых действий, невозможностью переклю­чения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания. Политония –напряжение, вызванное необходимос­тью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях. Физическое напряжение –напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный ап­парат человека. Эмоциональное напряжение –напряжение, вызван­ное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. Напряжение ожидания –напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих фун­кций в условиях отсутствия деятельности. Мотивационное напряжение связано с борьбой мо­тивов, с выбором критериев для принятия решения. Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой. Конфликт – реакция, возникающая, когда челове­ку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Поведение срыва – при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Тревога –эмоциональная ре­акция на опасность. Страх –эмоция, возникающая в ситуациях угро­зы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Испуг –безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опаснос­ти, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас – наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка. Паника –одна из форм страха. Состояние паники – это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуаль­ные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации. Массовая паника – один из видов поведения тол­пы. Психологически характеризуется состоянием мас­сового страха перед реальной или воображаемой опас­ностью.

 

14. Работоспособность и ее динамика

Основным показателем трудовой деятельности человека принято считать его работоспособность, т.е. способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

Работоспособность создается в результате происходящих в организме процессов в нервной системе, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, которые определяют потенциальные возможности человека выполнять конкретную работу при заданных режимах.

Изменение работо­спо­соб­ности в течение рабочего дня имеет несколько фаз:

1. Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2…2,5 ч;

2. Фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2…2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

3. Фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с утомлением.

Утомление –состояние, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Однако если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление – более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

 

15. Условий труда, классификация, оценка тяжести и напряженности трудов. деятельности

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда оцениваются по четырем классам:

1-й класс – оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);

2-й класс – допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест;

3-й класс – вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства;

4-й класс – травмоопасные условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. Тяжесть и напряженность трудовой деятельности. Производственная среда - это часть окружающей человека среды, включающая природно- климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью, называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно- двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно- сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

Тяжесть физической работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности, и в соответствии работы подразделяются на: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: