Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.




Основной государственный экзамен

По ИСТОРИИ

Вариант № ­001­

 

Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

 

 

1

 

В каком году Русь окончательно освободилась от ордынского владычества?

 

 

  1)   1380 г.  
  2)   1480 г.  
  3)   1497 г.  
  4)   1552 г.  

 

Ответ:  

 

 

2

 

Как назывались возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и разделение труда?

 

 

  1)   цехи  
  2)   фабрики  
  3)   мануфактуры  
  4)   ремесленные мастерские  

 

Ответ:  

 

 

3

 

Что из перечисленного было следствием осуществления политики опричнины при Иване IV?

 

 

  1)   окончательное освобождение Руси от ордынского владычества  
  2)   экономическое разорение страны  
  3)   формирование сословно-представительной монархии  
  4)   учреждение патриаршества  

 

Ответ:  

 

 

4

 

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите древнерусского князя,
о котором идёт речь.

«В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмёт Корсунь,
и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж
за "поганого", т.е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной».

 

 

  1)   Олег Вещий  
  2)   Святослав Игоревич  
  3)   Владимир Святославич  
  4)   Иван Калита  

 

Ответ:  

 

 

5

 

Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

 

 

 

  1)   издание манифеста о вольности дворянской  
  2)   создание Верховного тайного совета  
  3)   созыв Уложенной комиссии  
  4)   введение подушной подати  

 

Ответ:  

 

 

6

 

После оставления Москвы в сентябре 1812 г. русская армия расположилась в укреплённом лагере у

 

 

  1)   р. Березины  
  2)   г. Смоленска  
  3)   с. Бородино  
  4)   с. Тарутино  

 

Ответ:  

 

 

7

 

Промышленный переворот, начавшийся в России в 1830-е гг., способствовал

 

 

  1)   сокращению ярмарочной торговли  
  2)   началу железнодорожного строительства    
  3)   массовому выходу крестьян из общины    
  4)   сокращению численности наёмных рабочих на предприятиях  

 

Ответ:  

 

 

8

 

 

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императрицу, о которой идёт речь.

«Июньский переворот 1762 г. сделал её самодержавной русской императрицей… В сочинениях [её] отразились и разнообразные интересы, и увлечения её возбуждённой мысли. Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, она занимала видное место в ряду русских писателей XVIII в… Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками… Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя бы одного листа бумаги… Её переписка с Вольтером и заграничным агентом бароном Гримом – это целые томы».

 

 

 

  1)   Елизавета Петровна  
  2)   Анна Иоанновна  
  3)   Екатерина II  
  4)   Екатерина I  

 

Ответ:  

 

9

 

Укажите событие, относящееся к деятельности Ивана IV.

 

 

  1)   окончательное закрепощение крестьян  
  2)   окончательная ликвидация ордынского владычества  
  3)   воссоединение Украины с Россией  
  4)   присоединение к России Казани и Астрахани  

 

Ответ:  

 

10

 

Какой из перечисленных храмов построен в шатровом стиле?

 

 

 

  1)   Успенский собор во Владимире  
  2)   Софийский собор в Киеве  
  3)   церковь Покрова в Филях    
  4)   церковь Вознесения в Коломенском    
Ответ:    
       

 

11

 

Проведение политики сплошной коллективизации было начато в

 

 

  1)   1917 г.  
  2)   1921 г.  
  3)   1929 г.  
  4)   1933 г.  
Ответ:    
       

 

 

12

 

Как назывались центральные органы государственного управления, существовавшие в СССР в 1917–1946 гг.?

 

 

  1)   наркоматы  
  2)   ликбезы  
  3)   совнархозы  
  4)   министерства  
Ответ:    
       

 

13

 

Что из перечисленного относится к результатам революционных событий в феврале 1917 г.?

 

 

 

  1)   выход России из Первой мировой войны  
  2)   подписание Николаем II манифеста об отречении  
  3)   уничтожение помещичьего землевладения  
  4)   установление советской власти  
Ответ:    
       

 

14

 

Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу в годы Великой Отечественной войны защитников города

 

 

  1)   Москвы  
  2)   Севастополя  
  3)   Ленинграда  
  4)   Одессы  
Ответ:    
       

 

15

 

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву,
о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля... Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём "концентрического наступления" в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий "Центр" и другой – из района севернее Харькова главными силами группы армий "Юг"».

 

 

  1)   Сталинградская битва  
  2)   Курская битва  
  3)   битва за Днепр  
  4)   битва за Кавказ  
Ответ:    
       

 

16

 

Какой из перечисленных периодов получил название «оттепель» в СССР?

 

 

  1)   1941–1945 гг.  
  2)   1953–1964 гг.  
  3)   1965–1985 гг.  
  4)   1985–1991 гг.  
Ответ:    
       

 

17

 

Что из перечисленного было частью реформы политической системы, проводившейся в годы «перестройки» в СССР?

 

 

  1)   разработка новой Конституции СССР  
  2)   введение поста Президента СССР  
  3)   создание Государственной Думы  
  4)   учреждение должности Генерального секретаря ЦК КПСС  
Ответ:    
       

 

18

 

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите год, когда был обнародован документ, о котором идёт речь.

«Руководители Белоруссии, РСФСР и Украины заключили соглашение
о создании Содружества Независимых Государств. Для меня как Президента страны главным критерием оценки этого документа является то, насколько он отвечает интересам граждан. …Соглашение прямо объявляет о прекращении существования Союза ССР».

 

 

  1)   1987 г.  
  2)   1989 г.  
  3)   1991 г.  
  4)   1993 г.  

 

Ответ:  

 

 

19

 

Либерализация розничных цен в Российской Федерации была проведена под руководством

 

 

  1)   С.В. Кириенко  
  2)   Е.Т. Гайдара  
  3)   В.С. Черномырдина  
  4)   Е.М. Примакова  

 

Ответ:  

 

 

20

 

Укажите город, в котором было сформировано Второе ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польско-литовских интервентов.

 

 

  1)   Рязань  
  2)   Нижний Новгород  
  3)   Калуга  
  4)   Смоленск  

 

Ответ:  

 

 

21

 

Духовная жизнь советского общества в 1964–1984 гг. характеризовалась

 

 

  1)   отказом от пропаганды атеизма  
  2)   снятием ограничений на свободу творчества  
  3)   массовым изданием литературных произведений о политических репрессиях в СССР  
  4)   эмиграцией из СССР некоторых видных деятелей культуры  

 

Ответ:  

 

 

22

 

В 1930-е гг. не отвечали критериям идейности и не публиковались произведения

 

 

  1)   А.А. Фадеева и М.А. Шолохова  
  2)   Н.А. Островского и Д.А. Фурманова  
  3)   А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёва  
  4)   В.В. Маяковского и М. Горького  

 

Ответ:  

 


 

Ответами к заданиям 23–30 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 

 

23

 

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

 

 

  1)   формирование стрелецкого войска  
  2)   нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь  
  3)   начало создания Русской Правды  
  4)   поход новгород-северского князя Игоря против половцев  

 

Ответ:        

 

 

24

 

Установите соответствие между явлениями социально-экономической истории России и периодами, для которых они характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

ЯВЛЕНИЯ   ПЕРИОДЫ
  А)   завершение промышленного переворота  
  Б)   начало формирования всероссийского рынка  
  В)   начало железнодорожного строительства  

 

 
  1)   XVII в.  
  2)   первая половина XVIII в.  
  3)   первая половина XIX в.  
  4)   80-е гг. XIX в.  

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В
     

 

 

25

 

Что из перечисленного относится к особенностям устройства Новгородской земли в период с 1130-х по 1470-е гг.? Выберите две особенности и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

  1)   Князь возглавлял городскую администрацию.  
  2)   Власть князя передавалась по наследству, но была ограничена сильным боярством.  
  3)   Верховной властью обладало вече.  
  4)   Князя приглашало народное собрание.  
  5)   Князь являлся крупным земельным собственником в Новгородской земле.  

 

Ответ:    

 

 

26

 

Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Поголовье скота по всем типам хозяйств (млн голов)

Годы Крупный рогатый скот Свиньи Овцы и козы
    11,3  
  37,6 13,1 59,3
  25,5 5,6 36,9
  27,8 12,1 51,2

 

 

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ   ВАРИАНТЫЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
  А)   Наибольшие показатели поголовья скота были отмечены в  
  Б)   В 1930 г., по сравнению с 1927 г., наиболее существенно в процентном отношении сократилось поголовье    
  В)   В 1940 г., по сравнению с 1915 г., произошло сокращение поголовья  

 

 
  1)   овец и коз  
  2)   1927 г.  
  3)   свиней  
  4)   1915 г.  
  5)   крупного рогатого скота  

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В
     

 


 

 

27

 

Запишите термин, о котором идёт речь.

В России до 1917 г. разряды, на которые делилось купечество в зависимости от имущественного положения.

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

28

 

Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

 

 

  1)   одной из целей участия России в войне являлось завоевание выхода к Балтийскому морю  
  2)   одним из государств-противников России в военном конфликте была Швеция  
  3)   на завершающем этапе войны значительную роль сыграли морские сражения  
  4)   в результате военного конфликта Россия понесла территориальные потери  

 

 

Ответ: Черты сходства Черты различия
       
         

 

29

 

Запишите название, пропущенное в схеме.

 

Деулинское перемирие 1618 г.
Поляновский мир 1634 г.
? перемирие 1667 г.
Мирные договоры по результатам войн России с Речью Посполитой в периоды правления Михаила Романова и Алексея Михайловича

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

30

 

Ниже приведён перечень названий, терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с событиями, явлениями, происходившими в СССР в период «перестройки».

1) путч; 2) Государственная Дума; 3) Президент России; 4) Декларация
о государственном суверенитете;
5) бюджетный дефицит.

Найдите и запишите порядковый номер названия (термина), «выпадающего» из данного ряда.

 

Ответ:  

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

 

 

Из сочинения историка

«Отношения Лжедмитрия с Думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В Думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать
в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

 

31

 

Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.

 

 

 

32

 

В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы в тексте отрывка. Укажите не менее двух причин данной ситуации.

 

 

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

 

33

 

В город, где жил рабочий, перестал поступать хлеб, так как государство в рамках хлебной монополии не получало от крестьян нужного количества хлеба, который распределялся по карточкам в городах. Рабочий и его семья голодали. Вскоре в газетах он прочитал, что недавно образованное советское правительство предлагает рабочим самим, своими силами решать продовольственный вопрос. По призыву местного городского совета рабочий вступил в отряд для того, чтобы искать и забирать хлеб у богатых крестьян.

1. Укажите год, когда были созданы первые отряды, в один из которых вступил рабочий.

2. Чем можно объяснить тот факт, что крестьяне не хотели сдавать хлеб государству?

3. Какое название получили отряды, в один из которых вступил рабочий?

 

 

 

34

 

По итогам двух войн, которые вела Россия в первые десятилетия XX в., были подписаны два мирных договора (Портсмутский и Брестский), невыгодных для неё. При этом данные договоры серьёзно отличались друг от друга по своему содержанию и историческому значению. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это отличие.

 

 

 

35

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Начало "холодной войны"». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с началом «холодной войны».

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: