Вопросы к экзамену по предмету
ОСНОВЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
для студентов специальности «Психология»
1. Понимание и определения понятия «психологическая помощь», ее содержание и область деятельности.
2. Понимание проблематики психологической помощи.
3. Самостоятельные специфические задачи психологической помощи и задачи по предметным перспективам (доминантам) консультативной практики.
4. Исторические предпосылки возникновение психологической помощи и понимание их содержания.
5. Развитие психологической помощи личности и сообществу как особого социального и профессионального института.
6. Определенные трудности, связанные со спецификой профессии, в области психологической помощи.
7. Психологическая помощь личности как предмет обучения, объект воздействия, предмет воздействия, решаемые задачи.
8. Процедурные и процессуальные моменты первой встречи в оказании психологической помощи.
9. Условия успешного осуществления первой консультативной беседы, особенности восприятия клиентами психологов-консультантов.
10. Консультативная беседа как один из основных методов оказания психологической помощи, задачи начальной консультативной беседы, завершение первой консультативной беседы.
11. Основные коммуникативные техники в консультативной беседе: молчание, эпатическое слушание, прояснение.
12. Основные коммуникативные техники в консультативной беседе: рефлексивная вербализация, интерпретация, самораскрытие, конфронтация.
13. Вопросы, характеризующие профессиональный этикет поведения (ведение записей, опаздывание, ориентировка во времени, курение и др.).
14. Характеристика этапов процесса психологической помощи, основные задачи психолога и особенности поведения клиента: начальный этап как этап вхождения в ситуацию психологической помощи, этап действования и проживания ситуации психологической помощи.
15. Характеристика этапов процесса психологической помощи, основные задачи психолога и особенности поведения клиента: этап вхождения в новый опыт, этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом.
16. Параметры, существенные для ориентировки в клиенте, возможных сроках работы и ее успешности.
17. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в классическом психоанализе З.Фрейда.
18. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в аналитической психологии К. Юнга.
19. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в гуманистическом психанализе Э. Фромма.
20. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в неофрейдизме (Г. Салливан).
21. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в неофрейдизме (К. Хорни).
22. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в неофрейдизме (Э. Берн).
23. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в поведенческой концепции (Уотсон, Скиннер).
24. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в рационально-эмотивной терапии А. Эллиса.
25. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в когнитивной терапии А. Бека.
26. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в реальностной терапии У. Глассера.
27. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в рамках экзистенциальной психотерапии.
28. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в гуманистической психологии (К. Роджерс).
29. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в гештальт-терапии (Ф. Перлз).
30. Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в трансперсональной психологии С. Грофа.
31. Характеристика психологических направлений в классической русской философии: представления и понятия (человек, личность, душа, дух, Я и др.).
32. Определенные этапы и направления в историческом развитии отечественной психологической помощи.
33. Характерные черты современных отечественных подходов к психологической помощи, подходы и установки в деятельности практикующих психологов.
34. Вопросы и проблемы, возникающие в теории и практике отечественной психологической помощи.
35. Теоретические подходы и проблемы в построении функциональной модели личности психолога-практика, задачи, содержание и требования профессиональной подготовки.
36. Области применения науки и искусства психологической помощи, их характеристика.
37. Проблема классификации видов (форм) психологической помощи.
38. Характеристика факторов, которые необходимо принимать во внимание, при изучении проблемы классификации видов психологической помощи.
39. Определение и характеристика консультативного контакта, условия, способствующие позитивным изменениям личности.
40. Характеристика консультативного контакта, основные параметры его определений.
41. Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в психоаналитическом и адлерианском направлении.
42. Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в рационально-эмоциональной терапии, терапии, ориентированной на клиента.
43. Общая характеристика консультативного контакта с позиций психолога-консультанта в терапии поведения и экзистенциальной терапии.
44. Характеристика основных организационных форм оказания психологической помощи (индивидуальное, семейное, групповое консультирование).
45. Характеристика и описание видов психологического консультирования (по Б.Д. Карвасарскому).
46. Характеристика и описание видов психологического консультирования (по Овчаровой Р.В.).
47. Характеристика и описание видов психологического консультирования по характеру решаемых задач, характеру теоретического подхода.
48. Характеристика и описание видов психологического консультирования по характеру теоретического подхода и степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом.
49. Характеристика видов психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или образований.
50. Характеристика групповых форм работы психологической помощи. Разновидности психологических тренингов и их характеристика.
51. Личность психолога как один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений в жизни клиента.
52. Характеристика и функции специалистов, оказывающих психологическую помощь. Понятия «психолог», «консультирующий психолог», «консультант», «наставник».
53. Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.
54. Анализ и характеристика Закона РБ «Об оказании психологической помощи».
55. Формирование этических стандартов психолога на основании анализа литературы, обобщения собственного опыта, опыта коллег, обобщения итогов дискуссий и др.
56. Общие этические требования в оказании психологической помощи.
57. Специфические этические требования в оказании психологической помощи.
58. Степень прогнозируемости и оценка перспектив оказания психологической помощи. Методы оценки эффективности психологической помощи.
59. Параметры, влияющие на оценку перспектив совместной работы в ситуации психологической помощи.
60. Современные проблемы оказания психологической помощи (анализ журнальных статей).
61. Нормативные правовые основы организации деятельности педагога-психолога: направления работы педагога-психолога, перечень документации.
62. Основная рабочая организационно-планирующая документация педагога-психолога: планы работы педагога-психолога на месяц, неделю, аналитический отчет о работе за год.
63. Основная рабочая организационно-планирующая документация педагога-психолога: аналитические материалы (справки) о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.
64. Основная рабочая организационно-планирующая документация педагога-психолога: график работы педагога-психолога, журнал учета индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, родителей, педагогов.
65. Специальная документация педагога-психолога: психологические характеристики, психологические заключения, протоколы обследований, коррекционных занятий, бесед.
66. Специальная документация педагога-психолога: карты психического развития, коррекционные карты, выписки из психологических заключений и карт развития.
67. Роль социально-педагогических центров, методических объединений в координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования.
68. Деятельность педагога-психолога по реализации Декрета «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
69. Современные подходы к организации психологического просвещения как направления психологической помощи.
70. Современные проблемы оказания психологической помощи (анализ журнальных статей).
Преподаватель Маркевич О.В.