ЛЕВИАФАН, ИЛИ МАТЕРИЯ, ФОРМА И ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА ЦЕРКОВНОГО И ГРАЖДАНСКОГО




ТОМАС ГОББС

 

ВВЕДЕНИЕ
Человеческое искусство является подражанием природе как во многих других отношениях, так и в том, что оно умеет делать искусственное животное [С. 6]. <…> искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. Государство есть творение людей и исходит из природного начала
В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа: должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу; безопасность народа – его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум и воля; гражданский мир – здоровье; смута – болезнь, и гражданская война – смерть [там же] Гоббс использует аналогию Государства с живым организмом, что характеризует системный подход
ЧАСТЬ 1 О человеке
ГЛАВА II О последовательности или связи представления  
Благоразумие. Иногда человек желает знать последствия какого-нибудь действия, и тогда он представляет себе подобные действие в прошлом и его результаты, предполагая, что одинаковое действие приводит к одинаковым последствиям. Например, тот кто предвидит, что последует за преступлением, вспоминает, какие последствия подобного преступления он наблюдал раньше, при этом ход его мыслей следующий: преступления, представители власти, тюрьма, судья, виселица [С. 19]. По мнению Гоббса, человек оперирует в своем выборе действий сравнением возможных выгод и потерь
ГЛАВА VI О внутренних началах произвольных движений, обычно называемых страстями, и о речах при помощи которых они выражаются  
Желание богатств называется корыстолюбием. Это слово всегда употребляется в постыдном смысле, ибо люди, конкурирующие между собой в достижении богатств, недовольны успехами друг друга; однако само по себе это желание постыдно или допустимо в зависимости от тех средств, при мощи которых эти богатства добываются [С. 42]. <…> величие духа в пользовании богатством называется щедростью. Важным критерием богатства должен является его источник
Произвольными являются не только действия, имеющие своей побудительной причиной корыстолюбие, честолюбие, сладострастие или другого рода желания предполагаемой вещи, но и действия, происходящие из отвращения или боязни последствий, связанных с воздержанием от действий [C. 46]. Стремление к богатству является природным свойством
ГЛАВА X О могуществе, ценности, достоинстве, уважении и достойности  
Ценность. Стоимость, или ценность, человека, подобно всем другим вещам, есть его цена, т.е. она составляет столько, сколько можно дать за пользование его силой и поэтому является вещью не абсолютной, а зависящей от нужды в нем и оценки другого [C. 66-67]. <…> как в отношении других вещей, так и в отношении людей определяет цену не продавец, а покупатель.Пусть люди ценят самих себя как угодно высоко, их истинная цена не выше той, в которую их оценивают другие. Цена человеческого капитала складывается не за счет самооценки, а задается спросом
ГЛАВА XI О различии манер  
И вот на первое место я ставлю как общую склонность всего человеческого рода вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью [C. 74]. <…> такой причиной бывает невозможность обеспечить ту власть и те средства к благополучной жизни, которыми человек обладает в данную минуту, без обретения большей власти. Беспрестанное желание власти у всех людей является наивысшим и вызвано стремлением к максимальному удовлетворению собственных потребностей
ГЛАВА XII О религии  
Религия первого вида есть, таким образом, часть человеческой политики, указывающей подданным те обязанности, исполнять которые требуют от них земные цари. Религия же второго вида есть божественная политика и содержит правила для тех кто объявил себя подданными Царства Божиего [C. 85]. <…> к первому роду относятся все языческие основатели государств и законодатели. Ко второму – Авраам, Моисей и наш божественный Спаситель, внушившие нам законы Царствия Божиего. Два источника правил: законы, диктуемые государством и надзаконные, диктуемые религией
Глава XIII О естественном состоянии человеческого рода в его отношении к счастью и бедствиям людей  
Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако если рассмотреть все вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, а другой не мог бы претендовать на него с таким же правом [C. 93]. <…> нет лучшего доказательства равномерного распределения какой-нибудь вещи среди людей, чем то, что каждый человек доволен своей долей. Все люди равны между собой в отношении претендования на блага
Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и то же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами [С. 94]. <…> Таким образом, выходит, что там, где человек может отразить нападение лишь своими собственными силами, он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным именем, может с верностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но также жизни или свободы. Стремление нескольких людей к одному и тому же благу порождают вражду
Из-за взаимного недоверия – война. Вследствие этого взаимного недоверия нет более разумного для человека способа обеспечить свою жизнь, чем принятие предупредительных мер, т.е. силой или хитростью держать в узде всех, кого он может [там же]. <…> отсюда следует, что такое увеличение власти над людьми, поскольку оно необходимо для самосохранения человека, также должно быть позволено ему. <…> мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Длительная вражда порождает войн. Для создания безопасности, человек усиливает контроль над другими
При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны все против всех. <…> ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения. При отсутствии единого контроля над людьми, они будут находиться в состоянии «война всех против всех»
В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечных страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна [С. 96]. В результате войны гибнет трудолюбие, а вместе с ним все источники богатства
Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятие правильно и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. <…> там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Понятие несправедливости и справедливости выходят из закона
ГЛАВА XIV О первом и втором естественных законах и о договорах  
Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению является более подходящим для него [C. 98]. <…> под свободой, согласно точному значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом. Естественное право – свобода людей, выраженная в возможности людей реализовывать свою волю без иных преград
В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Так как состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека [C. 99]. <…> всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.  
Первый и основной естественный закон – следует искать мира и следовать ему; вторая часть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами [там же]. <…> на основании этого естественного закона происходит другой закон, гласящий, что в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Первый естественный закон подразумевает защиту человеком самого себя любыми средствами, в том числе отказом от свободы
ГЛАВА XV О других естественных законах  
Третий естественный закон – справедливость [C. 109].<…> люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения и являются лишь пустыми звуками. <…> несправедливость же есть не что иное, как невыполнение договора. Справедливость есть выполнение соглашений; несправедливость представляет из себя обратно
Прежде чем слова справедливое и несправедливое смогут иметь место, должна быть какая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, перевешивающего благо, которое люди ожидают от нарушения ими своего соглашения, принуждала бы всех в одинаковой мере к выполнению соглашений и упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права [C. 110]. <…> таким образом, там, где нет собственного, т.е. собственности, нет несправедливости, а там, где нет государства, нет собственности, ибо там имеют право на все. Таким образом, стремление к миру приводит людей к соглашению об отказе от собственной свободы путем образования государства, которое выступает гарантом справедливости позволяя людям вступать в общественные отношения и обладать правами собственности
   
ЧАСТЬ II О ГОСУДАРСТВЕ
ГЛАВА XVII О причинах, возникновении и определении государства  
Общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которые большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю [C. 132]. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов [C. 133]. <…> государство есть единое лицо, ответственным за действие которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. Государство представляет из себя объединение воли множества людей для обеспечения безопасности
ГЛАВА XXI О свободе подданных  
Свобода означает отсутствие сопротивления [C. 163]. <…> согласно этому свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать.  
Свобода подданных заключается поэтому лишь в тех вещах, которые суверен при регулировании их действия обошел молчанием, как, например, свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры, друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.п. [C. 165]. Свобода договора остается нетронутой
ГЛАВА XXII О подвластных группах людей, политических и частных  
В политических телах, имеющих своей задачей наилучшую организацию внешней торговли, наиболее целесообразной формой представительства является собрание всех членов, т.е. такая форма, при которой человек, вкладывающий в эту торговлю свои деньги, мог бы по желанию участвовать во всех обсуждениях и решениях тела [C. 180]. <…> целью подобной корпорации является увеличение прибыли путем монопольного права купли и продажи как дома, так и за границей. Целью создания торговых корпораций путем кооперации людей и капиталов является создание монополии на право купли и продажи
Дома купцы благодаря своему монопольному праву на экспорт устанавливают произвольно цены на продукты сельского хозяйства и ремесла, а благодаря монополии на ввоз – цены иностранные товары, в которых нуждается население; то другое выгодно для населения. При монопольной же продаже местных товаров за границей и монопольной покупке заграничных товаров они к невыгоде тамошнего населения повышают цены на первые и снижают на вторые [C. 181]. <…> ибо там, где имеется лишь один продавец, товары дороже, а там, где имеется лишь один покупатель, ‑ дешевле. Монополия может являться выгодной для населения
ГЛАВА XXIV О питании государства и о произведении им потомства  
Питание государства состоит в изобилии и распределении предметов, необходимых для жизни, в их варении или приготовлении и в отправке их по соответствующим каналам для общественного потребления [C. 191]. <…> что касается изобилия, то оно от природы ограничено теми продуктами земли и моря – двух грудей нашей общей матери, которые Бог или безвозмездно дает роду человеческому, или же продает ему за его труд. <…> изобилие зависит лишь от труда и прилежания человека. Труд является единственным источником изобилия, а изобилие есть «питание» государства путем насыщения необходимыми товарами и трудом
Деньги – кровь государства.Под перевариванием я разумею превращение всех продуктов, которые не потребляются в данный момент, а сохраняются для потребления в будущем, в нечто равное им по ценности и вместе с тем настолько просто переносимые, чтобы не препятствовать передвижению людей с места на место, дабы человек, где бы он ни был, мог иметь именно то питание, которое требует данное место. Такими вещами являются золото, серебро и деньги [C. 195]. Деньги способствуют уменьшению трансакционных издержек
ГЛАВА XXX О обязанностях суверена  
К равной справедливости относится также равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту [C. 269]. <…> равенство обложения определяется скорее равенством потребления, чем богатством тех лиц, которые одинаково потребляют. <…> когда же налогами облагается то, что люди потребляют, тогда всякий платит соразмерно своему потреблению и государство не терпит убытка от расточительности частных лиц. Налогообложение должно быть ориентировано на потребление, а не богатство

 

 

Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов; Пер. с лат. и англ. – М.: Мысль, 1991. – 731 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: