Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.




Контрольно-измерительный материал

Вариант 4

 

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию да­ется 3 часа (180 минут). Работа состоит из 2-х частей, включающих 31 задание.

 

Часть 1 включает 25 заданий с кратким ответом.

Часть 2 состоит из 6 заданий с развернутым ответом.

 

Ответы на задания 1-19 записываются одной цифрой, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы на задания 20-25 записываются в виде последовательности цифр.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (26-31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать необходимую информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученные из курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа ставится один или более баллов. Баллы, получен­ные вами за все выполненные задания, суммируются.

 

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

 

Желаю успехов!

Часть 1

Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки


 

 

1. Результатом конструктивного взаимодействия общества и природы может стать

 

1) проблема «Севера» и «Юга»

 

2) углубление экономического кризиса

 

3) смягчение демографической ситуации

 

4) преодоление экологического кризиса

 

2. Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует право учащегося на образовательную программу, созданную с учётом его индивидуальных особенностей?

 

1) гуманитаризация

 

2) гуманизация

 

3) компьютеризация

 

4) профилизация

 

3. Строительство очистных сооружений на металлургическом заводе позволило существенно снизить вредные выбросы в атмосферу. Этот пример иллюстрирует

 

1) повышение экономической эффективности

 

2) влияние культуры на общество

 

3) воздействие общества на природу

 

4) снижение издержек производства

 

4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

 

А. К глобальной проблеме народонаселения относится угроза войны с применением ядерного оружия.

 

Б. Перенаселённость ряда развивающихся стран является проявлением демографической проблемы.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

5. Одним из обязательных элементов религии является

 

1) многообразие конфессий

 

2) отделение школы от церкви

 

3) вера в существование сверхъестественного

 

4) законодательство о свободе совести

 

6. Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?

 

А. Патриотизм проявляется в стремлении следовать обычаям и традициям своего народа.

 

Б. Гуманизм предполагает отсутствие расовой и национальной дискриминации.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

7. Укажите название экономической системы, в которой механизм рынка дополняется активной ролью государства в организации хозяйственной жизни общества.

 

1) рыночная

 

2) административно-командная

 

3) плановая

 

4) смешанная

 

8. И в рыночной, и в командной экономике

 

1) существует товарный дефицит

 

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

 

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

 

4) существует конкуренция производителей

 

9. В стране Н. цены на товары широкого потребления выросли на 50%, при этом их качество осталось прежним. Увеличился минимальный размер заработной платы работников. О каком экономическом явлении идёт речь?

 

1) потребление

 

2) производство

 

3) обмен

 

4) инфляция

 

10. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

 

А. Распределение материальных благ относится к экономической сфере.

 

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

11. Отличительным признаком нации как этнической общности является

 

1) общность языка и духовной культуры

 

2) суверенность во внешней политике

 

3) наличие публичной власти

 

4) многообразие отношений собственности

 

12. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества

 

1) социально-классовый

 

2) профессиональный

 

3) социально-территориальный

 

4) этнический

 

13. Верны ли следующие суждения о семье?

 

А. По структуре различают семьи нуклеарные и расширенные.

 

Б. Формами моногамного брака является полигиния и полиандрия.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

14. В нашей стране подписывает и обнародует законы

 

1) глава Правительства РФ

 

2) Президент РФ

 

3) Председатель Совета Федерации

 

4) Генеральный прокурор РФ

 

15. Прочитайте фрагменты из газетных статей. В каком из них содержится информация о выборах, характерных только для демократического общества?

 

1) «Международные избиратели были лишены возможности следить за выборными процедурами».

 

2) «На каждое место в Законодательном собрании правящей партией выдвигался один наиболее достойный кандидат».

 

3) «В ряде регионов выборы депутатов парламента проходили одновременно с выборами в местные органы власти».

 

4) «Выборы широко освещались всеми информационными каналами, граждане имели возможность ознакомиться с разными программами, сделать реальный выбор в условиях альтернативы».

 

16. Какое суждение о государстве является верным?

 

А. Любое государство выступает гарантом осуществления человеком своих прав и свобод.

 

Б. Формами демократии являются: бюрократия, олигархия, аристократия.

 

1) верно только А

 

2) верно только Б

 

3) верны оба суждения

 

4) оба суждения неверны

 

17. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

 

1) административное

 

2) конституционное

 

3) гражданское

 

4) уголовное

 

18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

 

1) Государственная Дума

 

2) Правительство РФ

 

3) Совет Федерации

 

4) Общественная палата

 

19. Что является правонарушением?

 

1) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик

 

2) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора

 

3) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома

 

4) отключение подачи электроэнергии в некоторые населённые пункты из-за урагана

 

20. Верны ли следующие суждения?

 

А. В по­ли­ти­че­ской си­сте­ме не менее чем ин­сти­ту­ты, зна­чи­ма по­ли­ти­че­ская ком­му­ни­ка­ция, обес­пе­чи­ва­ю­щая вза­и­мо­свя­зи и от­но­ше­ния между со­став­ля­ю­щи­ми си­сте­му под­си­сте­ма­ми и эле­мен­та­ми.

Б. Ин­сти­ту­ци­о­наль­ная под­си­сте­ма по­ли­ти­че­ской си­сте­мы вклю­ча­ет в себя нормы и цен­но­сти, по­сред­ством ко­то­рых об­ще­ство ре­гу­ли­ру­ет воз­ни­ка­ю­щие кон­флик­ты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 


21. В своем реферате ученик провел сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) может оказывать сильное эмоциональное воздействие

2) основывается на вере в сверхъестественное

3) является видом духовной культуры

4) основным выразительным средством является художественный образ

Черты сходства Черты различия
       
       

 

22. Установите соответствие между примерами проступков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫПРОСТУПКОВ
А) незаконная перепланировка квартиры 1) гражданско-правовой
Б) пропуски занятий без уважительной причины 2) административный
В) нарушение правил противопожарной безопасности 3) дисциплинарный
Г) неисполнение долгового обязательства  

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

Учёные опросили 25-летних и 55-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

 

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Б о льшая доля 25-летних работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие, чем для самореализации.

2) Равные доли 55-летних связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествовать, общаться с разными людьми.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди 55-летних, чем среди 25-летних.

4) Равные доли опрошенных каждой группы работают потому, что прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Б о льшая доля 25-летних, чем 55-летних, работает потому, что считает свою работу очень нужной обществу.

24. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Вопросы карьерного роста важны для молодёжи.

2) Работники старшего возраста меньше конфликтуют со своими коллегами.

3) Для значительной части работников материальные стимулы являются основными.

4) Возможность самореализации является одним из двух важнейших мотивов трудовой активности работников независимо от их возраста.

5) Роль интереса к работе как мотива трудовой активности ослабевает с возрастом.

25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В России действуют десятки политических партий и движений. (Б) Следует учитывать, что успех политической партии во многом определяется её способностью реагировать на меняющиеся потребности общества. (В) Политические деятели никогда не должны забывать о привлечении потенциальных избирателей.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

А Б В
     

 

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Часть 2

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

 


Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».

По материалам энциклопедии для школьников

 

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

 

С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.

 

С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

 

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

 

С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

 

С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: