Дифференциальная диагностика степеней умственной отсталости




Забрамная С.Д.

Исаева Т.Н.

 

Показатели Легкая у.о. F70 Умеренная у.о. F71 Тяжелая у.о. F72
Физическое развитие Общее физическое развитие, масса тела, рост – могут иметь незначительное отклонение. Наблюдаются более выраженные отклонения в физическом развитии. Свойственны: - эндокринные нарушения - физическая ослабленность
Двигательная сфера Прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость (в статическом положении, в динамике, при совместных действиях).     Недостаточная сформированность тонких движений пальцев рук, отмечается недостаточность произвольных движений. Недостаточная четкость объема основных движений, неловкая походка, плохо регулируют мышечные усилия, трудности зрительно- двигательной координации, трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук, недостатки произвольных движений более выражены. Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия, грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостаточность произвольных движений носит выраженный стойкий характер.
Бытовые навыки Владеют элементарными навыками самообслуживания, выполняют элементарные бытовые действия. Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену (потребление пищи, пережевывание, не проливая,. умение пользоваться платком, туалетной бумагой, чистить зубы…) Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладение элементарными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях со взрослым. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельных действий по личной гигиене. При обслуживании себя зависят от взрослого.
Социальный опыт Испытывают трудности при самостоятельной ориентации в окружающем (местонахождение класса, столовой, дорога в школу). Различение средств передвижения, переход улиц по сигналу; использование предметов одежды в связи с сезонами года. Трудности в установлении временн ы х отношений (времена года, дни недели, части суток, определение времени по часам). Ограниченное знание о себе, семье, ближайшем окружении. Низкий уровень ориентации в окружающем даже при сопровождающей помощи взрослого. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого малоэффективна. Частичное знание предметов обихода.  
Способность к общению Способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми на вербальном уровне. Могут длительное время поддерживать контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. У некоторых детей возникают трудности при налаживании контакта, у других проявляется в ходе общения неадекватное реагирование, некритичность, нарушение дистанции. Появляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Первичный контакт бывает затруднен из-за ограниченного понимания обращенной речи; требуется мимическое и жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго, требуется положительная стимуляция. Некоторые дети привлекают внимание к своим нуждам (еда, туалет, боль). Имитируют действия других в ходе взаимодействия. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предмета. Интерес нестойкий. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи, необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициирует. Иногда проявляют негативизм, характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в виде вкусных съестных вещей, игрушек и т.д.
Способность к деятельности Проявляют интерес к деятельности, но он носит неустойчивый характер. Легче понимают инструкцию невербального характера. Способны действовать по образцу, пошагово, возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе действия требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль отсутствует, волевые усилия недостаточно сформированы. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.   Интерес к деятельности взрослого слабо выражен. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Интерес к действиям взрослого активно не проявляют. Пассивны в принятии предлагаемых взрослым заданий. Простейшее действие при совместной пошаговой помощи взрослого выполняют лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Необходимо совместное со взрослым поэтапное выполнение заданий. Безразличны к оценке результатов работы.
7 Сформированность высших психических функций   ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Эмоциональные проявления могут быть адекватны ситуации. Свойственно лишь мимическое отражение эмоциональных состояний окружающих. Способны к «заражению эмоциями» (сопереживание, огорчение, плач, страх, злость). Способны на собственное выражение и понимание состояния окружающих, в том числе и на картинном материале. Положительно реагируют на поощрение, выраженное в словесной форме. У ряда детей бывает бурно выраженная реакция на похвалу. Эмоциональные проявления (чувства привязанности, благодарности) нестойкие, но у некоторых детей имеются элементы «зацикленности». Нет глубины эмоциональных переживаний. Не способны на осмысленную переоценку поведения других детей. «Зацикливание» из-за тугоподвижности НС. Из-за затрудненности понимания ситуации эмоциональное реагирование может быть неадекватным. Может быть подражание мимическим эмоциональным проявлениям (плач, смех, страх). Понимание эмоций затруднено, нет дифференциации эмоций. На поощрение и похвалу не всегда наблюдается вербальное реагирование. Реакция на резкие раздражители адекватная. У ряда детей возможны адекватные эмоциональные оценки (привязанность к учителю, членам семьи, другим детям).   Эмоционально насыщенные ситуации не понимают. Реагируют только на сильные раздражители (шумовые, болевые, зрительные), но не понимают, что за этим стоит.
ВОЛЕВАЯ СФЕРА
Отмечается слабость волевых усилий, отсутствие инициативы, быстрое пресыщение (особенно однообразной деятельностью). Затрудняются самостоятельно находить мотивы деятельности (исключение – дети с болезнью Дауна). Большая внушаемость, связанная со слабой волей. Возможно сформировать навык самоконтроля. Трудности волевых усилий. Неспособны к самостоятельной произвольной деятельности (нужна организующая помощь, необходимо побуждение). Дети крайне внушаемы. Самоконтроль инициируется взрослым. Отсутствие самостоятельной произвольной деятельности. Волевое напряжение можно вызвать только с помощью взрослого. Имеют место проявления негативизма. Самоконтроль отсутствует.
ВОСПРИЯТИЕ
Способны к восприятию знакомых предметов, объектов, самостоятельно узнают их изображения. Трудности при дифференцировке зрительных, звуковых сигналов, тактильных, вкусовых раздражителей. Затрудняются при словесном обозначении основных признаков предмета, но способны к их группировке по цвету, размеру, форме. Трудности при актуализации прошлого опыта, при самостоятельном использовании различных сенсорных ощущений.     Восприятие пространства и ориентация в знакомых помещениях формируется в течение года. Требуется организация самого процесса восприятия и его сопровождение со стороны взрослого. Дифференциация зрительных, звуковых сигналов, тактильных, обонятельных раздражителей возможна с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предмета. При группировке предметов с учетом цвета, формы, величины требуется организующая и направляющая помощь. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей. Восприятие знакомых предметов доступно на натуральных объектах. Перенос на картинку самостоятельно невозможен. Эффективным оказывается включение в процесс восприятия разных анализаторов. Не сформировано понятие об основных признаках предметов, помощь неэффективна
Не умеют полноценно использовать свои анализаторы. Восприятие поверхностное, нет анализа образца и явления, которое происходит. Реагируют только на болевые и иные неприятные ощущения. Не используют прошлый опыт.
Могут найти столовую, гардероб.   Восприятие пространства и ориентация в знакомых помещениях не формируется без взрослого в течение многих лет.
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Способны усваивать названия дней недели, месяцев, названия сезонов года при последовательном перечислении (сказать: перед этим, после этого – затрудняются). Время по часам не определяют. Не сформированы временные представления. Могут лишь на картинках определить выраженные признаки времен года. Временные представления недоступны. Время по часам не определяют, но утро, день, вечер связывают с приемом пищи и установленными режимными моментами.
ПАМЯТЬ
В одинаковой мере страдает логическая и механическая память (примерно на одинаковом уровне). Исключение: Дети с синдромом Дауна, у которых наблюдается явное преобладание механической памяти. Так же свойственно отсроченное припоминание. Картинка помогает им помнить. Малый объем памяти. При коррекционно-развивающей работе возможен перенос на картинку, схематическое изображение, пиктограмму. Отмечаются выраженные трудности логического запоминания. Приемы запоминания не используют.     Крайне малый объем памяти.   Словесно-логическая память в 7-9 лет недоступна (не могут пользоваться приемами запоминания).     Объем памяти ограничен только самыми необходимыми предметами (одежда, еда).    
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
Объем ограничен. Объем маленький. Могут воспроизводить только что сказанные названия (сиюминутно).
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
Снижена, но с помощью наглядности может быть устойчива. В процессе занятий динамика вполне удовлетворительная. Не дает большой динамики. Нужно многократное повторение на разном материале, иначе быстро теряют полученные знания.
Научаются использовать наглядные средства. Использование наглядных средств с помощью взрослого.
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
Повторяют ритм. После упражнения могут называть последовательность в обратном порядке (ПР: 3 1 5 –> 5 1 3). Недоступно  
МЫШЛЕНИЕ
Узость, бедность, неточность, недефференцированность восприятия => трудности в понимании и осознании. Бессистемность, беспорядочность при самостоятельных мыслительных операциях. С помощью взрослого способны устанавливать последовательность из картинок. Могут с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи. В основном стереотипное мышление. Аналитико-синтетические операции недоступны (эхолаличный тип). Не умеют выделять главные признаки. Невозможность целенаправленно сравнивать по 1 выделенному признаку. Способны к элементарным обобщениям (без называния). «Выхватывают» отдельные признаки по сиюминутным своим желаниям. Не способны даже выбирать предметы выделенной группы. Инертность всех мыслительных процессов
Нет мотивации к заданиям
Мотивация возникает при наличии красивого приятного раздражителя Требуется дополнительное тактильное, вкусовое подкрепление (сенсорные ощущения).
Наибольшую динамику дает наглядно- действенное мышление. Трудности развития – наглядно-образного мышление.
РЕЧЬ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Запаздывает в своем развитии.
Могут быть нарушены. Бедность и ограниченность словаря. Нарушено грамматическое построение фразы. Активный словарь беднее пассивного. Много речевых штампов, копируют речь взрослых (отраженная речь). Грубое косноязычие. Может отсутствовать из-за локальных поражений КГМ (20-25% детей).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: