Краткая организационно-методическая характеристика дисциплины




Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

Факультет социальных наук

Кафедра социальной педагогики и самопознания

 

 

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социальных наук _________________Қашхынбай Б.Б. _________________2017 г.  

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

________________________________________________________________________

(код и наименование модуля)

 

по дисциплине «Социально-педагогическая виктимология»

 

 

для обучающихся по специальности (ей) 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

 

специализации: _____________________________________________

 

Астана

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

 

Кафедра социальной педагогики и самопознания

 

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социальных наук _________________Қашхынбай Б.Б. _________________2017 г.  

 

 

Рабочая (модульная) учебная программа (Syllabus)

________________________________________________________________________

(код и наименование модуля)

 

по дисциплине «Социально-педагогическая виктимология»

 

для обучающихся по специальности (ей) 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

 

специализации: _____________________________________________

 

 

Астана

Рабочая (модульная) учебная программ (Syllabus) по дисциплине «Социально-педагогическая виктимология» разработана на основании учебного плана по специальности 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

 

 

Разработчик: Уразбаева Г.Т. - доктор педагогических наук, доцент кафедры «Социальная педагогика и самопознание»

 

Рассмотрено на заседании кафедры «Социальная педагогика и самопознание», протокол № ______ от «______» __________20__ г.

 

Заведующий кафедрой ______________ Шалгынбаева К.К.

 

 

Одобрено на заседании Учебно-методической комиссии факультета

«___» _______ 20__г. Протокол № ___

 

Председатель УМК факультета ____________ Абетова З.Т.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткое описание дисциплины

Дисциплина «Социально-педагогическая виктимология» занимает особое место в подготовке социальных педагогов, так как в ходе изучения затрагиваются важные вопросы социально-педагогической виктимологии, которая занимается разработкой общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Цели изучения учебной дисциплины: формирование у студентов профессиональных компетенций в области социально-педагогической виктимологии, освоение теоретических основ процесса виктимизации личности

 

Задачи изучения учебной дисциплины:

Задачи дисциплины следующие:

- формирование знаний о сущности социально-педагогической виктимологии;

- формирование умений анализировать социально-психологические явления и виктимогенные факторы;

- формирование умений проектировать взаимодействие с виктимной личностью;

- формирование навыков взаимодействия с различными категориями людей в различных психологических и социальных ситуациях;

- формирование умений практической работы с жертвами виктимогизации.

 

Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Общая педагогика», «Общая психология»

 

Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: «Психология девиантного поведения»

3. Выписка из учебного плана

Курс_3_________

Семестр____5___________

Количество кредитов____2__________

Виды занятий Общее количество часов  
 
Лекции    
Практическое занятие    
Семинарское занятие    
Лабораторное занятие    
Студийное занятие    
СРО    
Итого    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫПО МОДУЛЯМ

(в академических часах)

№ недели Наименование модуля и программного материала Количество часов  
 
  Модуль1 Теоретико-методологические основы социально-педагогической виктимологии    
Лекции    
1.1Предмет, история и перспективы науки «виктимология». Основные понятия виктимологии: их соотношение и взаимосвязь. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность».    
1.2 Видывиктимности. Классификация виктимности. Виды и типы виктимности. Индивидуальная виктимность Виктимность масс    
1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики. Сущность и задачи социально-педагогической виктимологии. Теоретические основы и принципы социальной виктимологии. Возрастные периоды возможной виктимизации личности.    
1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации Виды жертв социализации. Психологические характеристики личности, склонной к виктимному поведению. Социально-психологическая типология жертв. Маргинальность и проблема социальных рисков.    
1.5 Внутренние предпосылки виктимизации личности Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности. Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности личности. Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности    
Практические (семинарские) занятия    
1.1 Предмет, история и перспективы науки «виктимология». Основные понятия виктимологии: их соотношение и взаимосвязь План семинарских занятий 1. Научные взгляды в области виктимологии Г. Гентинга, Б. Мендельсона, Э. Сатерленда, Г. Элленбергера. 2. Методологические подходы виктимологии (статистический, динамически-генетический, социально-структурный, культурологический, личностный, личностно-социологический) виктимологического исследования. 3. Методологические принципы виктимологии (комплексного виктимолого-криминалистического анализа, социального детерминиза) виктимологического исследования. 4. Современные направления виктимологии    
1.2 Видывиктимности. Классификация виктимности. План 1.Категории виктимности: индивидуальная, видовая, групповая, массовая. 2. Структура виктимизации: субъект и объект виктимизации 3. Классификация виктимности    
1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики План семинарских занятий 1. Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность». 2. Особенности социально-педагогической виктимологии 3.. Возрастные периоды возможной виктимизации личности.    
1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации План
  1. Факторы социализации
2. Виды жертв социализации. 3. Характеристики виктимной личности. 4. Маргинальность и проблема социальных рисков.
   
1.5 Внутренние предпосылки виктимизации личности План 1. Внутренние предпосылки личности, способствующие развитию ее виктимности. 2. Стресс и стрессовые реакции как проявление виктимности личности. 3. Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности    
СРО    
1.1 Предмет, история и перспективы науки «виктимология». Основные понятия виктимологии: их соотношение и взаимосвязь. Анализ понятий, определение диалектики соотношения понятий виктимологии, 1 неделя    
1.2 Видывиктимности. Классификация виктимности. Состаление таблиц, схем, 2 неделя    
1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики Определить связь социально-педагогической виктимологии и социальной педагогики(письменная работа, 3 неделя)    
  1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации Подготовка сообщений по теме, 4 неделя    
1.5 Внутренние предпосылки виктимизации личности Подготовить аналитическое эссе «Социальный инфантилизм как характеристика виктимной личности», 5 неделя    
Итого по модулю 1    
Модуль 2. Социально уязвимые слои населения как объекты социально-педагогической виктимологии      
Лекции    
2.1 Семьи социального риска Семьи социальной защиты Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей Семьи социального риска как главный источник социального сиротства      
2.2.Оcобенности социализации детей-инвалидов Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержи. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов. Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями. Направления и формы деятельности социального педагога по социализации детей-инвалидов.    
2.3 Последствия виктимизации и её предотвращение в школах Последствия виктимизации в школе. Работа школьного психолога по предотвращению насилия. План предотвращения запугивания и преследования в школе. Стратегия и методология психотерапевтической помощи.    
2.4 Методы диагностики агрессивности и нарушений поведения Направления психологической помощи. Профилактика агрессии и нарушений поведения. Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия. Методы диагностики    
2.5 Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект Религиозная секта как виктимогенный фактор социализации современной молодежи. Социальная природа и особенности современных нетрадиционных религиозных культов. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.    
2.6 Предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты Система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты.    
Практические (семинарские) занятия    
2.1Семьи социального риска План 1. Семьи социальной защиты 2. Стили семейного воспитания и нарушения поведения у детей 3. Семьи социального риска как главный источник социального сиротства    
2.2.Оcобенности социализации детей-инвалидов План 1.Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержи. 2.Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов. 3.Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями. 4.Направления и формы деятельности социального педагога по социализации детей-инвалидов.    
2.3 Последствия виктимизации и её предотвращение в школах План 1. Последствия виктимизации в школе 2. Работа школьного психолога по предотвращению насилия 3. План предотвращения запугивания и преследования в школе 4. Стратегия и методология психотерапевтической помощи    
2.4 Методы диагностики агрессивности и нарушений поведения План 1. Направления психологической помощи 2. Профилактика агрессии и нарушений поведения 3. Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия 4. Методы диагностики.    
2.4 Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект План 1.Религиозная секта 2.Социальная природа и особенности современных нетрадиционных религиозных культов. 3. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.    
2.5 Предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты План 1.Разработка педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. 2. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты.    
СРО    
2.1 2.1Семьи социального риска Подготовить сообщения по теме, 6-7 неделя    
2.2.Оcобенности социализации детей-инвалидов План Письменная работа. Раскрыть направления и формы деятельности социального педагога по социализации детей-инвалидов, 8-9 неделя    
2.3 Последствия виктимизации и её предотвращение в школах Стратегия и методология психотерапевтической помощи Мини–проекты по теме: «Предотвращение виктимизации в школах», 10-11 неделя    
2.4 Методы диагностики агрессивности и нарушений поведения План 4. Направления психологической помощи 5. Профилактика агрессии и нарушений поведения 6. Психотерапия агрессии, нарушений поведения и последствий насилия Определить методы диагностики агрессивности и нарушений поведения Анализ проблемы, 12-13 неделя    
2.5 Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, 14 неделя    
  2.6 Предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты 1.Разработка педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, 15 неделя.    
  Итого по 2 модулю    
  Итого    

Краткая организационно-методическая характеристика дисциплины

Виды контроля учебных достижений:

Рубежный 1Мини-проекты по темам курса

Рубежный 2 Устный тематический опрос

Итоговый: устный экзамен

Основная функция контроля как составной части процесса обучения - диагностическая. В ходе изучения курса планируется проведение текущего, двух промежуточных (рубежных) и итогового контроля.

Текущий контроль проводится непосредственно в ходе занятий. Егоцель- систематическая проверка понимания и усвоения теоретического учебного материала, умения использовать теоретические знания при решении практических задач.

Промежуточный (рубежный) контроль проводится после изучения крупной темы, раздела, блока, модуля или после определенного периода – половины семестра в условиях блочной системы, семестра. Цель рубежного или промежуточного контроля – выявление уровня усвоения учебного материала с тем, чтобы можно было перейти к изучению следующей части обучения. Линейная структура содержания высшего образования не предусматривает возврата к уже изученному ранее материалу, но каждый последующий раздел или дисциплина требуют непременного усвоения предыдущего материала.

Итоговый контроль проводится после изучения курса, дисциплины или важной её части и чаще всего по форме является экзаменом/зачетом. Итоговый контроль позволяет выявить усвоение курса в целом, его понимание, взаимосвязь содержания учебного материала, логику его усвоения и т.д. На этом этапе подводится, как правило, итог изучения дисциплины, определяются возможности перехода к следующему этапу обучения.

 

a. Формы контроля

В процессе изучения курса будут использоваться следующие формы контроля:

ü устный контроль (доклады, сообщения на заданную тему);

ü письменный контроль (письменный анализ, реферат, изложение материала на заданную тему в письменном виде и т.д.);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: