1. Принцип защиты временем предполагает сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасности.
2. Принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности.
3. Принцип несовместимости заключается в пространственном и временном разделении объектов реального мира, основанном на учете природы их взаимодействия с позиций безопасности.
4. Принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека.
Методы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.
Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.
Метод В состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и т.п. средствами коллективной защиты.
Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, СИЗ. В реальных условиях реализуется комбинация названных методов.
Средства обеспечения безопасности
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ. В широком понимании к средствам безопасности следует относить все то, что способствует защищенности человека от опасности, а именно: воспитание, образование, укрепление здоровья, дисциплинированность, здравоохранение, государственные органы управления и т.п.
7. Основы управления БЖД
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему «человек – среда» с целью достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД – значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное).
Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается, в конечном счете, правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях.
Функции управления БЖД:
1) анализ и оценка состояния объекта;
2) прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;
3) организация, т.е. непосредственное формирование управляемой и управляющей систем;
4) контроль, т.е. система наблюдения и проверки ходом организации управления;
5) определение эффективности мероприятий;
6) стимулирование, т.е. формы воздействия, побуждающие участников управления творчески решать проблемы управления.
Средства управления БЖД
Выделяют следующие аспекты в БЖД: мировоззренческий; физиологический; психологический; социальный; воспитательный; эргономический; экологический; медицинский; технический; организационно-оперативный; правовой (юридический); экономический.
8. Роль здоровья в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека
Здоровье –это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье –состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию. Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.
Признаками здоровья являются:
– устойчивость к действию повреждающих факторов;
– показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
– функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
– наличие резервных возможностей организма;
– отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;
– высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Признаки психического здоровья:
– уважение к себе;
– умение переживать неудачи;
– независимость;
– эффективная борьба со стрессом;
– забота о других людях;
– качество взаимоотношений с другими людьми.
9. Характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности жизнедеятельности
Зрительная
Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение. Зрительный анализатор позволяет получить представление о предмете, его цвете, форме, величине, о том, находится ли предмет в движении или покое, о расстоянии его от нас, потенциальной опасности, которую он несет. Поле зрения – это пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. Для переработки световых сигналов любого вида важно, чтобы зрительный анализатор обладал способностью приспосабливаться к внешним условиям. Поэтому главной особенностью человеческого глаза является способность к аккомодации и адаптации. Способность зрительного аппарата к приспособлению обеспечивает остроту зрения, контрастную чувствительность, скорость узнавания.В диапазоне воспринимаемого зрением происходит качественная оценка зрительного ощущения, обусловленного цветом. Цвет –это результат аналитической оценки зрением светового потока. У людей наблюдаются отклонения от нормального восприятия цвета. К этим отклонениям относятся: цветовая слепота, дальтонизм, «куриная слепота».Зрительное восприятие цвета, переработка получаемой зрительной информации в большой мере зависят от освещения. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию светового климата.
Слуховая
Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.
Ухо человека состоит из трех «основных» частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но более высокого давления. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятие звука. Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяет человеку воспринимать широкий диапазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.
Рассмотрим лишь одну из замечательных особенностей слуховой сенсорной системы, имеющую прямое отношение к безопасности – ее способность распознавать местонахождение источника звука без поворота головы. Это явление называется бинауральным эффектом. Бинауральный слух имеет и иную, более важную, чем ориентация в пространстве, функцию: он помогает анализировать акустическую информацию в присутствии посторонних шумов.
Вестибулярные
Данная система обеспечивает поддержание нужного положения тела и соответствующие глазодвигательные реакции. Равновесие поддерживается рефлекторно, без принципиального участия в этом сознания.
Выделяют статические и статокинетические рефлексы. Статические рефлексы обеспечивают адекватное взаиморасположение конечностей, а также устойчивую ориентацию тела в пространстве, то есть позные рефлексы. Статокинетические рефлексы – это реакции на двигательные стимулы, выражающиеся в движениях.
Сильные раздражения вестибулярного аппарата часто вызывают неприятные ощущения: головокружение, рвоту, усиленное потоотделение, тахикардию и т.д. Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).При нарушении функций вестибулярного аппарата в той или иной мере снижается работоспособность человека, а следовательно, снижается и безопасность движения, если речь идет о водительском составе (пилоты, водители, моряки, космонавты).
Тактильная, температурная, болевая
Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду человека от внешней, надежно охраняя ее постоянство. Ощущения, обеспечиваемые кожей, создают связь с внешним миром. Посредством осязания мы узнаем о трехмерных особенностях нашего окружения; терморецепция – это восприятие тепла и холода; чувство боли – ноцицепция – служит для распознавания потенциально опасных стимулов.
Снаружи кожа покрыта тонким слоем покровной ткани – эпидермисом, состоящим из нескольких слоев довольно мелких клеток, постоянно обновляемых. За эпидермисом следует собственно кожа – дерма. Здесь находятся многочисленные рецепторы, воспринимающие давление (прикосновение), холод и тепло, боль. 1 функция кожи – механическая. Она предохраняет глубже лежащие ткани от повреждений, высыхания, физических, химических и биологических воздействий и, как уже отмечалось, выполняет барьерную функцию. 2 функция кожи связана с процессами терморегуляции, благодаря которым сохраняется постоянная температура тела.
Под тактильной чувствительностью понимают ощущение прикосновения и давления. Абсолютный порог тактильной чувствительности определяется по тому минимальному давлению предмета на кожную поверхность, при котором наблюдается едва заметное ощущение прикосновения. Наиболее развита чувствительность на дистальных частях тела. Ощущение боли воспринимается специальными рецепторами. Чувство боли возникает в результате раздражения не только кожи, но и ряда внутренних органов. Часто единственным сигналом, предупреждающим о неблагополучии в состоянии того или другого внутреннего органа, является боль.
В отличие от других сенсорных систем боль дает мало сведений об окружающем нас мире, а скорее сообщает о внешних или внутренних опасностях, грозящих нашему телу. Биологический смысл боли в том, что, являясь сигналом опасности, она мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.
10. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности
Важнейшую роль в сохранении здоровья населения играет информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз критериев безопасности и показателей негативной среды обитания как в производственных помещениях, так и в регионах техносферы. Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т.п.), поэтому необходим постоянный контроль над параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:
– регулярную информацию об опасностях среды обитания;
– регулярную информацию о токсикологических выбросах производства в окружающую среду;
– регулярную информацию о негативных факторах производства и их влиянии на здоровье работающих;
– информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;
– информацию о методах и средствах защиты от опасностей;
– информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.
Внедрение указанных подходов является актуальным, так как человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей.
11. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям
Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. Процесс приспособления организма к общеприродным климатогеографическим, а также к производственным, социальным условиям представляет собой универсальное явление. Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном уровнях. Защитно - приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реакциях принадлежит высшей нервной деятельности.
Процесс саморегуляции является циклическим и осуществляется на основе «золотого правила» – всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функциональной системы, вновь восстанавливающих этот жизненно важный приспособительный результат.
Поскольку в организме человека существует множество полезных приспособительных результатов, обеспечивающих различные стороны его жизнедеятельности, работа целого организма строится из совокупной деятельности многих функциональных систем. Функциональная система включает в себя рецепторные образования, являющиеся своеобразными живыми датчиками, динамически оценивающими величину регулируемого показателя. Она имеет центральный аппарат – структуры мозга, анализирующие все многообразие поступающих сигналов, принимающие решение и программирующие ожидаемый результат. Наконец, в функциональной системе действуют исполнительные механизмы – периферические органы, реализующие поступающие команды. Взаимодействуя по принципу иерархии результатов, различные функциональные системы составляют в конечном счете слаженно работающий организм. Причем наблюдается доминирование той или иной функциональной системы, имеющей в данный момент наиболее важное значение для организма.
Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз– относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека, поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.
Для нас наибольший интерес представляют внешние раздражители – факторы окружающей среды, контактирующие с человеческим организмом – температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и другие) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. Постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды организма человека является не абсолютным, а относительным и динамическим; оно постоянно коррелируется в зависимости от изменения внешней среды и в результате жизнедеятельности организма. Диапазон колебаний параметров факторов окружающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, относительно невелик. При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза в процесс включаются механизмы адаптации.
12. Совместимость элементов системы «человек – среда»
Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные. Сиденье, удовлетворяющее человека среднего роста, может оказаться крайне неудобным для человека низкого или очень высокого.
Для более правильного использования антропометрических данных человека при проектировании машин применяют метод соматографии или метод моделирования. Соматография – рабочий метод, заключающийся в конструировании схематических изображений человеческого тела в разных положениях во взаимосвязи с теми операциями, которые он должен выполнять. Моделирование – метод, в основе которого лежит использование объемных или плоских моделей человеческой фигуры. Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние человека. Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений. Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности.
В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет физическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения на значительные расстояния. Объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Человек видит показания приборов, экранов, мнемосхем, слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса. Все эти устройства называют средствами отображения информации (СОИ). Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики сенсорных систем организма человека.
Социальная совместимость предопределена тем, что человек – существо биосоциальное. Социальная совместимость органически связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Но знание этих социально-психологиических особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в производственных коллективах, в сфере обслуживания и т.д. Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, от процесса труда. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных технико-эстетических задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.
Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности. Это один из разделов безопасности жизнедеятельности. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Особенностями психики обусловлены такие явления, встречающиеся у некоторых людей, как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств.
13. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ.
Психология –это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.
Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.
Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека.
Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности.
Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы
Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой.
Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое НАЗЫВАЕТСЯ СТРЕССОМ.
Выделяют шесть групп производственных стрессоров: 1.интенсивность работы;2. давление фактора времени;3.изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими − однообразная и монотонная работа 4. недостаточная двигательная активность 5.различные внешние воздействия.
Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.
Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса.
Умеренное напряжение –нормальное рабочее состояние, возникает под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия –условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим –это работа в условиях, выходящих за пределы оптимума. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, делятся на следующие группы:
физиологический дискомфорт, 2) биологический страх;3) дефицит времени на обслуживание;4) повышенная трудность задачи;5) повышенная значимость ошибочных действий;6) наличие релевантных помех;7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;8) дефицит информации для принятия;9) недогрузка информацией 10) перегрузка информацией;11) конфликтные условия,
Интеллектуальное напряжение –напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания. Сенсорное напряжение –напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и персептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации. Монотония –напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания. Политония –напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях. Физическое напряжение –напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. Эмоциональное напряжение –напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. Напряжение ожидания –напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности. Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения. Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой. Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Поведение срыва – при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Тревога –эмоциональная реакция на опасность. Страх –эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Испуг –безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас – наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка. Паника –одна из форм страха. Состояние паники – это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации. Массовая паника – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью.
14. Работоспособность и ее динамика
Основным показателем трудовой деятельности человека принято считать его работоспособность, т.е. способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.
Работоспособность создается в результате происходящих в организме процессов в нервной системе, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, которые определяют потенциальные возможности человека выполнять конкретную работу при заданных режимах.
Изменение работоспособности в течение рабочего дня имеет несколько фаз:
1. Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2…2,5 ч;
2. Фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций; продолжительность этой фазы может составлять 2…2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;
3. Фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.
Динамика работоспособности повторяется и после обеденного перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается быстрее в связи с утомлением.
Утомление –состояние, сопровождающееся чувством усталости, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Однако если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление – более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.
15. Условий труда, классификация, оценка тяжести и напряженности трудов. деятельности
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Условия труда оцениваются по четырем классам:
1-й класс – оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);
2-й класс – допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест;
3-й класс – вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства;
4-й класс – травмоопасные условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. Тяжесть и напряженность трудовой деятельности. Производственная среда - это часть окружающей человека среды, включающая природно- климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью, называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно- двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно- сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.
Тяжесть физической работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности, и в соответствии работы подразделяются на: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.