федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования




Рязанский заочный институт (филиал)

«Московский государственный университет культуры и искусств»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Технологические основы социально-культурной деятельности»

 

Автор: М.М. Сысоева - старший преподаватель

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры социально-культурной деятельности протокол № 1 от 06.09.2012 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  
   
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  
   
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  
   
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  
   
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  
   
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
   
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ  
   
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема Лек. Сем./Практ.зан. Сам.раб.
Введение. Предмет и задачи курса. Основные понятия курса      
Технологии социально-культурной деятельности      
Управление социокультурной сферой      
Типология технологий социально-культурной деятельности      
Уровни реализации социокультурных технологий      
Профессиональная деятельность специалиста в социокультурной сфере      
Элементы моделирования и конструирования в социокультурных технологиях      
Итого      

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Введение. Предмет и задачи курса. Основные понятия курса.

Тема:"Технология социально-культурной деятельности"

Специфика методики и организации социально-культурной деятельности.

Технология как система управления социокультурными процессами. Сущность и структурные элементы технологии социально-культурной деятельности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Основные группы технологий, применяемых в сфере культуры и досуга (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову): общие, функциональные (отраслевые), дифференцированные.

Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях. Характеристики объектов социально-культурной деятельности: социокультурные признаки обеспечения рациональности, эффективности, дисциплинированности, организованности, разумности, скоординированности действий; способность к осуществлению социокультурного процесса, формирующегося и развивающегося в ходе практической деятельности, обучения и воспитания; социокультурный характер ценностных ориентаций, потребностей и интересов, знания, навыки и умения, необходимые для социокультурной деятельности.

Проблемы формирования основ профессионального мастерства субъекта социально-культурной деятельности: освоение теоретическими знаниями, овладение методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности.

Содержание, формы, средства, методы в социокультурных технологиях. Средства как набор инструментов идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Методы как способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты. Форма как способ организации педагогического процесса в учреждении культуры и досуга.

 

Тема: "Управление социально-культурной сферой"

Технологии менеджмента. Основные составляющие социокультурного управления: цели, задачи, структура, функции (планирование предполагаемого специалистами результата и способами его достижения, моделирование способов достижения результата (цели), осуществление разработанных планов и моделей, управление деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы), принципы, методы, нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение, механизмы внедрения, общефедеральные, региональные, муниципальные, учрежденческие модели.

Система основных управленческих процедур. Кадры, организационные нормативы, делегирование полномочий.

Технология организаторской деятельности в социокультурной сфере. Организационные отношения как специфический объект социального регулирования. Организаторская деятельность и организаторские способности. Специфика организаторской работы с персоналом, активом, посетителями досуговых центров. Основные способы и правила стимулирования активности исполнителей.

Процессы социокультурного прогнозирования, планирования и проектирования.

Технологии прогнозирования разрабатывают прогнозы вероятных состояний какого-либо явления в будущем.

Технологии планирования осуществляют разработку заранее намечаемого порядка реализации какой-либо программы, последовательность действий, объем предполагаемой работы, намеченной на определенный период с указанием целей, содержания, методов выполнения; предполагают установление форм контроля за выполнением промежуточных и главных целей путем определения критерия эффективности организации социально-культурной деятельности.

Технологии проектирования разрабатывают прототип, прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта с учетом духовных интересов и потребностей объекта на принципах сотрудничества, координации и интеграции усилий различных организаций.

Маркетинговые технологии. Сущность маркетинга и маркетинговая среда. Комплексное исследование спроса в сфере социокультурного обслуживания. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Маркетинговые службы современных социокультурных центров и организация их работы.

 

Тема: "Типология технологий социально-культурной деятельности"

Ведущий тип деятельности как критерий типологии технологий социально-культурной деятельности. Основные типы технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, проектные, информационно-рекламные. Этнотехнологии.

 

Тема: "Уровни реализаций социокультурных технологий"

Составные компоненты социокультурных технологий: изучение проблемного поля социума, диагностика, определение целей и задач, форм, средств и методов.

Понятие "социокультурный проект", "социокультурная программа". Технология разработки социокультурной программы: диагностика и экспертиза проблемной социокультурной ситуации; анализ социально-культурной ситуации на основе проведенной диагностики; уточнение, формулирование проблем, определение целей и задач программы; разработка реальных вариантов решения поставленных целей и задач и создание соответствующей оптимальной модели; формирование целостной программы, определение последовательности и координации действий всех лиц, участвующих в ее осуществлении, условий, при которых программа может быть реализована, «стимулирующих механизмов»; разработка подробного плана деятельности, бизнес-плана; осуществление программы с поэтапным контролем и постоянным уточнением ситуации, реализация организационно-технических мероприятий и других действий управленческого характера.

Элементы конструирования в социокультурных технологиях. Социокультурный проект. Стадии, методы и инструментарий социокультурного проектирования. Разработка программы и планов социально-культурной деятельности. Технологии моделирования. Модели социального прогнозирования. Мониторинг, диагностика и проектирование социокультурных процессов в сфере досуга. Социокультурное проектирование и особенности внедрения инноваций в практику. Базовые социокультурные технологические системы.

 

Тема: "Профессиональная деятельность специалиста социокультурной сферы"

Профессиональная деятельность специалиста социокультурной сферы как процесс социального взаимодействия. Стратегия профессиональной деятельности специалиста социокультурной сферы. Характерные особенности видов деятельности и условий труда. Деятельность как специфический вид активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Инновационная, творческая, поисковая деятельность как условие совершенствования системы управления и повышения эффективности деятельности.

 


ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема: "Технологии социально-культурной деятельности"

Цель: Выработать концептуальную основу организации социально-культурной деятельности.

Форма проведения: Дискуссия "Проблемы реализации технологий информационно-познавательной и просветительной деятельности, самодеятельного творчества в социокультурной практике"

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии эффективности современных технологий (анализ конечных результатов и оптимальных затрат на их разработку и внедрение социокультурных технологий).

2. Процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга.

3. Основные качества и свойства личности специалиста социально-культурной деятельности.

Тема: "Управление социально-культурной сферой"

Цель: Усвоить основные научные принципы управления.

Форма проведения: Круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные школы и направления теории организации управления.

2. Система методов управления (организационно-административные, экономические, социально-психологические)

3. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социокультурной сфере: спонсорство, благотворительность; меценатство.

4. Организация работы маркетинговых служб современных социокультурных центров.

Тема: "Типология технологий социально-культурной деятельности"

Цель: Овладеть спецификой организации социально-культурной деятельности на различных ступенях образования.

Форма проведения: Имитационная игра.

Форма проведения:

Ход работы:

Беседа по вопросам художественного и гуманитарного образования в допрофессиональном, базовом профессиональном образовании и в системе повышения квалификации.

 

Тема: "Уровни реализаций социокультурных технологий"

Цель: Формирование навыков социокультурного проектирования.

Форма проведения: Круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Система учреждений культуры.

2. Основные технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.

3. Взаимодействие учреждений социокультурной сферы при решении комплексных социокультурных проблем.

4. Особенности проектирования социокультурных технологий в учреждениях различных типов.

Тема: "Профессиональная деятельность специалиста в социокультурной сфере"

Цель: Формирование профессиональных качеств специалиста социокультурной сферы в ситуации деятельности.

Форма проведения: Устный журнал

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика организации социально-культурной деятельности (на примере конкретного учреждения культуры).

2. Особенности проектирования социокультурных технологий в учреждениях различных типов.

 

Тема: "Элементы моделирования и конструирования в социокультурных технологиях"

Цель: Овладение технологией мониторинга, диагностики, моделирования, конструирования.

Форма проведения: Круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Модели социального прогнозирования.

2. Социокультурное проектирование и внедрение инноваций в практику.

3. Технологии моделирования.

Тема: "Элементы моделирования и конструирования в социокультурных технологиях"

Цель: Формирование умений анализа качественных и количественных характеристик социокультурных процессов.

Форма: Творческая лаборатория.

Разработка художественно-творческой программы на основе системного анализа социокультурной проблемы (по выбору студента).


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Сущность социокультурных технологий.

2. Субъекты и объекты управления в социокультурных технологиях.

3. Содержание социокультурных технологий.

4. Формы, методы социокультурных технологий.

5. Типология технологий социально-культурной деятельности.

6. Технология организаторской деятельности в социокультурной сфере.

7. Маркетинговые технологии в социокультурной практике.

8. Составные компоненты социокультурных технологий.

9. Уровни реализаций социокультурных технологий. Социально-культурное программирование.

10. Технологические особенности социально-культурного программирования.

11. Технология разработки социально-культурных программ.

12. Многоаспектность социокультурной программы.

13. Этапы формирования социально-культурной программы.

14. Особенности проектирования и реализации социокультурных технологий в учреждениях различного типа (библиотечного, клубного, образовательного и др.).

15. Основные качества и свойства личности организатора социально-культурной деятельности.

16. Специфика организаторской работы с персоналом, активом, посетителями досуговых центров.

17. Система основных управленческих процедур.

18. Основные составляющие социокультурного проектирования.

19. Организационные отношения как специфический объект социального регулирования.

20. Комплексное исследование спроса в сфере социокультурного обслуживания.

21. Организация работы маркетинговых служб современных социокультурных центров.

22. Основные технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.

23. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социокультурной сфере (спонсорство, благотворительность, меценатство).

24. Социально-политические факторы организации социально-культурной деятельности.

25. Психолого-педагогические факторы организации социально-культурной деятельности.

26. Реализация технологий социально-культурной деятельности в системе учреждений культуры.

27. Взаимодействие учреждений социокультурной сферы при решении комплексных социокультурных проблем.

28. Социокультурные технологии организации досуга детей и подростков.

29. Социокультурные технологии семейного досуга.

30. Социокультурные технологии молодежного досуга.

31. Социокультурные технологии организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

32. Критерии эффективности современных социокультурных технологий (с точки зрения затрат на их разработку и внедрение).

33. Процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга.

34. Основные качества и свойства личности специалиста социально-культурной деятельности.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Цель: Формирование умений выявлять качественные и количественные характеристики социокультурных процессов.

Задача: Овладение принципами системного анализа печатного текста.

Провести теоретическое исследование технологий социально-культурной деятельности по материалам периодических изданий.

В контрольной работе следует проанализировать технологические подходы к развитию творческой деятельности (личности, коллектива) в социокультурной практике, рассмотренные в печатном материале.

Контрольную работу необходимо структурировать следующим образом:

1. Во введении раскрывается актуальность проблемы, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования.

2. В основной части - аналитический разбор материала с использованием принципа сопоставления точек зрения (авторской и собственной) с выводами (по позициям).

3. В заключении студент делает обобщающие выводы.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Студенты выполняют работу на материалах предприятий, где они работают или проходят практику. В зависимости от темы в качестве практического материала студенты могут использовать перспективные, текущие, оперативные планы, отчеты, материалы отделов (секций), данные оперативного учета, журналы работ, планы технического и организационного развития и т.д. Тему курсовых работ студентов утверждает преподаватель.

Цель: Объемное исследование избранной проблемы учебного курса.

1. Технические требования:

· оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, приложение);

· объем курсовой работы - 15-20 страниц печатного текста или 20-25 страниц рукописного текста.

2. Методические рекомендации.

Студенту следует:

· изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;

· изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом существующего опыта, а также личного опыта, приобретенного в процессе его практики;

· провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования, определив четко цели и методы исследования;

· обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Инновационные технологии развития детского художественного творчества.

2. Инновационные технологии развития детского интеллектуального творчества.

3. Инновационные технологии развития детского технического творчества.

4. Технологии возрождения народных ремесел (на примере конкретного региона).

5. Технологии организации молодежного отдыха для жителей микрорайона.

6. Технологии организации досуга жителей поселка.

7. Технологии организации молодежного отдыха для жителей города.

8. Технологии взаимодействия учреждений культуры в проведении массовых праздников.

9. Технологии взаимодействия учреждений культуры в проведении массовых социокультурных акций.

10. Технологии взаимодействия учреждений культуры в проведении культурно-развлекательных программ для молодежи.

11. Социокультурные технологии как средство реабилитации детей-инвалидов.

12. Социокультурные технологии как средство реабилитации пожилых людей.

13. Социокультурные технологии как средство реабилитации ветеранов войны.

14. Технологии духовной реабилитации инвалидов средствами социально-культурной деятельности.

15. Технологии разработки и реализации творческого проекта в сфере культуры и искусства (проблематика проектов по выбору студента).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: МГУК, ИПО «Профиздат», 2002.

2. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004.

3. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие /Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2004.

4. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособ. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

 

Дополнительная литература

5. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства: Учебное пособие для студ. вузов /Н.П. Беляцкий. – Минск: Новое знание, 2002.

6. Бурдина Е.А. Новое поколение: калейдоскоп идей. – М.: СИУ, 2008.

7. Деятельность учреждений культуры: учеб. программа /Сост. А.С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2004.

8. Добротворский И. Менеджмент. Эффективные технологии: Учебное пособие / И. Добротворский. – М.: ПРИОР: 2002.

9. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. Учебное пособие. / В.З. Дуликов– М.: МГУКИ, 2003.

10. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками. Учеб. пособ. – М.: МГУКИ, 2000.

11. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 230500 "Социально-культ. сервис и туризм" / Н.А. Зайцева. – М.: Академия: 2003.

12. Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1. «Об основах законодательства РФ о культуре».

13. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.

14. Инновационные технологии подготовки социокультурных менеджеров: Сб.науч. статей /Под науч. ред. В.М. Чижикова. – М.: МГУКИ, 2004.

15. Касаткина, С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы. Учебное пособие /С.А. Касаткина – М.: МГУКИ, 2001.

16. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства /Ф. Колбер, Ж. Нантель, С. Билодо, Дж. Дэнник Рич; пер. с англ. К. Мочалова; под ред. М. Наймарк. – 2-я ред. – СПб.: Арт-Пресс, 2004.

17. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: учеб. программа /Сост. И.Н. Ерошенков. – М., 2002.

18. Лорд Б. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие / Б. Лорд, Г.Д. Лорд; Пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой под ред. А.Б. Голубовского. – М.: Логос, 2002.

19. Массовая культура: Современные западные исследования. М.: Прагматика культуры, 2005.

20. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие для студ. вузов / Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л.– СПб.: Лань, 2003.

21. Методы и технология социально-культурной деятельности: учеб. программа /Сост. А.П. Васильев. – М.: МГУКИ, 2004.

22. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: учебник /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006.

23. Новаторов В.Е. Маркетинг личности: учеб. пособие /В.Е. Новаторов. – М.: МГУКИ, 2007.

24. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры /В.Е. Новаторов. – Омск, 2005.

25. Основы маркетинга: учеб. программа по специальности «Социально-культурная деятельность» /Сост. А.В. Федорович. – М.: МГУКИ, 2005.

26. Педагогические технологии: учеб. пособие для вузов /Под общ.ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Мард, Ростов н/Д, 2004.

27. Переверзев М.П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.

28. Пономарев В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: Автореферат диссертации на соиск. уч. степени доктора пед. наук. – 13.00.05. – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. – СПб., 2005.

29. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Академия, 2002.

30. Сорокин В.В. Освоение функционального комплекса маркетинга в процессе профессиональной подготовки студентов вузов культуры и искусств: Автореферат диссертации на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования. – М.: МГУКИ, 2005.

31. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей. /Под общ. ред. Т.Г. Киселевой; науч. ред. Б.Т. Мосалев. – М.: МГУКИ, 2002.

32. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллектив. Монография /Ред.-сост. Л.Е. Осипова; науч. ред. В.Я.Рушанин. – В 2-х ч. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. Ч.1.

33. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллектив. Монография /Ред.-сост. Л.Е. Осипова; науч. ред. В.Я.Рушанин. – В 2-х ч. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. Ч.2.

34. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: