Виды простых предложений




Лекция: Простое предложение. Двусоставное предложение.

 

План:

1. Понятие о простом предложении.

2. Виды простых предложений

3. Двусоставное предложение.

 

Простое предложение

 

Простое предложение — это синтаксическая единица, обладающая всеми необходимыми признаками предложения как особой языковой категории, функциональная специфика которой состоит в обозначении отрезка действительности, представленного в качестве события или ситуации.

 

Простое предложение имеет одну грамматическую основу, которая может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Наступила чудесная пора юности, или из одного подлежащего, например: Чудесная пора! или сказуемого, например: Зимой рано темнеет.

 

Грамматическая основа словосочетанием не является.

 

Виды простых предложений

 

Простые предложения делятся на виды по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.

 

По функции (цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

 

Повествовательными называются предложения, сообщающие об окружающей действительности, например: Добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают и опустошают еѐ.

 

Повествовательные предложения оформляются не только при помощи форм сказуемого, но и посредством интонации. Она имеет следующую схему: возникнув на обычной для говорящего высоте, голос постепенно повышается в первой части предложения, затем плавно понижается и заканчивается начальной высотой. Наиболее высоким тоном произносится то слово в предложении, на которое падает логическое ударение.

 

Вопросительные предложения выражают вопрос, например: Кто из вас не хотел бы стать личностью?

 

Интонация вопросительных предложений характеризуется резким повышением тона на слове, которое требует ответа, например: Как я живу? Что доброе я сегодня сделал?

 

Вопросительное значение предложения может выражаться при помощи особого порядка слов — вынесения главного слова вопроса на первое место, например: Ты был вчера на лекции? Был ты вчера на лекции? Вчера ты был на лекции? На лекций ты был вчера?

 

Вопросительные предложения обычно употребляются в диалогах. Но в отдельных случаях они могут вводиться и в монологическую речь с целью сосредоточить внимание на изложении, поставить вопрос перед самим собой, например: Можно ли представить Россию без Пушкина?

 

Побудительные предложения выражают волеизъявление, побуждение к действию.

 

Побудительные предложения могут выражать:

 

а) призыв: Торопитесь творить добро!

 

б) просьбу: Помните о тех, кто завоевал вам мир;

 

в) приглашение: Давайте зайдѐм в картинную галерею;

 

г) совет: Вам бы продолжить работу над докладом;

 

д) разрешение: Можете готовиться к следующему занятию.

 

Постоянным грамматическим признаком побудительных предложений является особая повелительная интонация, которая имеет множество оттенков.

 

Побудительные предложения встречаются в различных жанрах художественной литературы и в публицистике.

 

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

 

Восклицательными называются предложения, в которых выражение основного содержания сопровождается сильным чувством говорящего, например: Какая чудесная картина!

 

Эмоциональную окраску может иметь каждое простое предложение.

 

 

По наличию (или отсутствию) второстепенных членов простые предложения бывают распространенными и нераспространенными.

 

Нераспространенные предложения, кроме главных, имеют второстепенные члены предложения, например: Язык самый тонкий инструмент мысли и самое совершенное средство общения (Л.Новиков).

 

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

 

Полные простые предложения имеют все присущие ему члены предложения.

 

Неполными называются такие предложения, в которых те или иные конструктивно необходимые члены отсутствуют, но вполне ясны из контекста или обстановки речи. Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.

 

В контекстуальных неполных предложениях пропущенные члены были названы в предыдущих предложениях или подсказываются пояснительными словами, например: Здесь тропы разделились: одна пошла вверх по реке, другая — куда-то вправо.

 

В ситуативных неполных предложениях отсутствующий член ясен без обстановки речи, подсказывается интонацией или жестом.

 

Сфера употребления таких предложений — разговорно-диалогическая речь, например: — Идѐт! (вместо: Преподаватель идѐт!); — На море? (вместо: Вы едете на море?). В данных примерах не названы некоторые члены предложения, необходимые для полной структуры, но мысль, выраженная в них, понятна всем присутствующим.

 

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

 

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: Осень близится неслышно, осторожно.

 

У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

 

Главные члены двусоставного предложения - подлежащее и сказуемое. Подлежащее - определяемый главный член, сказуемое - определяющий: подлежащее обозначает предмет, сказуемое - признак, характеристику этого предмета.

 

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?, например: Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад (А. Чехов).

 

Подлежащее может быть выражено: именем существительным в именительном падеже, например: Слова у Пришвина цветут, сверкают (К. Паустовский); местоимением в именительном падеже, например: Мы ехали по широкому лугу (А. Пушкин);. прилагательным, употребленным в значении существительного, например: Смелый к победе стремится (А. Сурков);. причастием, употребленным в значении существительного, например: Присутствующие говорили о разных предметах (И. Тургенев); числительным, употребленным в значении существительного, например: Семь – мое счастливое число; наречием, употребленным в значении существительного, например: Завтра не будет похоже на сегодня (И. Гончаров); неопределенной формой глагола, например: Охранять природу – значит охранять Родину (К. Паустовский); фразеологизмом, например: В поле вышли от мала до велика;. синтаксически неделимым словосочетанием, например: Несколько повозок въехало во двор гостиницы (М. Лермонтов);. междометием, употребленным в значении существительного, например: Далече грянуло ура (А. Пушкин).

 

Сказуемое – это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др., например: Уже проснулись певчие птицы (И. Соколов-Микитов). Сказуемое может быть простым (Я хотел булочку), составным (Я хотел съесть булочку) и сложным (Я хотел стать булочником).

 

Простое глагольное сказуемое – это сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, например: Дети перелезли через забор и тихонько остановились за спиной художника (В. Катаев) – в данном примере сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени; Я бы в летчики пошел, пусть меня научат (В. Маяковский) – сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; Закрой дверь! – сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

 

Составное глагольное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: Молодой Дубровский хотел заняться делами (А. Пушкин). В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных должен, готов, рад и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например: Я готов с вами поспорить (А. Пушкин); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (А. Пушкин). Также в роли вспомогательного глагола могут выступать слова со значением желательности, необходимости, возможности – надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др., например: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон (М. Горький); а также слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом – грустно, весело, приятно, горько, противно и др.

 

Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение, например: Метель была страшная.

 

Самой распространенной является глагол-связка быть, которая выражает только грамматические значения. Особенность этого глагола-связки заключается в том, что в настоящем времени он не употребляется, т. е. связка нулевая, например: На нем была серая куртка (прош. вр.) – На нем серая куртка (наст. вр.). Другие глаголы-связки делаться, стать, казаться, являться, считаться, представляться, становиться употребляются в русском языке реже, но они выражают и добавочные лексические значения, например: Дворец казался островом печальным; Все делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин).

 

Также в роли связок могут выступать глаголы, которые имеют значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др., например: Девушка пришла усталая (Б. Полевой).

 

Именная часть составного сказуемого может быть выражена:

 

1) именем существительным, например: Все небо было в мелких облаках (Д. Гранин);

 

2) именем прилагательным, например: Ветер был встречный (Л. Толстой);

 

3) кратким страдательным причастием, например: Брови ее были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев);

 

4) именем числительным, например: Семь плюс три будет десять;

 

5) местоимением, например: Комната у нее была именно такая, какой я ее себе представлял (А. Куприн);

 

6) наречием, например: Ей туфли будут впору;

7) фразеологизмом, например: Он был мастер на все руки (Н. Дубов);

 

синтаксически неделимым словосочетанием, например: Вечером море было черного цвета.

 

В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно и др., например: Она мне как песня была (С. Есенин).

 

Второстепенные члены предложения зависят от главных, грамматически подчинены им. Второстепенные члены поясняют, уточняют значение господствующих над ними словоформ.

 

Упражнение.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении найдите подлежащее и сказуемое и укажите, какими частями речи они выражены.

 

I. 1) З...ря уже давно румянилась на небе: всё возв...щало во...хождение солнца. 2) Бывалые и старые поучали молодых. Стук и рабочий крик подн...мался по всей окружности. 3) Конные ехали, н... отягчая и н... горяча коней, пешие шли резво за возами, и весь табор подвигался только по ночам, отдыхая днём. 4) Н...кто н...чем н... заводился и н... держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана. 5) Всё всполохнулось: кто м...нял волов и плуг на коня и руж...ё и отправлялся в полки; кто прятался, уг...няя скот и унося что только было можно унесть. 6) Все три всадника ехали молч...ливо. Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость. 7) При в...езде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, уд...рявших в двадцати пяти кузницах. 8) Некоторые занимались ремёслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера. 9) В подобных случаях водилось у запо-

 

ро...цев гнат...ся в ту же минуту за похитителями.

 

(Н. В. Гоголь.)

 

II. 1) Со стороны прибыв далёкой в дремучий лес, орёл с орлицею вдвоём задумали навек остаться в нём. (Кр.) 2) Бросить такую добычу было бы соверше...о н...простительно. (Т.) 3) Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой. (Кр.) 4) И вмиг со всех дворов собак сбежалося с полсотни. (Кр.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: