Т.е. перечень оснований для утраты доверия Президентом ограничен. Причем мотивировка принятого решения обязательна.




Президент Российской Федерации и губернатор Челябинской области подписали договор о разграничении полномочий, в соответствии с которым Челябинская область передавала Российской Федерации полномочие по рассмотрению в порядке конституционного судебного контроля споров о соответствии нормативных правовых актов на предмет соответствия Уставу Челябинской области. Данное полномочие было закреплено за Верховным Судом Российской Федерации.

Дайте юридический анализ предмета указанного договора.

Помимо законодательного разграничения полномочий между федеральными и региональными органами гос. власти (184- ФЗ) существует так же и договорное разграничение. Заключение договора допускается, если специфика управления в субъекте обусловлена экономическими, географическими и иными особенностями в той мере, в которой эти особенности определены иначе, чем в ФЗ.

Этапы заключения:

  1. Проект договора высшее должностное лицо субъекта направляет в Зак.Собрание для одобрения. В случае одобрения-
  2. ВДЛ информирует Президента
  3. Подписание договора Президентом и ВДЛ
  4. Направление в Госдуму для принятия ФЗ для утверждения договора.

 

Однако разграничение возможно только в сфере конкурирующей компетенции, т.е. совместного ведения РФ и субъектов РФ т.е только в рамках 72 статьи Конституции. Конституционный судебный контроль- прерогатива специализированных судебных органов – Конституционного суда РФ и конституционных(уставных) судов субъектов РФ. Следовательно, передать такое полномочие, как рассмотрение споров о соответствии НПА субъекта уставу, Верховному суду не представляется возможным.

­___________________________________________________________________________________________________________

 

 

Группа граждан обратилась в администрацию города с просьбой разрешить им провести митинг на центральной площади города. Референт главы муниципального образования через 16 дней после получения заявления граждан сообщил им по телефону, что администрация в разрешении на проведение митинга на площади отказывает, но дает согласие на его проведение на территории бывшего аэропорта, находящегося на окраине города.

Оцените действия участников.

Ч. 3 ст. 12 ФЗ «о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Кроме того орган обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

 

__________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. В Совет Федерации поступил принятый Государственной Думой Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации». Поскольку в течение 14 дней Совет Федерации его не рассмотрел, председатель Совета Федерации принял решение направить его, как одобренный Советом Федерации в пассивной форме, Президенту РФ. Президент Российской Федерации возвратил данный закон без подписания.

Оцените правомерность действий всех субъектов.

 

В случаях, предусмотренных в ст. 106 Конституции, ФЗ не может быть принят пассивным одобрением. (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации")

Поэтому Президент может возвратить ФЗ, если усмотрит нарушение процедуры его принятия в ту палату, в которой было нарушение (ПКС от 22.04.1996 по делу о толковании ст. 107 Конституции РФ)

___________________________________________________________________________________________________________

 

2. Гражданин Российской Федерации Аванидзе, имеющий постоянную прописку по месту жительства в Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет, проживающий в Москве, в 1996 г. обращался в УВИР ГУВД г. Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Аванов обратился в Конституционный Суд РФ.

Каким должно быть решение Конституционного Суда Российской Федерации?

 

ПКС от 15.01.1998 по делу о проверке ч. 1,3 ст 8 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ

Выдача паспорта лишь по месту жительства жёстко увязвает реализацию гражданином права свободно выезжать за пределы РФ. Конституционные права гарантируются не зависимо от места жительства и наличия жилого помещения. Таким образом, такой порядок выдачи паспорта – дискриминирующий. Данное положение признанное неконституционным.

___________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Президент Российской Федерации подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Новосибирской области в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. В качестве основания утраты доверия в указе ничего указано не было. Отрешенный от должности губернатор Новосибирской области не согласился с указом Президента Российской Федерации и обратился в Верховный Суд Российской Федерации. В своем заявлении он указал, что был избран народом и должен нести ответственность только перед избирателями.

Дайте юридический анализ ситуации. Какое решение должен принять Верховный Суд Российской Федерации? Назовите законодательно установленные основания утраты доверия Президента Российской Федерации.

 

Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

 

1. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", либо установление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

л) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, на основании и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

 

Т.е. перечень оснований для утраты доверия Президентом ограничен. Причем мотивировка принятого решения обязательна.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Законодательное Собрание Свердловской области внесло в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправке в Конституцию Российской Федерации в части изменения статуса Свердловской области на Уральскую Республику. При обсуждении внесенного проекта закона в профильном комитете Государственной Думы частью депутатов было высказано мнение, что такое изменение статуса возможно только в отношении всех областей сразу в целях соблюдения принципа равноправия. Другие депутаты высказали мнение, что изменение статуса области на республику можно произвести не поправкой, а изменением наименования субъекта Российской Федерации и внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации.

Оцените высказанные мнения и дайте юридический анализ возможному изменению статуса субъекта Российской Федерации.

 

Ст 65 Конституции предусматривает гибкий способ изменения Конституции в случае:

- образования нового субъекта

- принятия нового субъекта

-изменение конституционно-правового статуса субъекта

137, 134 ФЗК о порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

2. При проведении переговоров по демаркации российско-китайской границы администрация Хабаровского края высказала несогласие с намерением руководства российской делегации передать два острова, входящие в состав территории края, Китаю. При этом администрация ссылалась на конституционную гарантию невозможности изменения территории субъекта федерации без его согласия (ст. 67 Конституции РФ).

Как, по вашему мнению, должен быть разрешен данный вопрос? Какие конституционные нормы здесь следует применять?

Изменение Государственной границы РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. "н" ст. 71 Конституции РФ) и осуществляется на основании ратифицированных международных договоров. Таким образом, если граница субъекта совпадает с государственной границей, то её регулирование осуществляется федерацией.

_____________________________________________________________________________

 

2. Четыре области и один край: Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области и Пермский край приняли решение об объединении в один крупный субъект - Уральский край. В Свердловской и Челябинской областях это решение было принято на заседаниях их законодательных органов, в Курганской и Оренбургской областях - оформлено указами губернаторов, а в Пермском крае - решением референдума субъекта РФ.

Предусмотрена ли Конституцией РФ возможность подобного объединения? Если да, то в каком порядке оно должно осуществляться?

Инициатива объединения должна исходить либо от высших органов власти субъекта, либо от населения. Субъекты должны иметь общие границы, решение оформляется референдумом, тк затрагиваются права населения. Решение считается принятым, если референдум был проведём с соблюдением всех требований.

__________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. Глава Республики Тыва и законодательный орган государственной власти Республики Тыва обратились к Президенту Российской Федерации с предложением заключить договор, в котором предусмотреть в качестве одной из форм реализации права народа на самоопределение возможность выхода Республики Тыва из состава Российской Федерации или ее присоединения к другому государству в случае принятия такого решения на референдуме Республики Тыва большинством в три пятых от общего числа граждан, принявших участие в референдуме. До обращения к Президенту Российской Федерации аналогичные изменения уже были закреплены в Конституции Республики Тыва.

Сецессия - право субъекта федеративного государства на выход из состава федерации - в России законодательно не предусмотрена.

13 марта 1992-ого года Конституционный Суд РФ специальным Постановлением № 3-П разъяснил правовую позицию по данному вопросу: "территориальное единство РФ неделимо и любые действия по отделению любого субъекта РФ от остального государства противоречат Конституции РФ, правам народов и международным правам человека".

 

___________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. В Конституционный Суд РФ обратилась Государственная Дума Томской области с запросом о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 "О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ". Согласно пункту 100 Регламента Правительства РФ законопроект, поступивший на заключение в Правительство без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается Аппаратом Правительства субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение.

 

Какое решение принял Конституционный Суд РФ по данному делу?

 

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 9-П “По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации”

Проекты федеральных законов (законопроекты) по предметам ведения РФ и (или) совместного ведения РФ орган государственной власти, уполномоченный Конституцией РФ (статья 105, часть 1) на принятие федеральных законов, причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Наличие заключения Правительства РФ именно на соответствующий законопроект, подпадающий под установленную частью 3 статьи 104 Конституции РФ квалификацию, является предусмотренным непосредственно Конституцией РФ условием реализации права законодательной инициативы, которая, однако, не зависит от характера указанного заключения. Т.Е. субъект законодательной инициативы вправе внести законопроект и с отрицательным заключение правительства.

находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации по форме, содержанию, а также с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 10 и 104.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. На счет избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кроме собственных средств кандидата, поступили пожертвования

А) от муниципального унитарного предприятия;

Б) от лица без гражданства;

В) от несовершеннолетнего гражданина РФ;

Г) от иностранного гражданина;

Д) от анонимного лица;

Е) от администрации муниципального образования;

Ж) от открытого акционерного общества.

Оцените правомерность формирования избирательного фонда кандидата. Укажите, какие действия вправе и обязан предпринять кандидат в отношении поступивших пожертвований.

Избирательный фонд – обязательный элемент избирательного процесса. Должен быть, но денег на счету может и не быть.

Формируется за счёт:

- собственных средств(до 10%)

-средств партии (не более 50%)

Добровольных пожертвований (не анонимных)

 

Запрещается вносить пожертвования от

А) ГУП, МУП

Б) апатридов

В) граждан до 18 лет

Г) от иностранных граждан

Д) от анонимного лица

Е) от ОГВ, ОМС

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. 5 марта Президент подписал указ о возложении временного исполнения полномочий Президента на Председателя Правительства на время госпитализации Президента с целью проведения медицинской операции. В указе было оговорено, что Председатель Правительства исполняет полномочия Президента до 7 марта. Однако после операции Президент не пришел в сознание, потребовалось лечение, во время которого невозможно выполнение полномочий Президента. По предположениям врачей, лечение займет более 1 месяца. Временно исполняющий полномочия Президента подписал указ о продлении срока временного исполнения полномочий Президента на срок болезни Президента. Оцените ситуацию.

 

В случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации.

 

. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Дополнительного указа не требуется для продления полномочий.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Уставом субъекта РФ определена общая численность депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ - 25 депутатов, которые избираются по одномандатным округам. После подведения результатов выборов нового созыва законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ пять избранных депутатов не сложили с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата. С учетом данного обстоятельства установите, сформирован ли законодательный (представительный) орган субъекта РФ в правомочном составе; определите правомочность заседания (кворум) органа.

 

Законодательный орган субъекта правомочен, если избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Общая численность – 20 депутатов. 2/3 от 25 = 17 человек. Следовательно, Законодательное собрание, численностью 20 человек правомочно.

__________________________________________________________________________________________________________

 

 

2. За три дня до дня голосования на выборах губернатора области гражданин, в связи с продажей квартиры, был снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства в городе А. Ко дню голосования пройти регистрацию по новому адресу проживания в городе В. не успел. В день голосования гражданин пришел на избирательный участок по новому адресу места жительства, однако получил отказ в выдаче избирательного бюллетеня, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории избирательного участка. Гражданин обратился к председателю участковой избирательной комиссии с просьбой включить его в список избирателей. Председатель комиссии отказал в рассмотрении комиссией просьбы, поскольку гражданин обратился с ней за час до окончания времени голосования. Гражданин направил жалобу на решение председателя участковой избирательной комиссии уполномоченному по правам человека в области. Дайте правовую оценку изложенной ситуации с позиции действующего избирательного законодательства.

 

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства (при отсутствии места жительства в пределах Российской Федерации - места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка.

Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае, предусмотренном частью 13 статьи 15 настоящего Федерального закона, - председателем и секретарем участковой избирательной комиссии) и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: