Вопрос 3. Предмет и методы экономической теории.
Структурно современная экономическая теория делится на три раздела:
1. Микроэкономику – изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов (например, цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями).
2. Макроэкономику – исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.
3. Мезоэкономику (от греч. mesos – средний, промежуточный), рассматривающую традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение экономических агентов важнейших макроэкономических переменных – совокупного спроса, инфляционных ожиданий и т.п.
Любая экономика решает три вопроса:
1) Что из товаров и услуг должно быть произведено?
2) Как эти товары и услуги надо производить?
3) Кто купит и сможет потребить эти товары и услуги?
Для анализа экономики экономическая теория использует экономические категории – это абстрактные понятия, отражающие в сознании людей реально существующие экономические процессы и явления, анализ которых, в свою очередь, выявляет экономические законы – внутренние, сущностные, причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.
Выделяют позитивную экономическую теорию – исследует взаимосвязи экономических явлений, как они есть (например, рост цен на товар ведет к уменьшению спроса на него; здесь нет оценочных суждений) и нормативную – исследует то, как должно быть (выносятся оценки: плохо или хорошо, справедливо или несправедливо, допустимо или недопустимо).
Практическая функция экономической теории заключается в следующем:
1) на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, то есть делает обобщения о реальном поведении индивидов;
2) теоретическое осмысление реальной действительности позволяет разработать рекомендации для формирования соответствующей экономической политики государства, и тем самым корректировать практику в соответствии с выработанными экономическими принципами и прогнозами.
Основные традиционные методы, применительно к экономике (сформулированы в 19 в.):
1) анализ – мысленное разложение исследуемого объекта на части с изучением каждой части;
2) синтез – соединение отдельных частей явления в целое;
3) индукция - перенесение результатов исследования частных объектов на общее; «от частного к общему;
4) дедукция – распространение общих выводов на частное, «от общего к частному;
5) научная абстракция – использование отвлеченных понятий с целью объяснения какого-либо объекта;
6) гипотеза – выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
6) системный метод исследования – рассмотрения различных понятий с позиции система – совокупность взаимосвязанных элементов, действующих для достижения единой цели системы. Его распространение сопровождалось развитием экономико-математического моделирования. Широко используется, начиная с 20 в. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ 1
1. В настоящее время основное течение экономической мысли трактует экономику как науку…
а) о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ;
б) о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, науку о богатстве;
в) изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов;
г) о рациональном поведении экономических агентов в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.
2. Позитивная экономическая теория изучает…
а) национальную экономику в целом;
б) поведение отдельных хозяйствующих субъектов;
в) оценочные суждения об экономике;
г) экономическую реальность.
3. Потребности – это…
а) отношения потребителя и продавца;
б) желание, необходимость иметь что-либо;
в) покупательная способность;
г) спрос на благо.
4. Категория редкость изучает…
а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) эксклюзивность;
г) трудоемкость.
5. Ресурсами не являются…
а) продукты питания;
б) полезные ископаемые;
в) квалифицированная рабочая сила;
г) лабораторное оборудование.
6. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства…
а) счет в банке, хозяин магазина, сера;
б) банкир, нефть, трактор;
в) геолог, станок, деньги;
г) облигации, уголь, бригадир.
7. Кривая производственных возможностей выражает…
а) взаимозависимость двух факторов производства;
б) максимальный объем производства двух благ при данных ресурсах;
в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпуска;
г) дополнительный выпуск при изменении объема ресурсов.
8. В условиях полной использования ресурсов точка, характеризующая объемы производимых товаров X и Y, будет расположена…
а) на кривой производственных возможностей;
б) за кривой производственных возможностей;
в) внутри множества производственных возможностей;
г) в начале координат.
9. При повышении производительности труда кривая производственных возможностей может оставаться неподвижной, если…
а) увеличивается объем используемого капитала;
б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям;
в) снижается количество работников;
г) сокращается заработная плата.
10. Что происходит с альтернативными (вмененными) издержками производства товара при увеличении его выпуска…
а) уменьшаются;
б) не меняются;
в) стремятся к нулю;
г) возрастают.
11. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие – неэкономическими…
а) воздух, которым Вы дышите;
б) снег зимой;
в) пищевой лед, используемый в ресторанах, барах и т.д.;
г) вода из родника недалеко от Вашего дома.
12. Факторами производства являются…
а) предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство;
б) труд, капитал, земля, предпринимательская способность;
в) нужды, потребности, ограниченность, возможность;
г) все перечисленное.
13. Предметом труда является…
а) средство, с помощью которого производится продукт;
б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;
в) совокупность материальных ресурсов;
г) продукт процесса производства.
14. Экономические категории представляют собой…
а) взаимосвязи между понятиями;
б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;
в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;
г) единичные случаи проявления тех или иных событий.
15. Экономическая модель предназначена для…
а) раскрытия экономических принципов и законов;
б) описания экономических явлений и процессов;
в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;
г) объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы.
16. Альтернативная стоимость блага – это…
а) стоимость замещения одного ресурса другим;
б) количество благ, от которых необходимо отказаться, чтобы
иметь возможность приобрести данное благо;
в) стоимость израсходованных ресурсов;
г) количество товаров, которое можно было бы получить в
обмен на израсходованные ресурсы.
17. Владельцы факторов производства получают следующие доходы…
а) пенсии, стипендии, субсидии, страховые выплаты;
б) заработную плату, ренту, процент, нормальную прибыль;
в) налоги, отчисления, рентные платежи, трансфертные платежи;
г) все перечисленное неверно.
18. Чистым общественным благом не является…
а) высшее образование;
б) охрана общественного порядка;
в) национальная оборона;
г) эпидемиологическая служба.
19. Предметом изучения экономической теории не является проблема…
а) эффективности использования ресурсов;
б) максимального удовлетворения растущих потребностей;
в) ограниченности ресурсов;
г) избыточности производственных ресурсов.
20. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической науки – это экономические…
а) противоречия;
б) категории;
в) потребности;
г) законы.
21. Способ проверки гипотезы на истинность называется…
а) абстракция;
б) фальсификация;
в) аналогия;
г) верификация.
22. Условием превращения общественного блага в частный товар является…
а) принятия коллективного договора о пользовании данным благом;
б) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;
в) только установление очереди среди потребителей данного блага;
г) установление платы за пользование благом.
23. Под процессом производства принято понимать…
а) организационно-экономические отношения;
б) технико-экономические отношения;
в) совокупность процесса труда и экономических отношений;
г) исключительно процесс труда.
24. Комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных целей, называется…
а) макроэкономикой;
б) микроэкономикой;
в) экономической политикой;
г) позитивной экономикой.
25. Кривая производственных возможностей сдвинется вправо и вверх, если в экономике…
а) уменьшиться количество используемых производственных ресурсов;
б) уменьшится добыча природных ископаемых;
в) увеличится импорт товаров и услуг;
г) увеличится количество используемых производственных ресурсов.
26. Точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей означает…
а) несоответствие экономических целей имеющимся возможностям;
б) наиболее эффективное распределение ресурсов между производством средств производства и предметов потребления;
в) неэффективное использование имеющихся ресурсов;
г) полное использование ограниченных ресурсов.