980 г. Попытка реформирования язычества (поклонение племенным богам порождало племенной сепаратизм) и создания единого пантеона славянских богов окончилась неудачей.
988г. Принятие Христианства «Владимир крестил Киев крестом и водой, а его дядя Добрыня крестил Новгород огнем и мечом».
Создание оборонительной системы на юге.
Общественные пиры в Киеве.
СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ (1015-1019). Феодальная война между сыновьями Владимира за Киевский стол. В ходе этой войны убиты Борис и Глеб (первые русские святые) и древлянский князь Олег, за что Святополк получил прозвище Окаянный. Победителем в войне стал Ярослав.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019-1054) Пришел к власти в результате победы над Святополком Окаянным.
Расцвет культуры (расцвет архитектуры – Софийский собор в Киеве), подъем грамотности, первая школа для девочек.
Династические браки (дочь Ярослава стала королевой Франции).
Первый русский сборник законов «Русская правда» (позже при сыновьях Ярослава она будет откорректирована и получит название «Правда Ярославичей»).
1054-1113 правление сыновей Ярослава Изяслава, Святослава, Всеволода, Святополка. Русь вступает в период политической раздробленности. Феодальные междоусобицы.
1097 – Любечский съезд князей. Попытка договориться о прекращении междоусобиц «чтобы каждый держал отчину свою», т.е. не претендовать на уделы других князей.
1111 – совместный поход против половцев возглавил Владимир Мономах.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113-1125). Князю удалось на время восстановить единство Руси.
Новый свод законов «Устав Владимира Всеволодовича». Написал знаменитое «Поучение детям».
МСТИСЛАВ УДАЛОЙ (1125-1132) – последний князь единой Руси.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Христианство способствовало:
1)укреплению княжеской власти (Един Бог на небе, един князь на Руси);
2) изменению международного статуса Руси. Вхождение Руси в круг христианских стран уравняло ее с европейскими государствами и привело к установлению более тесных связей с Европой;
3) распространению письменности, появлению первых рукописных книг, а, следовательно, стимулировало развитие грамотности;
4) широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла; Благодаря христианству на Руси возникает каменная архитектура, иконопись, фресковая живопись
5) совершенствованию морали и нравственности. В частности, христианство отвергало человеческие жертвоприношения, кровную месть, многоженство;
6) укреплению (моногамной) семьи;
7) сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.
ТЕРМИНЫ
Вира | штраф, заменивший кровную месть. |
Вервь | община |
Вече | народное собрание |
Вотчина | наследственные земельные владения феодалов (бояр) |
Гости | иностранные купцы |
Даньщики | представители княжеской администрации, ответственные за сбор дани |
Княжеский домен | комплекс земель вместе с крестьянами, принадлежащий князю и его семье |
Кормление | передача определенной территории в управление с правом сбора дани |
Поместье | временное (на время службы) земельное владение |
Полюдье | объезд (по людям) князем подвластных ему земель с целью сбора дани |
Погост | место сбора дани, куда свозилась дань для киевского князя с подвластных ему земель |
Посад | поселение вокруг крепости князя |
Уроки | строго фиксированный размер дани |
Социальная структура Русского государства
Бояре | верхушка дружины, племенная аристократия |
Дворяне | двор князя. Незнатные служилые люди, получавшие землю во временное пользование на время службы |
Закупы | отрабатывающий купу – долг. Закон запрещал обращать в рабство за долги |
Изгои | обедневшие общинники, изгнанные из общины |
Князья | потомки племенных вождей (конунгов) |
Люди | свободное городское и сельское население |
Мужи | верхушка славянской общины |
Отроки | профессиональные воины-дружинники |
Пленники | выкупленные из плена и отрабатывающие выкуп |
Посадские люди | городское население: ремесленники и торговцы |
Прощенники | выкупленные из тюрьмы и отрабатывающие выкуп |
Рядовичи | работающие на хозяина по договору (договор – ряд) |
Смерды | крестьяне-общинники, зависимые от феодала |
Тиуны, огнищане, ключники | княжеские слуги |
Холопы | слуги, близкие по положению к рабам |
Челядь | домашние слуги |
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Специфика древнерусской культуры состояла в том, что она представляла собой синтез славянской и византийской культуры, т.е. носила синкретический характер.
Образование и грамотность | литература | архитектура | Изобразительное искусство |
60-е годы Х века. Братья Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука в двух вариантах – кириллица и глаголица. Школы при монастырях. При Ярославе школа для девочек в Киеве. Писали на пергаменте (выделанная телячья кожа) и бересте (березовая кора). На бересте писали заостренной палочкой – писалом. Надписи на стенах – граффити. | Летописи – запись событий по годам (погодгая запись)первая летопись – XII век – «Повесть временных лет». Автор – монах Киево-Печерского монастыря – Нестор. Илларион –«Слово о законе благодати»; Монах Иаков «Память и похвала Владимира» Нестор «Сказание о Борисе и Глебе» «Хождение игумена Даниила святые места» «Слово о полку Игореве» «Остромирово Евангелие» Владимир «Поучение детям» | Софийский собор в Киеве (XI век) Десятинная церковь в Киеве (Х век) Храм Покрова на Нерли (XII век) Успенский собор во Владимире (XII век) | Фреска –роспись водяными красками по мокрой штукатурке. Икона – изображение Бога, Богородицы и святых масляными красками на деревянных досках. Мозаика – картина, выложенная из кусочков разноцветного стекла – смальты. Иконы: «Деисус», «Ангел Златые Волосы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (ХII в.) самый выдающийся иконописец – Олимпий |