Конспект урока
«Смена дня и ночи»
Предмет: «Окружающий мир», 2 класс
(УМК «Школа 2100»)
Авторы: | Магистранты 1 года обучения, программа «Начальное образование» Власова Диана, Сердюк Юлия, Шарикова Ольга. |
2012 г.
Конспект урока «Смена дня и ночи»
Тип урока: Урок введения новых знаний
Цели урока:
1) Объяснить связь смены дня и ночи с вращением земли вокруг своей оси;
2) Помочь разобраться с последовательностью событий в течение суток;
3) Формировать правильную учебную деятельность.
Планируемые результаты урока:
ü Предметные:
- Знакомство с изображаемой осью земли.
- Знакомство с Южным и Северным полюсами земли.
- Знакомство с временем у нас в стране и в других странах мира.
- Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
ü Метапредметные:
v Регулятивные:
· Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
v Познавательные
· Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
· Выполнять действия по образцу.
· Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
· Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
v Коммуникативные:
· Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
· Развивать умение принимать коллективное решение.
ü Личностные:
- Осознание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
- Учиться выражать свое мнение.
Оборудование: рисунок, показывающий суточное вращение земли, глобус, лампа, волчок.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные | Предмет- ные | ||||
1. Организа - ционный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. – На уроке будем учиться думать, сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. На страницах учебника, если вы делаете задание верно, ставим знак «плюс», нет – «минус». В конце урока будет выставлена оценка за вашу работу | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Внимательно слушают учителя. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | - |
2. Постановка проблемной ситуации | Заинтересовать ребят в изучении новой темы | – Иногда по телевизору ведутся прямые передачи каких-то спортив- ных состязаний и диктор говорит, что в Америке сейчас другое время. Объясните, почему так происходит? – На уроке сегодня мы и постараемся понять и объяснить данную ситуацию. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Смена дня и ночи». | Предлагают свои варианты ответов: – У него часы сломались. – Он перепутал. – Не знаем. | Проявление познавательной активности | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Самостоятель-ный поиск ответов на поставленный вопрос учителем по данной теме |
3. Актуали -зация знаний | Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения Земли и Солнца | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний, предлагает детям вспомнить то, что они уже знают по этой теме. 1. Фронтальная беседа. – Что мы обычно делаем утром? Днем? Вечером? Ночью? – Можно ли определить время, если у тебя нет часов? Каким образом? – Что представляют собой Солнце и Земля? – Вращается ли Солнце вокруг Земли? – Какая причина заставляет Землю вращаться вокруг Солнца? 2. Задания на выбор: стр. 30, задания 1 и 3 по учебнику выполняются на закрытой доске. а) Изобразить день и ночь. Чем они отличаются? б) Что перепутал художник? в) Подчеркнуть то, что происходит днем, синим цветом, ночью – коричневым**, если события не имеют отношения к времени суток – не подчеркивать. 3. Самостоятельная работа. Проверка работы у доски и у себя в учебнике - тетради с анализом работы. – Оказывается, многие живые организмы умеют отличать день от ночи и пользоваться своими «живыми часами» или чувством времени. Какие и как? | Вспоминают материал, изученный ранее в 1 классе и во 2. Вспоминают то, что они узнали по телевизору, от родителей и др. Отвечают на вопросы учителя, сообщаются между собой. Предлагают свои варианты ответов. Каждый из учащихся выбирает задание для себя и выполняет его. а) Главное: ночь – темно, луна, звезды, все спят; день – светло, солнце, люди занимаются разными делами. б) На рис. 1 – день, а за окном темное небо, звезды, летучая мышь. На рис. 2 – ночь, но светло, летают ласточки. в) Жара, звезды, полет летучих мышей, снегопад, пение птиц, луна на небе, комары, гроза, дождь, Полярная звезда на небе, туман, высокое солнце, прохлада. – Одуванчик распускается, птицы петь начинают, бабочки летают – это днем, а на ночь одуванчики закрываются, птицы умолкают, но летают летучие мыши и ночные бабочки. | Проявление познавательной активности Проявление самостоятельности при выборе задания Самопроверка учащихся и взаимопроверка | Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о природных явлениях) при ответах на вопросы учителя Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Повторение изученного материала |
4. Совместное «открытие» знаний | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | – Почему же день сменяется ночью, а ночь затем снова днем? Найдите и прочитайте правило, которое нам надо вспомнить, чтобы описать вращение Земли (стр. 32, № 5). – Что движется, как вы думаете, Земля или Солнце? – Вспомните стороны горизонта и выполните задание № 4. | Ребята ищут ответ на данный вопрос. Открывают заданную страницу и изучают правило. – Когда мы едем плавно на поезде, нам кажется, что все предметы за окном движутся мимо нас, а мы стоим. – Земля, мы движемся плавно вокруг Солнца, а нам кажется, что дви- жется Солнце. Самостоятельная работа учащихся (на нее отводится около 3 минут). Самопроверка с чтением вслух и Объяснением. – Солнце движется днем по небу. Оно встает на востоке и заходит на западе, но это нам так кажется. Земля вращается с запада на восток. Лена не права –зачеркиваем, прав Миша – Земля вращается вокруг своей оси, поворачи – ваясь к Солнцу разными сторонами | Проявление самостоятельности в разных видах деятельности | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Открывают для себя новое знание |
4. Практичес- кое подтверж- дение | Подтверждение вышесказанного на практических опытах | Опыт. – У меня в руках лампа и глобус. Продемонстрируйте, как происходит смена дня и ночи. – На что еще похоже вращение Земли? – Все верно. Только у Земли это воображаемая ось, которая проходит че- рез Южный и Северный полюсы. | Дети показывают по очереди. – На юлу. Она тоже вращается вокруг палочки - оси. | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. | Знакомство с изображаемой осью Земли, С вращением земли | |
5. Физминутка | Смена вида деятельности | Создаёт условия для снятия переутомления детей | Исполняют песню «Мы друзья» и выполняют движения под нее | Установка на здоровый образ жизни и его реализация на уроке | Выполнение действий по образцу, взаимодействие в группе | |
6. Первичное закрепление | Закрепление знаний полученных на уроке и их применение | Работа с учебником, стр. 33, № 6. Рассмотрите рисунки. – Покажите стрелочками места на земном шаре, где находятся в данное время Миша и Лена. | – Светлая сторона – день, темная – ночь. На рис. 1 дети гуляют, на рис. 2 дети стоят. | Проявляют познавательную самостоятельность и активность У мение адаптироваться к сложным учебным ситуациям. | Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. | Знакомство с Южным и Северным полюсами Земли |
7. Разрешение проблемной ситуации | Получение ответов на вопросы, поставленные вначале урока | – Кто может сейчас объяснить ситуацию, возникшую в начале урока? Почему разное время в Америке и у нас? – А что случилось бы на планете, если бы она не вращалась? | Дети показывают на глобусе: – Вот Америка, а мы на другой стороне земного шара. Когда у них день – у нас ночь. Земля вращается, и в Аме - рике наступает ночь, а у нас день, и наоборот. Дети высказывают свои предположения или испытывают затруднения (см. стр. 35 учебника). | Проявление познавательной инициативы. Высказывание предположений. | Сравнение. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы | Знакомство с временем у нас в стране и в других странах мира |
8. Итоговый контроль | Анализ учащимися своей работы на уроке | – Сколько плюсов вы заработали? – Можно увеличить их количество, если верно ответить на вопросы. Работа в парах в тетради (записываются только ответы). – Вокруг какой оси вращается Земля: настоящей или воображаемой? – Сколько оборотов делает Земля за сутки? (1) – Когда бывает теплее – днем или ночью, с чем это связано? (Светит солнце.) – Смогли бы существовать живые организмы, если бы круглый год была только ночь или день? (Нет.) Проверка. – Сколько плюсов вы заработали? (5) Молодцы! | Подсчитывают свои плюсы в учебнике. Учащиеся отвечают на вопросы в тетради. | Умение работать в группе. Осознание ответственности за общее дело. Развивать умение самооценки и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Взаимодействие с одноклассниками. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Развитие умения делать выводы. | Закрепление изученного материала |
9. Рефлексия деятельности | Сформиро- вать личную ответствен- ность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. – С чем связана смена дня и ночи? | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | - |