Конспект урока «Смена дня и ночи»




Конспект урока

«Смена дня и ночи»

Предмет: «Окружающий мир», 2 класс

(УМК «Школа 2100»)

 

 

Авторы: Магистранты 1 года обучения, программа «Начальное образование» Власова Диана, Сердюк Юлия, Шарикова Ольга.

 

 

2012 г.


Конспект урока «Смена дня и ночи»

Тип урока: Урок введения новых знаний

 

 

Цели урока:

1) Объяснить связь смены дня и ночи с вращением земли вокруг своей оси;

2) Помочь разобраться с последовательностью событий в течение суток;

3) Формировать правильную учебную деятельность.

Планируемые результаты урока:

 

ü Предметные:

  • Знакомство с изображаемой осью земли.
  • Знакомство с Южным и Северным полюсами земли.
  • Знакомство с временем у нас в стране и в других странах мира.
  • Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

 

ü Метапредметные:

 

v Регулятивные:

· Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

· Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

v Познавательные

· Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

· Выполнять действия по образцу.

· Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

· Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

 

v Коммуникативные:

· Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

· Развивать умение принимать коллективное решение.

 

 

ü Личностные:

 

  • Осознание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

 

Оборудование: рисунок, показывающий суточное вращение земли, глобус, лампа, волчок.

 

Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предмет- ные
1. Организа - ционный момент Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. – На уроке будем учиться думать, сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. На страницах учебника, если вы делаете задание верно, ставим знак «плюс», нет – «минус». В конце урока будет выставлена оценка за вашу работу Приготовление к уроку. Приветствие учителя.     Внимательно слушают учителя. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.   Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. -
2. Постановка проблемной ситуации Заинтересовать ребят в изучении новой темы – Иногда по телевизору ведутся прямые передачи каких-то спортив- ных состязаний и диктор говорит, что в Америке сейчас другое время. Объясните, почему так происходит?   – На уроке сегодня мы и постараемся понять и объяснить данную ситуацию. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Смена дня и ночи».   Предлагают свои варианты ответов: – У него часы сломались. – Он перепутал. – Не знаем.   Проявление познавательной активности     Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.   Самостоятель-ный поиск ответов на поставленный вопрос учителем по данной теме
3. Актуали -зация знаний Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения Земли и Солнца Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний, предлагает детям вспомнить то, что они уже знают по этой теме.   1. Фронтальная беседа. – Что мы обычно делаем утром? Днем? Вечером? Ночью? – Можно ли определить время, если у тебя нет часов? Каким образом? – Что представляют собой Солнце и Земля? – Вращается ли Солнце вокруг Земли? – Какая причина заставляет Землю вращаться вокруг Солнца?   2. Задания на выбор: стр. 30, задания 1 и 3 по учебнику выполняются на закрытой доске. а) Изобразить день и ночь. Чем они отличаются? б) Что перепутал художник? в) Подчеркнуть то, что происходит днем, синим цветом, ночью – коричневым**, если события не имеют отношения к времени суток – не подчеркивать.   3. Самостоятельная работа. Проверка работы у доски и у себя в учебнике - тетради с анализом работы.     – Оказывается, многие живые организмы умеют отличать день от ночи и пользоваться своими «живыми часами» или чувством времени. Какие и как?   Вспоминают материал, изученный ранее в 1 классе и во 2. Вспоминают то, что они узнали по телевизору, от родителей и др.   Отвечают на вопросы учителя, сообщаются между собой. Предлагают свои варианты ответов.   Каждый из учащихся выбирает задание для себя и выполняет его.   а) Главное: ночь – темно, луна, звезды, все спят; день – светло, солнце, люди занимаются разными делами. б) На рис. 1 – день, а за окном темное небо, звезды, летучая мышь. На рис. 2 – ночь, но светло, летают ласточки. в) Жара, звезды, полет летучих мышей, снегопад, пение птиц, луна на небе, комары, гроза, дождь, Полярная звезда на небе, туман, высокое солнце, прохлада.     – Одуванчик распускается, птицы петь начинают, бабочки летают – это днем, а на ночь одуванчики закрываются, птицы умолкают, но летают летучие мыши и ночные бабочки.   Проявление познавательной активности     Проявление самостоятельности при выборе задания     Самопроверка учащихся и взаимопроверка   Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.   Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о природных явлениях) при ответах на вопросы учителя   Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.   Повторение изученного материала
  4. Совместное «открытие» знаний   Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.   – Почему же день сменяется ночью, а ночь затем снова днем? Найдите и прочитайте правило, которое нам надо вспомнить, чтобы описать вращение Земли (стр. 32, № 5).   – Что движется, как вы думаете, Земля или Солнце?   – Вспомните стороны горизонта и выполните задание № 4.   Ребята ищут ответ на данный вопрос.   Открывают заданную страницу и изучают правило. – Когда мы едем плавно на поезде, нам кажется, что все предметы за окном движутся мимо нас, а мы стоим.   – Земля, мы движемся плавно вокруг Солнца, а нам кажется, что дви- жется Солнце.     Самостоятельная работа учащихся (на нее отводится около 3 минут). Самопроверка с чтением вслух и Объяснением.   – Солнце движется днем по небу. Оно встает на востоке и заходит на западе, но это нам так кажется. Земля вращается с запада на восток. Лена не права –зачеркиваем, прав Миша – Земля вращается вокруг своей оси, поворачи – ваясь к Солнцу разными сторонами     Проявление самостоятельности в разных видах деятельности   Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.   Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Открывают для себя новое знание
4. Практичес- кое подтверж- дение Подтверждение вышесказанного на практических опытах Опыт. – У меня в руках лампа и глобус. Продемонстрируйте, как происходит смена дня и ночи.   – На что еще похоже вращение Земли?   – Все верно. Только у Земли это воображаемая ось, которая проходит че- рез Южный и Северный полюсы. Дети показывают по очереди.   – На юлу. Она тоже вращается вокруг палочки - оси.   Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.         Знакомство с изображаемой осью Земли, С вращением земли
5. Физминутка Смена вида деятельности     Создаёт условия для снятия переутомления детей Исполняют песню «Мы друзья» и выполняют движения под нее Установка на здоровый образ жизни и его реализация на уроке Выполнение действий по образцу, взаимодействие в группе  
6. Первичное закрепление   Закрепление знаний полученных на уроке и их применение     Работа с учебником, стр. 33, № 6. Рассмотрите рисунки.   – Покажите стрелочками места на земном шаре, где находятся в данное время Миша и Лена.       – Светлая сторона – день, темная – ночь. На рис. 1 дети гуляют, на рис. 2 дети стоят.       Проявляют познавательную самостоятельность и активность У мение адаптироваться к сложным учебным ситуациям.       Высказывание своего мнения.   Аргументация своего мнения.   Выполнение действий по заданному алгоритму.   Контроль деятельности по ходу выполнения задания.   Знакомство с Южным и Северным полюсами Земли  
7. Разрешение проблемной ситуации     Получение ответов на вопросы, поставленные вначале урока       – Кто может сейчас объяснить ситуацию, возникшую в начале урока? Почему разное время в Америке и у нас?     – А что случилось бы на планете, если бы она не вращалась?   Дети показывают на глобусе: – Вот Америка, а мы на другой стороне земного шара. Когда у них день – у нас ночь. Земля вращается, и в Аме - рике наступает ночь, а у нас день, и наоборот.   Дети высказывают свои предположения или испытывают затруднения (см. стр. 35 учебника).   Проявление познавательной инициативы.   Высказывание предположений.   Сравнение. Высказывание своего мнения.   Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы     Знакомство с временем у нас в стране и в других странах мира  
  8. Итоговый контроль   Анализ учащимися своей работы на уроке     – Сколько плюсов вы заработали? – Можно увеличить их количество, если верно ответить на вопросы. Работа в парах в тетради (записываются только ответы). – Вокруг какой оси вращается Земля: настоящей или воображаемой? – Сколько оборотов делает Земля за сутки? (1) – Когда бывает теплее – днем или ночью, с чем это связано? (Светит солнце.) – Смогли бы существовать живые организмы, если бы круглый год была только ночь или день? (Нет.) Проверка. – Сколько плюсов вы заработали? (5) Молодцы!   Подсчитывают свои плюсы в учебнике.     Учащиеся отвечают на вопросы в тетради.     Умение работать в группе.   Осознание ответственности за общее дело.   Развивать умение самооценки и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.       Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.     Взаимодействие с одноклассниками.     Анализ, синтез, сравнение и обобщение.   Развитие умения делать выводы.       Закрепление изученного материала    
9. Рефлексия деятельности Сформиро- вать личную ответствен- ность за результаты деятельности Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.   – С чем связана смена дня и ночи? Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности.     Рефлексия способов и условий действия.   Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. -

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: