Герасимовой Надеждой Васильевной




Конспект пробного урока окружающему миру,

Который будет дан

В школе №1090 в 3«Г» классе

У учителя Пуховой Нины Федоровны

Студенткой 32 группы

Герасимовой Надеждой Васильевной

Подпись учителя: ______________

Подпись методиста: _____________

Отметка: ___

 

Тема урока: Растениеводство.

Цели урока: Познакомить с темой Растеневодство.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о растениях.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.

 

https://www.openclass.ru/node/215208

 

Организационный момент. Актуализация ранее изученного. Изучение нового материала Закрепление изученного материала. Итог урока. Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Надежда Васильевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку.   Сегодня мы поговорим о том, как человек использует природу. Вы уже прошли 3 составляющих экономики. (природные богатства, труд, капитал) - Итак, составной частью экономики, или отраслью, является сельское хозяйство. (Отрасль – это область деятельности человека) Сельское хозяйство имеет 2 отрасли: 1 – растениеводство 2- животноводство.   Сегодня мы рассмотрим одну отрасль – растениеводство. Ребята, как вы понимаете это слово «растениеводство»? Это значит разводить растения, ухаживать за ними. Давайте проверим, правильно ли мы ответили и найдем определение в учебнике.   Растениеводство занимается выращиванием культурных растений. Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей. Культурные растения выращивает человек, а как тогда называются растения, которые растут сами по себе? - Дикорастущие. Молодцы.   Ребята, давайте узнаем, какие культуры выращивают растениеводы, для этого прочитаем учебник.   Давайте заполним нашу схему. Выходи к доске и назови 3 группы культур. (Схема)   Первая группа – Зерновые культуры. Ребята, кто помнит какие зерновые культуры выращиваются в этой группе? (карточку прикрепить к схеме) Картинка Пшеница – главная наша кормилица. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира. Самые распространенные виды пшеницы – твердые и мягкие. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая, то есть посеянная перед зимой. Зеленые росточки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, то её называют яровой, то есть весенней, посаженной под яркое солнышко. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться.     Рожь (лат. Secale cereale) — однолетнее травянистое растение семейства злаков. Рожь выращивают во многих странах, но она неизвестна в диком состоянии. Еще лет 100 назад рожь была в России основной зерновой культурой. Она более устойчива к засухе, чем пшеница и дает более стабильные урожаи. Возделывается рожь, как культурное растение, около 2000 лет. В старые времена и вплоть да нашего времени белый пшеничный хлеб ели только по праздникам, а повседневно питались черным ржаным хлебом. С современной точки зрения это было своеобразным здоровым питанием.   - Ребята, а кто знает какой напиток делают из ржи? (квас) У: Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Он так и называется – пшеничный и ржаной. - Что можете сказать о хлебных культурах? У: - Хлебные культуры похожи внешним видом. Их трудно отличить. Хлеб достаётся тяжёлым трудом. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. (СЛАЙД)   - К зерновым культурам можно отнести гречиху. Гречи́ха (лат. Fagópyrum) — род растений из семейства Гречишные (Polygonaceae), крупяная культура. Из гречихи изготавливается ядрица — цельное зерно (гре́чка), продел (дроблёное зерно с нарушенной структурой), смоленская крупа (сильно измельчённые зёрна), гречневая мука, а также медицинские препараты; используются даже шелуха и семенные оболочки, которыми набивают лечебные подушки, помогающие при бессоннице. Семена охотно поедают певчие птицы. А что получают из гречихи? - Гречневую крупу. - Все ели гречневую кашу? Она очень полезна. - Что получают из проса? - пшено. Про́со (лат. Panicum) — род однолетних травянистых растений семейства Злаки. В Азии, Америке, Африке, Европе произрастает до 442 видов проса, в России — 8 видов этого растения. Среди других злаковых просо отличается повышенной стойкостью, пригодно для выращивания на сухой почве, неплохо переносит жару. В дикорастущем виде просо — сорняк, либокормовая трава. Из зерна проса получают крупу (пшено) и муку. Как корм для скота используют зерно и солому. - А из овса? – делают хлопья «Геркулес». - А вы знаете, почему их так назвали? Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми. Овсяная крупа среди других видов круп занимает одно из первых мест по питательности. Овсяную муку применяют в кондитерском производстве, для выпечки блинов и т. д. Расплющенные зёрна овса — основной компонент мюсли. Зерно овса используют как сырьё для выработки комбикормов и как концентрированный корм для животных. Возделывают овёс на зелёный корм, как в чистом виде, так и в смеси с бобовыми культурами, чаще с викой, горохом и чиной. Овсяную солому используют как грубый корм и как сырьё для комбикормовой промышленности. Овёс обыкновенный применяется в народной медицине, а также в гомеопатии. Фармацевтическая промышленность выпускает спиртовую настойку овса, являющуюся эффективным успокаивающим средством.   Наряду с зерновыми культурами стоят овощные культуры. - Чем интересны овощные культуры? У: - Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов. Самым важным является картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё». В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом. Физминутка Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. (копают грядки) Он принес чемодан (показывают, как он нес чемодан). Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена – (дети присели, затем встали) Садовод любовался на всходы. (восхищаются) Утром их поливал (поливают), На ночь их укрывал (укрывают), И берег от холодной погоды. (дети садятся) 2 группа Кормовые - Какие растения выращивают для корма животных? У: - кормовую свёклу, овёс, клевер, люцерну, тимофеевку - Сообщение научного сотрудника. Кормовая свекла была выведена только в 16 веке в Германии и уже в 18 веке этот овощ быстро распространился по странам Европы. Возделывается во многих европейских странах, в Америке (США, Канада, Бразилия и др.), в Австралии, Новой Зеландии, Алжире, Тунисе и др. Уход за посевами заключается в прорежевании, прополке. Корнеплоды кормовой свёклы содержат большое количество клетчатки и волокон. Кормовая свёкла в первый год жизни формирует крупный (до 10-14 кг) корнеплод разнообразной формы (мешковидная, овально-коническая, цилиндрическая, шаровидная) и окраски (жёлтая, белая, красная и др.) и розетку зелёных листьев, используемых в качестве сочного корма (листья также силосуют), легко убирается благодаря тому, что корнеплоды на две трети находятся на поверхности. Убирают кормовую свёклу картофелекопателями, картофелеуборочными комбайнами, свеклоподъёмниками. Хранят в буртах или хранилищах. Урожай корнеплодов доходит до 900 - 1100 центнеров с гектара. Используется на корм домашнего скота, крупного рогатого скота, для повышения надоев молока.   Клевер луговой — многолетнее травянистое растение с красно-розовыми цветами, представитель семейства бобовых (Fabaceae). Встречается повсеместно. В научной медицине не применяется. В народной медицине используют головки клевера вместе с верхушечными листьями. Сырье содержит эфирное и жирное масло, дубильные и смолистые вещества, кумариновую и салициловую кислоты, витамины Е, С, каротин и другие. Препараты из цветков клевера лугового обладают отхаркивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Тимофеевка луговая — растение ярового и ярово-озимого типа развития. При весеннем беспокровном посеве в условиях благоприятного сочетания температуры и влаги она может выколашиваться и зацветать в тот же год. Цветет она в последней декаде июня — начале июля. Хорошо растет на плодородных умеренно влажных, суглинистых, глинистых, аллювиальных почвах и на окультуренных торфяниках. На сухих участках и кислых почвах развивается слабо. Люце́рна (лат. Medicágo) — род однолетних и многолетних трав или полукустарников семейства Бобовые (Fabaceae), ценнаякормовая культура. Латинское родовое название Medicago происходит от греческих слов, означающих «корм из Мидии»; из этой области растение и попало в Грецию. Используют люцерну на выпас, зелёный корм, сено, травяную муку, сенаж, силос. Кукуруза Небольшие посевы кукурузы используются как пастбища для домашнего скота. Зерно кукурузы служит кормом, главным образом для свиней и домашней птицы. Его скармливают целым или же дробят и размалывают в муку. Кроме того, из него получают различные продовольственные продукты. Свежие и консервированные зерна – популярное овощное блюдо, из сухих зерен делают кукурузные хлопья, мамалыгу и кашу, из кукурузной муки пекут лепешки, блины и т.п. Во многих регионах, особенно в Мексике, Южной Америке и Африке, кукуруза – основной продукт питания для населения. Это нередко приводит к алиментарной недостаточности, поскольку зерна кукурузы бедны некоторыми необходимыми для человека веществами.   3 группа – Прядильные культуры. - Какие растения выращивают для промышленности? У: - Растения, которые выращивают для промышленности называются прядильными культурами. К ним относятся хлопчатник и лен. - Лён-долгунец. У этого растения высокий, до 125 см, стебель. Его убирают, когда стебли пожелтеют, а нежные листья опадут. Лен выдергивают с корнем и расстилают на поле, чтобы стебли вымокли в росе. В это время волокно отделяется от других тканей. Затем лен сушат, вяжут в снопы и обмолачивают, мнут, трепят, а после этого прочесывают. И только потом ткут полотно. Когда-то все это делали вручную, теперь работают машины. После цветения на верхушках стеблей образуется множество зеленых коробочек с блестящими коричневыми семенами. Из них выжимают масло. Льняное масло используют в пищу, из него делают лучшие сорта красок. Без льняного масла не обходится производство мыла, искусственной кожи и линолеума. Льняным жмыхом кормят скот. А масло и семена применяют в медицине. Хлопчатник – из него получают хлопок. Хлопок является важнейшим сырьём в текстильной промышленности. В медицине применяется для изготовления ваты, перевязочного материала и коллодия. Эстракт из коры корней хлопчатника обладает кровоостанавливающим действием. Из семян получают хлопковое масло, которое используется и в пищевой отрасли, и в медицине. Хлопковое волокно является сырьем для производства пороха. Листья применяются как сырьё при получении лимонной и яблочной кислот. Растение также содержит специфический пигмент госсипол — (1,6,7-триокси-3-метил-5-изопропил-8-нафтальдегид) — природный полифенол, обладающий химиотерапевтической активностью в отношении различных вирусов и бактерий. Сухие одеревеневшие стебли хлопчатника (гузапая́) используются в Средней Азии в качестве топлива. Хлопок – это ткань. Давайте проследим ее изготовление. Картинка Есть большое количество профессий людей, работающих в растениеводстве. Хлопкороб, овощевод, хлебород, садовод.   - Ребята, а где выращивают культурные растения? В поле, саду, огороде, цветниках. - Ребята, растениеводство ещё можно разделить на 4 группы по принципу, где их выращивают. Это полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. Скажите, пожалуйста, а какая отрасль растениеводства развита в нашем крае. У: - овощеводство, полеводство, цветоводство, плодоводство. - Вот какой богатый наш край! - А что выращивают в нашем селе? У: - Виноград, картофель, овощи разные, фрукты. - Ребята, существуют еще одни растения, которые человек выращивает – это цветы. Растения поля выращивают для получения муки, круп. Овощи, фрукты и ягоды - для витаминов, необходимых организму человека. Для чего же выращивают цветы? У: - Люди выращивают цветы для красоты, для того, чтобы дарить друг другу радость. - Какие виды цветов вы выращиваете на клумбе? -На улице холодно, а люди покупают цветы. Где же их вырастили? У: (затрудняются ответить) - В оранжерее. Что такое оранжерея? У: Это теплица. - Да, это застекленная теплица. Т еплица – это дом с прозрачными стенами и крышей, в которой круглый год можно выращивать растения. Через крышу и стены проникает необходимый растениям свет. Если же его не хватает, то зажигают электрические лампы. По трубам в теплицу для ее обогрева подаются горячая вода или пар, идет теплая вода для полива растений. Свежий воздух поступает через форточки или фрамуги на крыше. Растения в теплице растут на почвенных смесях, а там, где почву не применяют, к корням растений подают питательный раствор. Вблизи городов созданы крупные тепличные хозяйства: теплицы занимают десятки гектаров и снабжают жителей свежими овощами и цветами. Здесь выращивают огурцы, помидоры, зеленый лук, салат, редис, укроп, а также цветы, рассаду сельскохозяйственных растений. За год удается получить несколько урожаев.   Давайте выполним практическую работу:   ПЛАН 1. Название растения. 2. К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение)? 3. Где его выращивают (в саду, поле, огороде)? 4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят? Как человек использует это растение?   Вспомним части растения. Картинка   1. Тест. – добавить вопросы!!!!!!!!! - У вас на столах лежат листочки с тестами. Ответьте на вопросы теста. Тест.
  1. Какие растения выращивают для получения продуктов питания?
· Клевер · Капуста · Лен · Лук
  1. Какие растения выращивают на корм домашним животным?
    • Чеснок
    • Клевер
    • Сахарная свёкла
· Хлопчатник
  1. Какие растения выращивают для получения тканей?
· Капуста · Лен · Крыжовник · Хлопчатник Итог урока – схема   - Молодцы ребята! - А теперь скажите, пожалуйста, о чем вы узнали сегодня на уроке? - Какое новое открытие вы для себя сделали?  
  Для получения продуктов питания выращивают большое количество растений: это зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), овощные культуры (томат, капуста, огурец, лук), плодовые культуры (яблоки, груши, сливы, вишню).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: