Конкуренция – основа непрерывного прогресса в обществе.




ЛЕКЦИИ

По учебной дисциплине

«ОСНОВЫЭКОНОМИКИ»

Для студентов факультета подготовки учителей начальных классов

(для самостоятельной работы)

Содержание:

Т. 7. Конкуренция в рыночной экономике

Т. 8. Доходы в рыночной экономике.

Т. 9. Деньги и денежное обращение.

Т. 10. Мировая экономика.

 

Тема 7. Конкуренция в рыночной экономике

Конкуренция. Классификация конкуренции, ее стороны и виды.

Монополия. Классификация монополий. Типы конкуренции.

Методы конкурентной политики. Конкурентность товара. Ролевые функции фирм. Конкурентная стратегия фирм.

Антимонопольная политика.

 

 

1.

Конкуренция (с позиции экономики) – представляет собой борьбу продавцов (производителей товаров и услуг) за лучшее удовлетворение требований покупателей (потребителей товаров и услуг), а также соперничество покупателей за приобретение нужных им товаров на наиболее выгодных условиях.

Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание – это закон рынка.

Классификация конкуренции:

1.По масштабам развития:

а) индивидуальная – один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг;

б) местная – ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории;

в) отраслевая – в одной из отраслей рынка ведется борьба за получение наибольшего дохода;

г) национальная – состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны;

д) международная – борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.

2. По характеру развития:

А) свободная (на рынке множество независимых продавцов, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и выход из него);

Б) регулируемая.

3. По методам ведения конкурентной борьбы:

А) ценовая – соревнование цен: предлагают товар дешевле, чем конкурент; привлекают покупателей различными скидками, премиями, дешевыми распродажами и т.п.;

Б) неценовая – 1) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; 2) лучшая система продажи и после продажного обслуживания (кредит, гарантии, обслуживание); 3) привлекательные реклама и оформление товара (особый стиль, яркая упаковка, фирменный знак и пр.).

Неценовой метод обеспечивается дифференциацией продукта – наделение его «фирменными» чертами, которые отличают его от аналогичной продукции конкурентов.

Конкуренция бывает:

- эффективной и неэффективной (с точки зрения ее результативности);

- добросовестной и недобросовестной (с точки зрения законодательства);

- внутриотраслевой и межотраслевой;

- национальной и международной (с точки зрения пространства, на котором ведется конкурентная борьба);

- официальной и теневой.

 

 

Положительные стороны конкуренции:

1. - мощный стимулятор роста производства и повышения его эффективности;

2.- высокий уровень мотивации участников бизнеса: товаропроизводителей – на изготовление полезной и качественной продукции, разнообразие товаров и богатые возможности выбора для потребителей;

3.- противодействие монополизму на ту или иную продукцию – снижением цен.

4. Конкуренты взаимно контролируют друг друга (лучше любого государственного контролера).

Конкуренция – основа непрерывного прогресса в обществе.

Отрицательные стороны конкуренции: конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, массовые увольнения работников и сокращение рабочих мест.

 

2.

Конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи. В результате возникает своего рода враг конкуренции – монополия.

Монополия – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

 

Классификация видов монополий:

1. С учетом степени охвата экономики:

а) в масштабе определенной отрасличистая монополия (действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой).

Б) в масштабе национального хозяйстваабсолютная монополия (она находится в руках государства или его хозяйственных органов, напр., государственная монополия внешней торговли и т.п.).

В) монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения:

А) естественная монополия – возникает и существует по объективным причинам. Например,:

1). в отраслях: (автомобильная, газовая, алюминиевая, энергетика, ж/дороги, и т.д.), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам.

2) там, где лучше иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), так как разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат.

3 ) монополия естественна при добыче редких ископаемых или производстве редких сортов чая, винограда, табака в особо благоприятных для этого природных условиях и т.д.

Б) легальная – образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

1) патентная система;

2) авторские права;

3) торговые знаки.

В) искусственная монополия – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

- создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

- ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

- создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

- «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

 

Для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрупняют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними – в широте соглашений участников и масштабах их объединения.

Монополия – рыночное господство одного продавца.

Олигополия – рыночное господство нескольких продавцов.

Монопсония – рыночное господство одного покупателя.

Олигопсония – рыночное господство нескольких покупателей.

Формы рыночного господства:

Наиболее простая из них картель – предполагает, что его участники договариваются о разделе рынков, производственных квотах (кто и сколько производит), о продажных ценах, и сами продают созданные изделия.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Они также организуют совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определенных количествах и по определенным ценам.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

 

2/2.

 

Если в начале капитализма господствовала свободная конкуренция, то на рубеже ХIХ - XX в.в., с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются.

 

По характеру отношениймежду фирмами (предприятиями) – конкурентами на том или ином рынке выделяют 4 типа конкуренции, в соответствии с которыми различают 4 типа рынков:

- рынок чистой конкуренции (совершенной);

- рынок монополистической конкуренции (несовершенной);

- рынок олигополистической конкуренции (несовершенной);

- рынок чистой монополии (несовершенной).

Конкуренция – наличие большого числа покупателей и продавцов товара + свобода покупателей и продавцов выходить на тот или иной рынок и покидать его.

Чистая конкуренция – существует, если большое число фирм продает одинаковые товары. Рынок для каждой фирмы невелик, спрос идеально эластичен, поскольку увеличение цены прекращает сбыт, а снижение создает убытки для фирмы. Отсутствует контроль цен, поскольку товар стандартен. Новым фирмам легко внедриться на рынок. В условиях чистой конкуренции невозможны отличительные преимущества, так как цены и товары одинаковы. Отношение между продавцами и покупателями – случайные. Пресекаются конкурентами попытки захватить большую долю рынка на данный вид продукции. Чистая конкуренция наиболее благоприятна. Производство нужной продукции (товаров и услуг) осуществляется наименее дорогим способом, с использованием минимального количества ресурсов, устанавливаются самые низкие цены. Чтобы добиться успеха, предприятия - конкуренты стремятся создать себе надежную деловую репутацию, продают продукцию по низким ценам, стараются привлечь к своей продукции как можно больше торговцев и потребителей. Преобладает ценовая конкуренция. (Пример рынка с чистой конкуренцией: рынок с/хоз-ной продукции).

Монополистическая конкуренция – предполагает сочетание монополии и конкуренции присутствуют на рынке всего лишь десятки производителей похожей, но не идентичной продукции. Но: каждый производитель может ограничивать воздействие на совокупные предложение, спрос и цену товара выпуском своей продукции. Новым фирмам легко внедриться на рынок, поскольку начальные затраты невелики.

В силу большего числа производителей и довольно слабого влияния их друг на друга производители остаются относительно независимыми и «сговора» между ними об искусственном ограничении производства, спроса или предложения для повышения цен не происходит.

Производители делают упор на дифференциацию продукции – придания своему товару уникальных свойств для покупателя. Именно дифференциация продукции – главный аргумент в условиях монополистической конкуренции. (Пример рынка с монополистической конкуренцией: рынок потребительских товаров – мебель, одежда, обувь, книги).

Олигополия (олигополистическая конкуренция) – господство на рынке нескольких крупных производителей, каждый из которых контролирует значительную часть предприятия, спроса и цены на тот или иной товар. Олигополии взаимозависимы и их ценовое поведение тяготеет к согласованному назначению и изменению цены. Цены в условиях олигополистической конкуренции являются не столь гибкими и более высокими, чем в условиях чистой монополистической конкуренции. Олигополии уделяют высокое внимание ценовым факторам. Проникновение на рынок новых фирм затруднено в силу высоких капитальных затрат. (Пример рынка с олигополистической конкуренцией: производство стали, алюминия, автомобилей, сфера оптовой торговли и т.д.).

Чистая монополия – отрасль состоит из одной фирмы и покупатель полностью лишен возможности какого-либо выбора. Предприятие контролирует спрос и цену данного товара. Чаще всего прибегает к искусственному созданию товарного дефицита, и устанавливает монопольно высокую цену. Вхождение в монополизированную отрасль для других фирм затруднено. Сохранение монопольной власти над данным рынком в течение длительного времени, возможно, лишь при поддержке государства (как это было в СССР). (Пример рынка с чистой монополией (естественной): газовые службы, электрические и водопроводные компании).

Если отсутствие конкуренции производителей является монополией, то отсутствие конкуренции потребителей – монопсонией.

Реальная экономика характеризуется сосуществованием всех видов конкуренции. В развитых странах преобладает монополистическая конкуренция. За ней следует олигополистическая конкуренция. Крайне редко встречается в практике чистая конкуренция и чистая монополия.

 

Механизм рыночной конкуренции является реальным инструментом, который, несмотря на возможные отклонения, возвращает цену к уровню равновесия спроса и предложения и согласует интересы производителей и потребителей.

Цена рыночного равновесия является средством саморегулирования отношений покупателей и продавцов. Но этот механизм не всегда действует безотказно. Прежде всего, потому, что рыночная конкуренция не функционирует в чистом виде. В обществе существуют определенные социальные и политические объединения со своими представлениями о справедливости и «правильности» цены. Эту роль выполняют современные производители – монополисты (завышают цены, ограничивают объемы производства). Профсоюзы удерживают цену рабочей силы (зарплату) на более высоком уровне. Даже государство в рыночной экономике иногда является сторонником заниженной цены, особенно на товары без заменителей – например, хлеб, лекарства.

 

Интенсивность конкуренции, или давление конкурентов друг на друга, обратно пропорционально количеству конкурентов и выражается отношением 1/П, где П- количество конкурентов на данном рынке.

В первом варианте I = 1/П = 1/1000 = 0,001;

Во втором варианте I = 1/10 = 0,1 – выше.

Вывод: сокращение количества конкурентов в ходе конкурентной борьбы не снижает, а повышает ее накал, интенсивность.

 

3.

 

Многообразие проявления конкуренции предполагает и различные методы конкурентной политики предприятия. Различают:

- ценовые и неценовые методы (последний – предпочтительнее) конкурентной политики.

Ценовой метод ведется посредством снижения или повышения цены на свой товар и применяется в условиях:

- относительно медленного изменения спроса;

- недостаточной мобильности капитала;

- преобладания внутриотраслевой конкуренции;

- на рынках с приоритетом продавца – т. е. превышение спроса над предложением, и более интенсивной конкуренции покупателей;

- в условиях преобладания чистой конкуренции.

Ценовой метод конкуренции малоэффективен, т. к. конкуренты могут предпринять ответные шаги. Это осложняет планирование и управление фирмой, исключает финансовую стабильность. Этот метод применяется при внедрении фирмы на новых рынках. Например, японцы при освоении новых рынков снижают цены на 10%.

Неценовые методы – это более широкий спектр приемов активной деятельности на рынке, а именно:

- расширение ассортимента продукции и улучшение качества товаров;

- организация рекламы;

- определение места и условий продажи;

- обеспечение сервиса и послепродажного обслуживания и т.д.

Неценовой метод ведется с помощьювыделения своего товара из ряда товаров – конкурентов и придания ему уникальных для покупателя свойств.

Неценовая конкуренция – эффективная конкуренция, обеспечивает относительную финансовую стабильность и управление фирмой. Хотя и требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой, но с лихвой окупается в случае успеха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: