Правило выноса размерных осей и высотных отметок -




Проанос – преддверие храма, полуоткрытая часть античного храма между выходным портиком наосом (целлой).

Правило несвешиваемости – верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних.

Пролёт - Расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, соответствующем пролёту основных несущих конструкций покрытия или перекрытия.

Протириада –

Пропилеи, пропилон – нарядный, архитектурно-оформленный вход, ворота, монументальное сооружение, образованное портиками и колоннадами, симметричными оси движения. Располагают у входа в город, архитектурный ансамбль, теменос и т.п. были распространены в Древней Греции, но в Древнем Риме не строились.

Простенок - Часть стены между расположенными рядом проёмами

Профиль – архитектурный облом или сочетание обломов. Боковой очерк. Вертикальное (поперечное, продольное) сечение, разрез какого-либо участка поверхности, предмета.

Профилированный – обработанный обломом или сочетанием обломов.

Птерон, птерона – наружная колоннада античного храма.

Пьедестал – художественно оформленное основание, на котором устанавливается произведения скульптуры, обелиск, колонна и т.д. Геометрически правильные формы пьедестала часто выполняются с применением ордерных элементов и состоят из базы, карниза и тела (стула). Пьедестал мог быть украшен рельефом.

Пята арки (свода) – 1) нижняя часть арки (свода), опирающаяся на стену или столб.

2) верхний камень опоры, на которой покоится арка или свод.

Р

 

Раскреповка, креповка – отступление (вперёд или назад) от общей плоскости отрезка стены со всеми её частями сверху до низу. При помощи раскрепованного антаблемента часто перекрываются стоящие у стен колонны. Иногда над раскрепованным антаблементом раскреповывается и фронтон.

Регула – (лат. Regula – прямая палка, планка) – короткая полочка, расположенная ниже тении под триглифом, равная по длине ширине триглифа.

Ремешки, анули – врезанные профилированные пояски на нижней части эхина. Количество ремешков колеблется от 1 до 5.

Рельеф - (фр. от лат. – поднимаю) - Выпуклое скульптурное изображение на плоскости. Существуют различные виды рельефа в зависимости от того, насколько фигуры возвышаются над фоном: низкий (барельеф) и высокий (горельеф).

Розетка (розетта) – круглый орнаментальный мотив в виде распустившегося стилизованного цветка.

Ротонда – центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно перекрытая куполом. По периметру нередко расположены колонны.

Ризалит (от греч. risalita – выступ) – выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания; составляя единое целое с основной массой постройки, вносят разнообразие в пространственную организацию фасада.

Рустовка, рустика, рустик – (от лат. Rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создаёт впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

 

С

 

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Слезник – 1) венчающая плита венчающего карниза. На нижней поверхности делается вырезка для отвода дождевой воды от стен здания (капельник). В дорическом ордере слезник имеет наклон соответственно крыши, на нижней поверхности находятся выступы-мутулы или модульоны.2) облом, имеющий в сечении прямую (либо сложную кривую) линию, в верхней части переходящую в вогнутую кривую, нависающую впереди «птичьим летребинны кливок». Встречается в дорическом ордере, даёт глубокую тень. 3) желобок на нижней части карниза, по которому стекает дождевая вода, минуя стену.

Свод и его разновидности - В своей наиболее характерной форме свод есть перекрытие, имеющее снизу вогнутую кривую поверхность (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью) и образованное системой клинообразующих камней, которая даёт, помимо вертикальной нагрузки на опоры, также и горизонтальный распор. Своды бывают: крестовый, цилиндрический, монастырский, стрельчатый, сомкнутый, парусный, зеркальный, звездчатый и др.

Сграффито, граффито – разновидность монументально-декоративной живописи, в которой рисунок прописывается по верхнему слою штукатурки, обнажая прежний слой, отличный по цвету от верхнего. В XV – XVII в сграффито распространялся в Италии, а затем и в других странах.

Стаффаж - (нем. – украшать картины фигурами) - Второстепенные элементы живописной композиции, например, фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида. Сейчас стаффажем называют рисунки людей, животных, деталей оборудования, дополняющие композицию проектного чертежа.

Средняя полоса (ионический ордер) –

Средние листья (коринфский ордер) –

Скамиллус –

Съёмцы –

Ситуационный план – план, показывающий положение объекта в градостроительной, ландшафтно-планировочной системе региона, города, района, с выявлением функциональных, композиционных и транспортных связей.

Софит – (от итал. Soffitto - потолок) – обращённая книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто декоративно обработанная.

Сима (жёлоб с водосливами) – 1)терракотовый или мраморный жёлоб, образованный крайними черепицами кровли над колонной выносной плитой карниза. Украшается снаружи пальметками и львиными головами с разинутой пастью, из которой извергается вода, собирающаяся во время дождя в желобе. Сима ионического ордера украшалась богатой орнаментальной порезкой. 2) венчающий профиль римского карниза.

Скоция – облом, представляющий собой в сечении асимметричную выкружку с профилей двухцентровой дуги (из двух четвертной окружностей различных радиусов) или более сложной кривой. Встречается в профилёвке баз колонн, обычно без украшений.

Стереобат – по Витрувию – ступенчатое снование древнегреческого храма. Состоит из 3-х ступеней, верхняя из которых (или только поверхность) называлась стилобатом.

Стержень колонны (ствол) – средняя приблизительно цилиндрическая часть колонны. Увенчалась капителью, внизу (как правило), имелась база.

Стилобат – 1) каменные плиты под колоннами

2) верхняя плоскость крепиды

3) верхняя ступень или верхняя поверхность стереобата.

Стоя, стоа – длинные открытые галереи-колоннады с одним или двумя рядами колонн (в последнем случае наружный ряд возводился в дорическом, внутренний – в ионическом ордере).

Стул(тело пьедестала) – средняя – основная- часть пьедестала.

«Сухарики», зубчики, дентикулы – ряд небольших прямоугольных выступов в карнизе ионического, коринфского и варианта римско-дорического ордера. А также в ионическом антаблементе и двухчастном варианте взамен фриза между архитравом и карнизом.

 

Т

Тения –

Тимпан – 1) внутреннее поле фронтона любой формы. 2) криволинейный треугольник между пилястрой (колонной) и …. 3) ниша (полукупольного, треугольного или …….. очертания) или … поля стены под аркой и горизонтальной………………... часто использовался для разможения живописи, рельефа, скульптуры.

Тор -

Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.

Трансент – поперечный …. Или несколько…. В базиликальных и крестовообразных в плане прямых, пересекающие под прямым углом основания (продлимые) ….

Триглиф – прямоугольная, несколько вытянутый по вертикали плита с двумя целыми, а по краям токоринения жёлобками треугольного профиля. В дорическом ордере на фризе чередуется с метонами. Триглифы размещаются по осям колонн и интерколунниев, а также на углах фриза.

Триглифон – фриз дорического ордера с триглифами и метонами.

Ф

 

Фасции, фасцы – 1) три гладкие, слегка выступающие одна над другой полосы, на которые членится ионический архитрав. 2) небольшие, нависающие друг над другой выступы поверхностей (наличника, плиты и т.д.)

Фасции архитрава –

Фактура и текстура –

Фриз (франц. frise), 1). В античном храме - средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. Состоял из триглифов и метопов (в дорическом ордере). Триглифы прикрывали торцы потолочных балок и украшались двумя вертикальными врезами, делившими их на три части. промежутками между триглифами - метопы - украшались живописью или рельефами. При переходе к каменному строительству функциональное значение их было утрачено, но они сохранились как элементы декора зданий. 2). Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных или других изображений (часто орнаментального характера), украшаемая верх стены или поверхность пола и т.д. 3). Выступ в верхней или нижней части столярного наделия.

Фронтон – треугольник, образуемый горизонтальным и двумя наклонными карнизами.

Фронтон лучковый – дугообразный фронтон небольшой стрелой подьёма.

Фронтон раскрепованный – фронтон, выполненный над раскрепованной частью антаблемента, при этом плоскость тимпана совпадает с плоскостью стены.

Фронтон разорванный – прерванный в средней части, часто для устройства какого-либо украшения.

Фуст – тело колонны между базой и капителью.

 

Ц

Цветок – оформление центрального выступающего элемента круглого очертания на абаке коринфской капители.

Целла (лат. cella) – главное помещение (святилище) античного и древневосточного храма, в котором изваяние божества. В греческом храме эта часть называется нвос. Иногда в одном храме могло быть несколько целл, отдалённых друг от друга, посвящённых безник божества.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

 

Ч

 

Четвертной вал -

 

Ш

Шейка капители, трахилион – в греко-дорической колонне – её часть, образующая переход от стержня к капители и заключённая между гипотрахелием и ремешками, составляющим нижнее членение капители. В тосканском и дорическом ордерах переходом от стержня колонны к шейке капители служит астрагал.

Шрифт и его характеристики –

Щ

Щека арки – лицевая поверхность арки. Часто имеет обработку в виде архивольта, какой-либо орнаментальной пластической декорации или фигурной пластики.

 

Э

 

Эхин (греч. echinos, букв. - ёж) – часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной верхней ленте капители – абаку.

 

Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола (фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: