ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ 1




Вопрос 3. Предмет и методы экономической теории.

Структурно современная экономическая теория делится на три раздела:

1. Микроэкономику – изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов (например, цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями).

2. Макроэкономику – исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

3. Мезоэкономику (от греч. mesos – средний, промежуточный), рассматривающую традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение экономических агентов важнейших макроэкономических переменных – совокупного спроса, инфляционных ожиданий и т.п.

 

Любая экономика решает три вопроса:

1) Что из товаров и услуг должно быть произведено?

2) Как эти товары и услуги надо производить?

3) Кто купит и сможет потребить эти товары и услуги?

 

Для анализа экономики экономическая теория использует экономические категории – это абстрактные понятия, отражающие в сознании людей реально существующие экономические процессы и явления, анализ которых, в свою очередь, выявляет экономические законы – внутренние, сущностные, причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.

Выделяют позитивную экономическую теорию – исследует взаимосвязи экономических явлений, как они есть (например, рост цен на товар ведет к уменьшению спроса на него; здесь нет оценочных суждений) и нормативную – исследует то, как должно быть (выносятся оценки: плохо или хорошо, справедливо или несправедливо, допустимо или недопустимо).

Практическая функция экономической теории заключается в следующем:

1) на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, то есть делает обобщения о реальном поведении индивидов;

2) теоретическое осмысление реальной действительности позволяет разработать рекомендации для формирования соответствующей экономической политики государства, и тем самым корректировать практику в соответствии с выработанными экономическими принципами и прогнозами.

Основные традиционные методы, применительно к экономике (сформулированы в 19 в.):

1) анализ – мысленное разложение исследуемого объекта на части с изучением каждой части;

2) синтез – соединение отдельных частей явления в целое;

3) индукция - перенесение результатов исследования частных объектов на общее; «от частного к общему;

4) дедукция – распространение общих выводов на частное, «от общего к частному;

5) научная абстракция – использование отвлеченных понятий с целью объяснения какого-либо объекта;

6) гипотеза – выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6) системный метод исследования – рассмотрения различных понятий с позиции система – совокупность взаимосвязанных элементов, действующих для достижения единой цели системы. Его распространение сопровождалось развитием экономико-математического моделирования. Широко используется, начиная с 20 в. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

 

 


 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ 1

1. В настоящее время основное течение экономической мысли трактует экономику как науку…

а) о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ;

б) о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, науку о богатстве;

в) изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов;

г) о рациональном поведении экономических агентов в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов.

2. Позитивная экономическая теория изучает…

а) национальную экономику в целом;

б) поведение отдельных хозяйствующих субъектов;

в) оценочные суждения об экономике;

г) экономическую реальность.

3. Потребности – это…

а) отношения потребителя и продавца;

б) желание, необходимость иметь что-либо;

в) покупательная способность;

г) спрос на благо.

4. Категория редкость изучает…

а) высокое качество;

б) ограниченность;

в) эксклюзивность;

г) трудоемкость.

5. Ресурсами не являются…

а) продукты питания;

б) полезные ископаемые;

в) квалифицированная рабочая сила;

г) лабораторное оборудование.

6. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства…

а) счет в банке, хозяин магазина, сера;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) облигации, уголь, бригадир.

7. Кривая производственных возможностей выражает…

а) взаимозависимость двух факторов производства;

б) максимальный объем производства двух благ при данных ресурсах;

в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпуска;

г) дополнительный выпуск при изменении объема ресурсов.

8. В условиях полной использования ресурсов точка, характеризующая объемы производимых товаров X и Y, будет расположена…

а) на кривой производственных возможностей;

б) за кривой производственных возможностей;

в) внутри множества производственных возможностей;

г) в начале координат.

9. При повышении производительности труда кривая производственных возможностей может оставаться неподвижной, если…

а) увеличивается объем используемого капитала;

б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям;

в) снижается количество работников;

г) сокращается заработная плата.

10. Что происходит с альтернативными (вмененными) издержками производства товара при увеличении его выпуска…

а) уменьшаются;

б) не меняются;

в) стремятся к нулю;

г) возрастают.

11. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие – неэкономическими…

а) воздух, которым Вы дышите;

б) снег зимой;

в) пищевой лед, используемый в ресторанах, барах и т.д.;

г) вода из родника недалеко от Вашего дома.

12. Факторами производства являются…

а) предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство;

б) труд, капитал, земля, предпринимательская способность;

в) нужды, потребности, ограниченность, возможность;

г) все перечисленное.

13. Предметом труда является…

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

14. Экономические категории представляют собой…

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

15. Экономическая модель предназначена для…

а) раскрытия экономических принципов и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;

г) объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы.

16. Альтернативная стоимость блага – это…

а) стоимость замещения одного ресурса другим;

б) количество благ, от которых необходимо отказаться, чтобы
иметь возможность приобрести данное благо;

в) стоимость израсходованных ресурсов;

г) количество товаров, которое можно было бы получить в
обмен на израсходованные ресурсы.

17. Владельцы факторов производства получают следующие доходы…

а) пенсии, стипендии, субсидии, страховые выплаты;

б) заработную плату, ренту, процент, нормальную прибыль;

в) налоги, отчисления, рентные платежи, трансфертные пла­тежи;

г) все перечисленное неверно.

18. Чистым общественным благом не является…

а) высшее образование;

б) охрана общественного порядка;

в) национальная оборона;

г) эпидемиологическая служба.

19. Предметом изучения экономической теории не является проблема…

а) эффективности использования ресурсов;

б) максимального удовлетворения растущих потребностей;

в) ограниченности ресурсов;

г) избыточности производственных ресурсов.

20. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической науки – это экономические…

а) противоречия;

б) категории;

в) потребности;

г) законы.

21. Способ проверки гипотезы на истинность называется…

а) абстракция;

б) фальсификация;

в) аналогия;

г) верификация.

22. Условием превращения общественного блага в частный товар является…

а) принятия коллективного договора о пользовании данным благом;

б) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;

в) только установление очереди среди потребителей данного блага;

г) установление платы за пользование благом.

23. Под процессом производства принято понимать…

а) организационно-экономические отношения;

б) технико-экономические отношения;

в) совокупность процесса труда и экономических отношений;

г) исключительно процесс труда.

24. Комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных целей, называется…

а) макроэкономикой;

б) микроэкономикой;

в) экономической политикой;

г) позитивной экономикой.

25. Кривая производственных возможностей сдвинется вправо и вверх, если в экономике…

а) уменьшиться количество используемых производственных ресурсов;

б) уменьшится добыча природных ископаемых;

в) увеличится импорт товаров и услуг;

г) увеличится количество используемых производственных ресурсов.

26. Точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей означает…

а) несоответствие экономических целей имеющимся возможностям;

б) наиболее эффективное распределение ресурсов между производством средств производства и предметов потребления;

в) неэффективное использование имеющихся ресурсов;

г) полное использование ограниченных ресурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: