Слияние (конфлюенция)«Слияние – это состояние неконтакта




Вопросы к зачету (могут быть дополнения)

1. Понятие «гештальт» (от нем. gestalt форма, структура) основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания

 

  1. Истоки и развитие гештальт-подхода -У истоков гештальт-терапии: Фредерик С. Перлз. Вскоре после завершения второй мировой войны в Нью-Йорке поселился немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик Соломонович Перлз. https://www.psyoffice.ru/9/robij01/txt01.html

 

3. Суть холистического подхода - «Холистический подход позволяет соединить в целостном подходе к клиенту установку на заложенную природой самореализацию с психоаналитическим подходом выяснения истинных причин проблемы и когнитивно-поведенческим подходом обучения здоровым моделям мышления и поведения.»

 

 

4. Что такое феномен, виды феноменов и их роль в работе с клиентами

5. Теория self в гештальте - Пол Гудман (1911—1972), первый теоретик Гештальта, ввел понятие «self», определив его как непрерывный процесс творческой адаптации человека к своей внутренней среде и внешнему, окружающему его миру. Итак, self— это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego». Self— это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

 

Понятие «сопротивление» в гештальте, виды сопротивлений - Перлз определяет сопротивление как «активное выражение жизнеспособности». Простое и практически важное определение сопротивления можно встретить у Дж. Кепнера: «Сопротивление – это любое изменение, которое мы хотим сделать или сделали бы, но, оказывается, не можем совершить. Существует что-то, что сопротивляется этому изменению». Если основной целью терапевтической работы считать приобретение новых способностей (О. Немиринский), то внутренние барьеры на этом пути можно назвать сопротивлениями, считая их проявлением жизненности человека.

Гештальт-терапия направлена не на атаку, победу или «преодоление» сопротивлений, а на осознавание клиентом этих сопротивлений. Сопротивления могут быть нормальными и необходимыми для психического равновесия. Но их обострение и постоянное возникновение в несоответствующие моменты может говорить о невротическом поведении.

 

7. Проекция, как вид сопротивления - Проекция –

Вынесение вовне внутриличностных процессов или причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека;

Отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью нас самих, проявляется во внешнем мире;

Механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру человека, он приписывает фигурам внешнего мира, другим людям, неживым объектам.

Проекция рассматривается как патологическая только в том случае, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени.

Виды проекции (Ж.-М. Робин, 1996):

Зеркальная проекция – субъект находит в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь;

Проекция катарсиса – субъект приписывает другому характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

Дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему, тем самым, оправдать свои собственные.

«Нездоровое использование» «Здоровое использование» Вмешательство
Критическое осуждение других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействии с окружением. Личностная идентификация и эмпатия с другими. Ясное видение мира, чувствование (что происходит и собирается произойти), понимание и принятие ответственности за свои наблюдения, осознавание проекции и восприимчивость к новой информации. Возврат тех свойств, отношений, верований, поведения и чувств, которые клиент проецирует на других посредством предоставления клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «горячемстуле » (между осуждаемым и осужденным). интеграция происходит, когда клиент вновь возвращает себе непринимаемые части себя.

 

 

8. Интроекция, как вид сопротивления

Интроекция

«Нездоровое использование» «Здоровое использование» Вмешательство
Возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его значимых людей. Это интериоризация «правил» жизни, полученных от значимых взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. Основной инструмент – фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждения его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

 

10. Ретрофлексия, как вид сопротивления

При ретрофлексии человек оборачивает мобилизованную энергию против себя самого, причиняя себе то, что он хотел бы сделать другим (например, кусает себе губы или сжимает руки, чтобы не ударить другого человека; делает себе то, что он хотел бы получить от других, например, бахвальство).

Признаки ретрофлексии:Клиент говорит о том, что он хочет, но не может сделать чего-то;

«Нездоровое использование» «Здоровое использование» Вмешательство
Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение. Самоконтроль и самодисциплина. Человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п. Перераспределение энергии так, чтобы внутренняя борьба, раскол были вскрыты. Таким образом, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Этот процесс сопровождается работой с дыханием на осознавание напряжения, познанием тела и когнитивных ключей; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

 

 

11. Дифлексия, как вид сопротивления - Дефлексия (отклонение)

это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

Дефлексирующий человек слишком часто шутит, иронизирует, меняет темы, его речь обобщена и абстрактна, ее содержание тонет в словах, он задает больше вопросов, чем делает утверждений, говорит за других или неизвестно кому. Он «не слышит» реплики терапевта, «не видит» выражения его лица, «не понимает» то, что терапевт говорит или делает. Такой человек не может ни выразить себя, ни почувствовать другого по-настоящему. Он избегает контакта, переводя прямой контакт в формальный, косвенный, неотчетливый.

 

«Нездоровое использование» «Здоровое использование» Вмешательство
Пагубные пристрастия и другие принудительные поведения, которые мешают значимому контакту человека с самим собой или окружением. Как ответ на угрозу, реальную или мнимую, дефлексия может бытьстратегией избегания выбора. Усиление контакта (с собой или окружением). Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на себе, центрироваться на себе. Чувствовать опору и уверенность; просят установить визуальный и вербальный контакт в диалоге.

 

 

12. Слияние (конфлюенция), как вид сопротивления

Слияние (конфлюенция)«Слияние – это состояние неконтакта

ибо оно состоит в отсутствии границ своего Я». Ж.-М. Робин

 

Слияние состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не Я», полагает, что он и среда – одно целое. В состоянии слияния происходит полное отождествление с другим /ми, отказ от различий и непохожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. Любой резкий разрыв конфлюенции повлечет за собой сильную тревогу, усиленную чувством вины.

Признаки слияния:Использование местоимения «мы» вместо «я»;

 

Слияние

 

«Нездоровое использование» «Здоровое использование» Вмешательство
Заключается в «слитых» отношениях, когда нет разницы между людьми. Слияние — самый близкий к взаимозависимости невротический процесс. Это чувство слияния с другими. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «я-ты» в терапии, групповой работе, работе в команде. Противодействие слиянию – контакт, дифференциация и артикуляция. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Главный фокус вмешательства – развитие границ.

 

 

13. Контакт и контактная граница - «Контакт» – это центральное понятие гештальт терапии. Часто можно услышать «хороший контакт», «завершенный контакт», «прерванный контакт», «нарушенный контакт» и так далее. В гештальт терапии мы говорим о контакте как об особом взаимодействии организма с окружающей его средой. Существительное контакт – констатирует, указывает на статус, называет, в реальности же мы имеем дело с процессом контактирования, развернутым в пространстве и во времени, который лучше всего описывается с помощью глаголов (ощущаю, чувствую, слышу, приближаюсь). И сенсорная, и моторная реакции возникают на контактной границе организма и его среды, представляя собой целостный опыт. «Граница, где происходит опыт, – пишет Гудман, – не отделяет индивида от его среды: она ограничивает индивида, содержит и охраняет его, но в то же время она относится и к среде. Следовательно, граница «появляется» как изнутри, так и снаружи: она входит составной частью в два различных мира, находящихся во взаимоотношениях». «Контактная граница… это орган особой связи организма и окружающей среды». «Именно на этой границе происходят психологические события». Важнейшей особенностью контактирования является то, что оно связано с процессом осознавания: «контакт это осознавание новизны, которую можно ассимилировать и движение к ней, а так же отвержение новизны, которую ассимилировать нельзя». Если осознавания нет, то нет и контакта. Если осознавание нарушено, процесс контактирования происходит неадекватно. Например, организм вступает в контакт со средой, не замечая ее токсичности, или, наоборот, гипербдительный организм воспринимает среду как чрезвычайно опасную и не приближается к ней. В первом случае уже начало контактирования может привести к травматизации организма и прерыванию контакта, во втором случае мы изначально наблюдаем уход организма от контакта. Контактирование в каждый момент времени предполагает осознавание контактной границы: возникающих ощущений, чувств, мыслей, фантазий, телесных реакций, желаний, своего возбуждения, нарастающего «по мере приближения пока еще неизвестного решения». В каждый момент времени здесь-и-сейчас осознавание контактной границы позволяет организму творчески приспособиться к среде, «найти и создать подходящее решение». Результатом контактирования становится создание новой конфигурации: в каждом акте контактирования организм заново «находит и создает себя». Граница контакта (граница-контакт, контактная граница, contact boundary) - необходимое условие процесса контакта, т.е. взаимодействия между субъектом и всем остальным, включая объекты внешнего мира...

 

14. Последовательность контакта –

Предконтакт. В этой фазе заключено то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело и именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. Гештальт здесь отделится от фона, чтобы начать образовываться и затем «пойти на контакт» с окружающей средой, приобретая все более и более четкие контуры. Во время этой фазы предварительной ориентации, у людей могут возникать затруднения в связи с неспособностью построить гештальт с ясными контурами.

Контактирование. В следующей фазе этот гештальт, эта фигура, которая отделилась от недифиренцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности. В этой фазе контактирования с окружающей средой человек будет производить то, что техническими терминами определяется как идентификация и отвержение, проще говоря, будут осуществлять функцию выбора «да» или «нет». «Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет».

Финальный контакт. Следующим шагом в последовательности опыта является финальный контакт. В этот момент окружающая среда, в свою очередь, отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект, неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границ между субъектом и объектом.

В межличностных отношениях на смену четко идентифицированным «Я» и «Ты» может появиться в какой-то момент «Мы». «Мы» любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой контактной ситуации.

Постконтакт. В фазе полного контакта граница открылась таким образом, чтобы впустить объект опыта, а в фазе постконтакта граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции.

 

15. Работа с чувствами в гештальте –

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

 

1) Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях

 

«Чистых» эмоций еще меньше. Это страх, злость, радость и печаль. Тревога — общее возбуждение организма, не имеющее конкретного предмета направленности. Вина и стыд не являются чистыми эмоциями, но понимание сути этих переживаний крайне важно для практики психолога.

Оттенков эмоций, которые находят свое отражение в русском языке — то есть обозначаются отдельным словом — гораздо больше. Я же постаралась перечислить те, для которых в рамках различных психотерапевтических школ существуют стратегии работы.

Еще частой темой психотерапии является скука, которую нельзя рассматривать как эмоцию, но можно понимать как особое психическое состояние, в котором преобладают «депрессивные» эмоции или субъективно их наличие вообще не ощущается.

2) То, как описывают свои эмоции люди, и то, как их стоит рассматривать психологу для того, чтобы выбрать адекватную стратегию работы, не одно и то же

Например, человек говорит: «Я чувствую вину за то, что так с ним поступил».

Но, в общем-то, если говорить о «чистых» эмоциях, то вина не есть биологическая эмоция, ее нельзя почувствовать «в теле». Физиологически, вина — это гнев (адресованный к самому себе) и страх: страх потери чего-то значимого (в данном случае принятия, одобрения и любви того человека, по отношению к которому сделан некрасивый поступок; других людей, которые могут «отвернуться», осудить, узнав об этом, или я теряю способность принимать и доброжелательно относиться к себе).

 

Поэтому работа с чувством вины подразумевает когнитивный и эмоциональный аспект.

С точки зрения работы с эмоциями, работа с чувством вины это работа со страхом. Она подразумевает прояснение предмета страха — чего именно боится человек. И гневом, который может завершиться прощением себя. Это важно для дальнейшей интеграции эмоций с когнитивными процессами. Следующий шаг после спонтанных реакций страха и гнева — восстановление контроля над своими действиями, оценка ситуации и выбор наиболее подходящей линии поведения.

Когнитивный аспект сводится к тому, что чувство вины — это реакция на несоответствие реальных поступков тому, что мы считаем для себя достойным и правильным. Действуя в соответствии с требованиями своей совести человек чувствует спокойствие и умиротворение. И наоборот, нарушив свои внутренние принципы, переживает то, что принято называть виной.

Психологическая работа с чувством вины (внутренняя или при помощи психолога) предполагает анализ ситуации, возможность благодаря эмоциональному состоянию обнаружить то, что, по мнению самого человека, является ошибкой, и раскаяние (принятие ответственности за причинение боли, совершение необходимых действий, которые могут что-то исправить; прощение себя за совершение ошибки).

Этот пример есть иллюстрация того, что если человек говорит о своих эмоциях, то в задачу психолога входит «распаковать» вместе с клиентом наиболее значимые его послания. «Распаковать» значит выделить отдельные, пригодные для психологической работы темы. И, даже если человек не называет эмоций, психолог может видеть через телесные проявления, мимику, позу и тембр голоса, о каких эмоциональных реакциях идет речь и действовать соответственно.

3) Биологические эмоции, имеющие свои физиологические проявления, могут быть субъективно локализованы в теле и содержательно относятся к конкретным, неабстрактным событиям, которые имеют прямое влияние на жизнь испытывающего их человека

Эстетическое чувство, отвращение, презрение, удовлетворение, восхищение можно назвать «социальными эмоциями», то есть, по сути, это не эмоции, а когнитивные конструкты, подразумевающие интеллектуальную, а не телесно-эмоциональную оценку окружающего мира. В том случае, когда человек испытывает эмоции именно телесные, искать их источник следует в чем-то очень конкретном.

Например, человек плачет, переживает сильную грусть и печаль. Он может интерпретировать свои чувства как реакцию на внешние, не относящиеся к нему события. Человек может заплакать, увидев насилие в фильме. Но и в этом случае эмоция возникнет только, если тема насилия сама по себе вызывает у человека сильные переживания (фильм тут уже ни при чем, он становится лишь внешним стимулом, который определил временное возвращение человека к его болезненному опыту).

Впрочем, этот тезис нельзя принять или опровергнуть эмпирической проверкой или научным экспериментом, поскольку субъективный опыт не досягаем полностью для объективных методов. Но, тем не менее, в практической работе психолога данный постулат часто оказывается очень полезен.

4) Нежелательная для человека фиксация на той или иной эмоции может происходить в том случае, если естественное проживание переживания блокируется, прерывается

 

16. Творческое приспособление –

Творческое приспособление включает как осознавание наших потребностей (и возможностей окружения), так и способность отдавать им приоритет в соответствии с определенной иерархией ценностей. Эта способность индивидуума важна потому, что некоторые потребности приходят в осознавание одновременно и личность должна выбрать доминирующую, на данный момент, жизненную потребность.

 

Идея творческого приспособления была выдвинута Полом Гудменом для обозначения различий между активным и продуктивным взаимодействием человека с миром и пассивной адаптацией к имеющимся условиям среды.

 

В этом смысле творческое приспособление — это такой вариант контакта с миром, при котором могут быть удовлетворены собственные потребности и сохранены гармоничные отношения с миром и самим собой. В социальном плане — это процесс поиска равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей.

Человек может приспособить свое поведение к окружению или воздействовать на окружение для того, чтобы приспособить его к своему поведению. Невозможность удовлетворения актуальных нужд лежит в основе формирования психосоматических симптомов и психической патологии.

 

17. Экспериментирование в гештальте –

Гештальт-терапия базируется на концепции осознания, т.е. "осознание, само по себе, целебно" (Perls). Главная ответственность психотерапевта - усиливать познание клиента здесь и сейчас, на многих уровнях (физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и духовном). Это происходит в процессе эксперимента или работы в диалоге.

Важно, чтобы эксперимент был проведен клиентом добровольно и с любопытством к происходящему. Осознанность и свобода в получении нового опыта есть важнейшие принципы и условия для осуществления эксперимента. Если терапевтическая сессия проходит в режиме диалога, важно, чтобы клиенту были понятны границы эксперимента, в индивидуальной сессии или в группе. Это значит, что эксперимент должен иметь ясную границу начала и ясную границу завершения. Необходимо дать время клиенту на «постконтакт», то есть для интеграции опыта, полученного в эксперименте.

Эффективность или успешность любого предложенного эксперимента можно измерить, отвечая на следующие вопросы:

1. Был ли у клиента опыт осознания, результатом которого стали новизна опыта или поведенческие/эмоциональные/отношенческие изменения, в момент работы или позднее?

2. Был ли у клиента непосредственный и осознанный опыт своего тупика и сопутствующий ему выбор - вступать в конфронтацию или нет?

3. Была ли у клиента ответственность и понимание задачи эксперимента?

 

Что нужно для успешности эксперимента?

1. Спонтанное развитие, идущее от взаимодействия клиент-терапевт, либо от группового взаимодействия, и/или от внутреннего интрапсихического процесса клиента. Лучше использовать то, что клиент или группа принесли на терапевтическую сессию, чем то, что может принести терапевт. Исключением из этого правила составляют «специальные» моменты: вступление, завершение занятия или процесс, продолжающийся с предыдущей встречи.

2. Использование собственного языка клиента или групповой темы/мотива; (просто здесь не значит, что слабо). Эксперимент должен быть простым по форме и по языку. Использование метафор/языка клиента есть путь наименьшего сопротивления к пониманию и изменению.

3. Уважение желаний/потребностей клиента. (Сотрудничество с клиентом) Всегда полезно спросить клиента, хочет ли он рискнуть. Для клиентов также очень важно знать, что они могут в любой момент остановить эксперимент или отказаться от дальнейших попыток. Терапевту важно утвердить решение клиента участвовать или отказаться от участия (отказ тоже может стать важным фрагментом встречи клиента и терапевта)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: