Германия в 1945-1949 гг. Образование ФРГ и ГДР.




Уже на 1х заседаниях Союзного контрол совета нач проблемы. Фр наложила вето на советско-амер проект создания центр герм органов упр-я.

Демократизация. Осн полит партии. Христ-демократ союз (ХДС) и Христ-социальн союз (ХСС) Баварии – консерват круги Герм – крестьянство и круп буржуазия, базой для них послужили правые и католич партии Веймарской республики. СвДП объединила либер интеллигенцию и мелк буржуазию, она созд на основе бывших центрист партий. СДПГ представляла интересы рабочих. В западных зонах КПГ после войны не польз большим влиянием.

Нюрнбергский процесс. 20.11.45 нач процесс над 24 высш воен и гос деятелями нацист Герм, а также над 7 организациями (в т.ч. НСДАП, СС, СД, гестапо). Преступления против мира, воен преступления и преступления против человечества.

1. Расследование преступлений и сам процесс происходили на весьма скользкой почве. Вбр и Фр подписали с Гитлером так назыв «Мюнхенский сговор», СССР– «Пакт Молотова-Риббентропа», чем немало способств развязыванию агрессии и совершению преступлений. Поэтому был составлен список «запретных» тем, если обвиняемый или его адвокат их касался, то его тут же прерывали.

2. Руководству Герм были инкриминированы действия, которые оно либо не совершало, либо вину в их осуществлении должны были раздел гос-ва-победители.

3. Не было подлинного равенства защиты и обвинения: адвокаты обвиняемых не допускались к архив документам.

4. Документы, котор свидетельствовали против обвиняемых, приобщались к делу, а те, которые свидетельствовали в их защиту, нет.

1.10.46 был оглашен приговор Междунар воен трибунала. К смерт казни – 12 ч-к, к пожизн заключению или длит срокам 7 человек, 3 были оправданы. Были признаны преступными руководящий состав НСДАП, организации СС, СД и гестапо. Впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества, были опробованы новые правовые нормы, начал свою деят-ть Междунар воен трибунал, впервые была предусмотрена ответ-ть за агрессивную войну на кажд из ее стадий.

Денацификация. 5.03.46 в амер зоне был принят закон «Об освобожд от национал-социализма и милитаризма», к концу года он был распростр на все запад зоны. Все население старше 18 лет должно было заполнить анкету из 131 пункта для того, чтобы определить, к какой из 5 категорий оно относится: гл виновники, изобличенные, менее изобличенные, попутчики, освобожд от ответ-ти или не замешанные. Наказания: до 10 лет рабочих лагерей, штраф, лишение пенсии, ограничение в правах и т.д. Появилось огромное кол-о адвокатских контор, помогающих правильно заполнить анкету, так чтобы она превратилась в «отмывающую бумагу». При рассмотрении дел начали с конца, с 5-й категории. Была проведена чистка учител состава, однако здесь союзники также столкн с трудностями: значит часть учителей имела нацист прошлое, заменить их было некем.

Земельн реформа. Амер в основу реформы полож принцип реш-я проблем переселенцев и продовольст снабжения по возм-ти без измен структуры собственности. Круп помещичьи хоз-ва не национализир-сь, а лишались земли, превышающей разрешенные 100 га. Во франц зоне, где в руках помещиков находилось не более 4% земли, ситуация развив аналогично. В англ зоне в связи с голодом реформа практич не проводилась.

Демонополизация. Снач союзники заяв о том, что круп предприятия будут раздел и преж рук-во не будет допущено к управ-ю ими, но об этих обещаниях забыли. Три крупнейш банка – «Дойче банк», «Коммерцбанк» и «Дрезденер банк» – были раздел на 30 орг-ций.

Репарации. В этом вопр англ и амер прояв поразит единодушие. Им никак не хотелось ослаблять экономику своих зон в рез-те советс демонтажа. Поэтому они придерж тактики затягивания реш-я этого вопр, предоставляли заниж данные об экон потенциале своих зон, указывая на невозм-ть удовлетв совет требований, предлаг для демонтажа устаревшие или малозначит предприятия. Всего в плане на 1946 г. значилось 1800 предприятий, в 1947 г. из него были исключены 858 объектов. К лету 1948 г. вывоз предприятий из запад зон в СССР полностью прекратился.

Начало раскола страны. Образование Бизонии и Тризонии. С нач Холод войны (к осени 1946) планы запад держав в отнош Герм полностью измен: из бывш противника она преврат в возмож союзника в будущ войне с СССР. В этой связи следовало создать сильн централиз государство с хорошо развитой экономикой. Начать надо было с интеграции отдельных зон оккупации. Проще всего было договориться между собой англичанам и американцам, 1 января 1947 г. их зоны оккупации объединились в Бизонию.

5.06.47 госсекретарь Маршалл заявил о разработке программы экон возрожд Евр, т.н. «плана Маршалла», согласно котор США д.б. предоставить экон помощь Зап Евр, в т.ч. и Герм. Немцам передав управление на уровне земель, демонтаж ограничивался только воен пром-тью и д.б. быть увелич уровень жизни населения.

Союзники занялись созданием един органов управл-я для своих зон. Экон совет – высш орган управл-я Бизонии, сост из делегатов от ландтагов. В февр 1948 был создан Земельный совет, сост из 24 представителей земельных правит-в. Он получил право вето на все законы, принимаемые Экон советом.

В феврале-марте 1948 г. в Лондоне собр конференция 6-ти гос-в (США, Англ, Фр и страны Бенилюкса), СССР не пригл. На ней было решено создать в Зап Герм федератив гос-во и передать ему контроль над Руром. В знак протеста против решений Лондон конф-и советс представитель в Контрол Совете м-л Соколовский вышел из него. Гл межсоюзн орган по управ-ю Герм перестал существовать. 8.04.48 франц зона присоед к Бизонии, котор трансформир в Тризонию.

«План Маршалла» и экономическое возрождение Западной Германии. Огром роль в стабилизации экономики Зап Герм сыграл план Маршалла, по котор с 1948 по 1951 Герм получ от США 1,5 млрд. $. Эти средства были предоставл в виде продовольствия, потребит товаров, промышл сырья и оборуд-я, позволивших ликвидир проблему дефицита и ликвидир последствия демонтажа и послевоен разрухи в пром-ти. Значит помощь оказ также междунар благотворит орг-ции. Продуктовые посылки с кофе, шоколадом, тушенкой приходили в кажд немец семью.

Гл архитектором послевоен возрожд был Людвиг Эрхард, назнач союзниками на долж-ть директора Управ-я хоз-ва Тризонии. По его мнению, рыноч экономика могла успешно функц-ть только в усл-х 5-ти свобод: свободы потребления, свободы труда, свободы предпринимательства, свободы распоряжения част собств-тью и свободы заключения договоров. Гос-во д.б. выполнять защит функции: устанавл низк налоги, предоставлять льготы для частных инвестиций, огранич монополии и защищать внутр рынок от иностр конкуренции.

Денеж реформа. Пенсии, зарплата и квартплата подлежали выплате 1:1. Каждый немец мог свободно обменять 60 марок по курсу 1:1, половина оставшихся сбережений и наличности были обменяны 10:1, другая половина была заморожена и позднее обменяна 20:1. Заводам и фабрикам были предоставлены средства для выдачи 1й зарплаты, в дальнейшем они могли полаг только на себя. Стар банков обяз-ва аннулировались, был учрежд Эмиссионный банк немец земель. Немец марка, введ в обращение в рез-те реформы, стала единств платежным средством. Бартерные сделки прекратились.

24 июня произошла реформа цен. Отныне отменялся гос контроль над ценами, прекращ администрат распред ресурсов и произвольное гос вмешательство в экономику. Полки и витрины магазинов сразу наполнились товарами, исчез «черн рынок». Цены после реформы были довольно высокими, что придало населению нов стимул трудиться. Позднее были приняты законы о кредит и налог политике, мерах против произвол завышен цен, антимонопол указы. Особ внимание удел поддержке мал и средн бизнеса.

Завершение раскола страны. Блокада Берлина. Денеж реформа, провед запад державами вопреки Потсдам соглашениям и только в запад части страны, заверш раскол страны на 2 части. В этой ситуации сущест в центре Вост Герм запад анклава, в котор наход амер и англ войска, было нежелательным. Сталин попыт выдавить союзников из города с помощью блокады. 1.04.48 советс воен адм-ция ввела проверку всех воен и гражд перевозок м/у запад зонами и Берлином. Совет представитель вышел из Союзной воен комендатуры Берлина. 25 июня, после введ в Зап Берлине немец марки, была установл полная блокада запад секторов города: прекращ пассажир и товар сообщение, а также подача электроэнергии, перерезаны все телефон кабели. Прекратилась отгрузка угля на западноберл электростан. 2,1 млн. жителей оказ под угрозой голода, холода и безработицы. В ответ на это с 26 июня по инициативе амер воен губернатора г-ла Клея было установл снабжение города по воздуху. Амер и англ транспортники вылетали из Гамбурга, Ганновера и Франкфурта на Майне и приземлялись в Берлине. По «воздуш мосту» перевозилось все: от угля для электростанций до детского питания.Не найдя эффектив мер противодействия союзникам (сбивать самолеты не решились), 12 мая 1949 г. СССР снял блокаду, все огранич на передвижения из Зап Берлина и обратно были сняты. Это означ поражение Сталина в 1м берлинском кризисе, однако сам вопр решен не был.

Образование ФРГ. Введ блокады Берлина ускор процесс создания западногерм гос-ва. 1.07.48 воен губернаторы запад зон приняли реш-я о созыве к 1.09.48 Конституц собрания, котор долж разработ осн закон на принципах демократии и федерализма. С 10 по 28 августа в Баварии заседал Конституц конвент – совет экспертов, разработ проект Констит. Парламент совет, в него вошли 65 депутатов от 11 западногерм ландтагов и 5 представ-й Зап Берлина с правом совещат голоса. Их работа свод гл образом к распред обяз-тей м/у центром и регионами. 8.05.49 г. большинством голосов 53 против 12 Парламент совет одобрил Осн закон (Конст-ю) ФРГ.

1. ФРГ превращ в демокр федератив гос-во, сост из 10 земель. К исключит компетенции федерации относ транспорт, связь, внеш политика, охрана границы, соц обеспечение. В совмест ведении федерации и земель наход финансы, образование и культура.

2. Западногерм парламент сост из 2 палат: бундестага (нижн палата), избир на основе всеобщ тайн голосования по одноманд округам и партийн спискам, и бундесрата (верхн палата), форм-го из 3-5 представителей от кажд земел прав-ва.

3. Федерал президент явл высш гос лицом, но при этом обладал огранич полномочиями (выполн представит функции). Президент избир федерал собранием, сост из равн кол-ва депутатов бундестага и ландтагов, на 5 лет.

4. Главой прав-ва явл канцлер, избир бундестагом. Он опред осн направл-я внутр и внешн политики, назнач и снимает министров.

14.08.49 сост 1е парламент выборы. Победу на них одержали ХДС и ХСС (144 места), коалиция с СвДП (вместе они располагали 201 голосом из 402). 12 сент был избр 1й федерал президент – Хойс (СвДП). Был избр 1й федерал канцлер, большинством в 1 голос им стал Конрад Аденауэр (ХДС). При таком раскладе голосов можно было ожидать полит неустойч-ти и скорой отставки прав-ва, однако Аденауэру удалось продерж у власти 14 лет вплоть до 1963 г.

В своей программе он обещал: построение социал рыноч экономики; сокращ безработицы; поддержку жилищ строит и с/х; огранич демонтажа пром-ти; интеграцию беженцев и переселенцев в западногерм общество; помощь Зап Берлину; непризнание восточ границ; улучш германо-фр отнош и реш-е проблемы Саара; интеграцию ФРГ в сообщество «свободных» народов запада.

21 сент вступ в силу Оккупацион статут, согласно котор образовывалась Союзная верхов комиссия, на котор возлаг функции: воен безопасности, внеш сношений, утвержд всех измен Конституции, контроль над законодат-м, управ-м, экономикой и внеш торговлей ФРГ.

Особенности советс оккупац политики. Еще в годы войны готовились будущие руководящ кадры для своей оккупац зоны из числа коммунистов-эмигрантов и немец военнопл-х, проход спец подготовку в лагерях НКВД. Перед рук-вом НКВД была поставл задача: обеспеч по 20 ч-к для кажд земли Советс оккупац зоны, способных взять на себя рук-во местной админ-ей и крупн предприятиями в период анархии сразу после капитуляции. Так можно осущест фактич бескров переворот и сосредоточ всю реал власть в своих руках. Еще в февр 1945 года регуляр стал собираться семинар для 150 тщат отфильтров немец коммунистов на тему полит работы в послевоен Герм. На 1м этапе, когда деят-ть полит партий еще будет наход под запретом, задачей коммунистов было содейст демократ реформам оккупац властей и работа в нов органах самоупр-я. Все антифашист силы д.б. быть объед в един блок, ведущ позиции в котор принадлеж бы коммунистам. В апреле-мае 1945 года пришло время действовать. 3 группы вылетели на фронт для того, чтобы осуществить план Сталина.

Советс воен адм-ция (СВАГ), централ учреждения размест в пригороде Берлина. Отличит чертами советс оккупац политики были: крайняя закрытость, полн изоляция советс служащих от запад союзников и немцев; тотал контроль над немец органами самоупр-я, стремление все сделать самим и использ их как «прикрытие»; своеобраз понимание демократ (все делали по советс образцу); сотруд-во только с коммунистами, игнорир др полит партий; непослед-ть в экон вопросах – стремление макс компенсир причиненный СССР ущерб противореч интересам возрождения экономики Вост Герм.

Репарации. До Потсдамс конф-и были «очищены» терр-и Польши и Чхсл, а также передав союзникам Зап Берлин. К марту 1946 г. со всех оккупир советс войсками терр-й было вывезено оборуд общ весом более 4 млн. тонн, в то же время стоимость этого оборуд по офиц советс оценкам сост лишь 2 млрд. $. После подписания Потсдамских соглашений начался вывоз оборудования из советской и западных зон оккупации. К переходу от формы взимания репараций в виде демонтажа к образ советс акционерных обществ советс рук-во побудило неск причин:

1. Холод война, в усл-х котор экономика и индустр база Советс оккупац зоны д.б. быть использ в наращ советс воен и экон мощи.

2. Экон положение в Герм, стагнация и кризис, нехватка сырья. В усл-х начавш раскола страны возможно было только прям снабжение зоны из СССР, для этого предприятия - потребители д.б. наход в советс собственности.

3. Полит ситуация в Герм. Необход было поднять престиж образуемой СЕПГ, а сделать это можно было, только продемонстрировав успехи немец пром-ти, улучшение благосост граждан, отмену поставок демонтир оборудования.

Предприятия САО были распростр по всей зоне. В собственность СССР были переданы в 1ю очередь предприятия стратегич назначения. СССР осущест в них прям капиталовлож, поставлял оборуд-е (если это было необход), готовил кадры. На этих предпр-х внедрялся советс опыт произ-ва и планирования. Организовывалось соц соревнование, движ стахановцев, но сначала нужно было покрыть квоту, выдел для репарац поставок, а лишь затем удовлетв спрос немец покупателей. Размер репарац изъятий в пользу СССР колебался от 6 до 12 % ВНП. Др формами взимания репараций были: использ немец спец-ов и патентов в СССР, поставки готов продукции, размещ на немец предприятиях советс заказов и эмиссия оккупац марок.

Земел реформа была провед осенью 1945 г. и преслед нескол целей:

1. Измен соц структуры деревни. Ликвидация круп землевладения, явл-ся традиц опорой реакционных полит сил, и созд широкого слоя мелк и средн собственников, которые стали бы опорой нового строя.

2. Наделение землей переселенцев и беженцев, котор насчит около 3,6 млн. чел.

Конфискации подлеж все поместья воен преступников, актив членов НСДАП и ее подразделений, правящего рук-ва гитлер Герм (независимо от размеров), а также поместья помещиков и кулаков, превышав 100 га. Вся конфискованная с/х техника, передав «Комитетам крестьян взаимопомощи», котор д.б. предоставлять ее напрокат в 1ю очередь крестьянам, получ землю в ходе аграр реформы. Экспроприир земли раздав крестьянам, но не более 5 га в одни руки. Землю, получ в ходе реформы, нельзя было делить, продавать, сдавать в аренду или закладывать. Стоимость земли равнялась годовому урожаю с нее, 1й взнос деньгами или натурой в размере 10% д.б. быть внесен до конца 1945. Остаток должен был быть погашен в теч 20 лет. В ходе реформы появ более 209 тыс. «нов крестьян», около 170 тыс. рабочих получ огороды и дачн участки, что существ улучш продовольст ситуацию в городах. Условия аграр реформы предопред экон слабость «нов крестьян» и низкую рентабельность их хозяйств в начале 50х годов. Не хватало техники и инвентаря, во многих семьях не было кормильцев. С целью защитить себя «нов крестьяне» стали созд с/х производст кооперативы (СХПК). В июле 1952 г. провозглашен курс на коллективизацию с/хозяйства.

Национализация пром-ти. Этот процесс происход в неск этапов:

1. Конфискация собственности Рейха, НСДАП и ее орг-ций, союзников Рейха. Было экспропр 9870 предприятий, котор были поделены на 3 категории: A - судьба этих предприятий решалась посредством народ референдума; В - менее значимые объекты; С - 213 крупных предприятий, котор производили более 1/4 продукции ГДР.

2. Референдум в Саксонии 30 июня 1946 г. о национализации. Все предпр-я категории «А» были национализированы, они давали около 40% ВНП. Предприятия категории «В» были возвращены их собственникам и сост частный сектор экон. Предприятия категории «С» были переданы в собственность СССР и превращены в Советские акционерные общества (САО). Народные предприятия и САО вместе производ около 56% промышл продукции советской зоны. Так впервые было установл преобладание гос сектора в экономике СОЗ.

Ликвидация всех банков, кроме гос, позвол контролировать развит частн сектора: при отсутствии кредитов коммерсанты не могли развернуть широкое производство, конкурировать на равных с гос сектором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: